Гарантии - всем, их исполнение - избранным
Чтобы обеспечить равные права всех до единого российских граждан на медицинскую помощь, нужно все субъекты РФ присоединить к Москве. Именно на эту трагикомическую идею наталкивает сообщение мэра Москвы С.Собянина о намерении столичной власти с октября значительно расширить программу бесплатного лекарственного обеспечения больных COVID-19.
Москвичи и прежде получали лекарства для амбулаторного лечения COVID-19 бесплатно. Теперь в этот список включены дополнительно два новых отечественных противовирусных препарата с общим непатентованным наименованием фавипиравир (всплеск общественного возмущения по поводу запредельной стоимости этих лекарств, рекомендованных Минздравом России для амбулаторного лечения, не стихает уже которую неделю), антикоагулянты, а также пульсоксиметры (!?).
Насколько данное решение мэрии Москвы согласуется с декларацией законного права каждого российского гражданина на медицинскую помощь, причём, её равную доступность и равное качество? Ведь абсолютно очевидно, что болеют COVID-19 жители всех субъектов Российской Федерации, но позволить себе такие щедрые меры социальной поддержки населения в состоянии только столичный регион. Врачи в Татарстане, Новосибирске, Хакасии и Тыве тоже были бы рады предоставить своим амбулаторным пациентам такую помощь, однако…
В столь острый и для экономики страны, и для финансового состояния каждой российской семьи момент, как пандемия, эта новость не могла не вызвать недоумение медицинского сообщества и негодование людей, живущих за пределами МКАД в регионах, где цена фавипиравира составляет почти 50% размера средней зарплаты населения.
С просьбой прокомментировать ситуацию корреспондент «МГ» обратилась в Государственную Думу. Член Комитета по охране здоровья доктор медицинских наук, профессор Борис Менделевич высказал мнение, что данное решение мэрии Москвы следует воспринимать не как очередную демонстрацию собственных возможностей и превосходства перед другими территориями страны, а как хороший пример заботы о жителях региона, но главное - как стимул для принятия системных решений на уровне государства.
- Здесь можно провести аналогию с Октябрьской революцией: боролись за то, чтобы в стране не было богатых, а на самом деле нужно было бороться за то, чтобы не было бедных. Ругать или в чём-то обвинять столичное руководство, мне кажется, неправильно: то, в чём недорабатывает федеральная власть, столичная дорабатывает в интересах населения на своём уровне. Это касается не только вопросов лекарственного обеспечения и не только лечения СOVID-19, а всего отечественного здравоохранения в принципе. Нельзя допускать дискриминации людей по территориальному признаку в их правах на медицинскую помощь, - говорит Б.Менделевич.
Как подчёркивает парламентарий, это записано даже в новой редакции Конституции России. Любой человек имеет право получить медицинскую помощь на одинаково высоком уровне по единому стандарту, утверждённому Минздравом России, вне зависимости от того, где он живёт: в Москве или на Дальнем Востоке, в городе или в сельской местности. Но на деле этого, к сожалению, не происходит, что наглядно видно на примере с амбулаторным лечением коронавирусной инфекции.
- Первое, что необходимо предпринять - полностью передать систему лекарственного обеспечения на федеральный уровень. Сейчас мы видим разницу в лекарственном обеспечении жителей разных регионов, и это зависит от двух факторов: возможностей бюджета субъекта РФ и желания исполнительной власти субъекта заниматься данным вопросом. Первый фактор, разумеется, превалирует. Очевидно, что бюджет Томской области, Республики Тыва или Забайкальского края при всём желании вряд ли справится с обеспечением больных СOVID-19 таким же набором препаратов для амбулаторного лечения, как в Москве. Или другой пример - орфанные заболевания. В одном из регионов чиновники мне честно признались, что им выгоднее купить для семьи, где есть ребёнок с таким заболеванием, жильё в Москве, чтобы он по столичной прописке мог получать бесплатно необходимые лекарства, чем из регионального бюджета оплачивать его дорогостоящее лечение. Яркая иллюстрация - лекарственное обеспечение детей со спинальной мышечной атрофией, где стоимость препарата измеряется миллионами рублей, и территории не могут справиться с такой нагрузкой. И здесь выход тоже один - перевести лекарственное обеспечение всех пациентов со всеми орфанными заболеваниями на федеральный уровень. Тогда у нас будет справедливость в этом вопросе, все регионы и все пациенты будут в одинаковых условиях, - считает профессор Менделевич.
Далее, говоря о лекарственном обеспечении амбулаторных пациентов вообще, депутат напоминает об опыте ряда европейских стран, где действует система лекарственного страхования и лекарственного возмещения. В Комитете по охране здоровья зарубежный опыт уже неоднократно анализировали, депутаты склоняются к тому, что этот подход можно и нужно внедрить в нашей стране.
Смысл в том, что человек по рецепту врача покупает за свои деньги лекарства, а потом предоставляет в страховую компанию чек и получает возмещение расходов. Для тех, кто предпочитает более дорогие оригинальные и зарубежные препараты более дешёвым отечественным или дженерикам, действует система соплатежей: пациент покупает то, что хочет, но страховая компания возмещает от суммы покупки только стоимость аналогичного препарата, который гарантирован государством.
- На мой взгляд, введение системы лекарственного страхования снимет все вопросы о неравенстве пациентов по территориальному принципу. Но самое важное - государство будет заинтересовано вести с отечественными фармпроизводителями переговоры о снижении стоимости их препаратов. Если говорить о том же фавипиравире, сегодня государство заинтересовано в снижении его цены только с точки зрения социальной справедливости, а чисто экономически ему это абсолютно не выгодно, поскольку снижаются доходы бюджета. Как только государство будет само оплачивать этот препарат для амбулаторных пациентов, тогда оно, конечно же, окажется напрямую заинтересовано в удешевлении фавипиравира, - убеждён мой собеседник.
Более того, депутат подчёркивает: если посчитать возможные затраты государства на обеспечение лекарствами всех пациентов, которые находятся на амбулаторном лечении, они окажутся сопоставимы с расходами на лечение осложнений, которые возникают у больных, когда они не соблюдают назначение врача, потому что у них нет денег купить лекарства.
- Насколько нам известно, в Правительстве эта тема обсуждается, ведутся расчёты. Кстати, первый шаг к лекарственному страхованию уже сделан: с 2020 года пациентам после операций на сердце стали выписывать бесплатные лекарства для лечения на амбулаторном этапе. Надеюсь, в ближайшие 3-5 лет система лекарственного страхования будет внедрена в полном объёме. Тем более, что никаких новых структур для её реализации создавать не нужно, данную функцию могут взять страховые компании, работающие в системе ОМС, - полагает Борис Менделевич.
Елена БУШ, обозреватель «МГ».