Проверка на профессионализм
Олимпиады помогают будущим врачам лучше понимать выбранное ими дело
В стенах Детской городской клинической больницы № 13 им. Н.Ф.Филатова прошла IX Всероссийская студенческая олимпиада по детской хирургии. По традиции её организатор – кафедра детской хирургии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова – собрал сильнейших студентов 1-6 курсов со всей страны. В Москву приехали команды из Воронежа, Дагестана, Екатеринбурга, Ижевска, Иркутска, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Уфы, Челябинска, Ярославля.
«Замечательно, что именно в стенах нашей больницы продолжается такая замечательная традиция, как олимпиада студенческого научного кружка по детской хирургии университета, – рассказала главный врач Детской городской больницы им. Н.Ф. Филатова, профессор кафедры госпитальной педиатрии им. В.А.Таболина РНИМУ им. Н.И.Пирогова Антонина Чубарова. – Этот год для нас особенный: исполнилось 100 лет со дня присвоения имени Нила Фёдоровича Филатова нашей больнице, 180 лет со времени её основания. Это всегда была университетская клиника, где учились молодые доктора, научные сотрудники. В 1946 г. больница стала базой первого крупнейшего педиатрического факультета 2-го Московского медицинского института, родного для нас. Больница приняла кафедры детской хирургии и госпитальной педиатрии, которые пребывают здесь и поныне. Мы всегда считали, что уже в процессе учёбы студентам надо вникать в практическую деятельность. Когда в учебном процессе вы не просто учите что-то, а общаетесь со старшими коллегами, смотрите, как протекает жизнь больницы изнутри, лучше понимаете профессию и то, что вам предстоит в жизни. Надеюсь, традиция будет поддержана уже вами многие и многие годы».
Один из организаторов олимпиады, доцент кафедры детской хирургии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, заведующий отделением городского пункта неотложной травматологической помощи ДГКБ им. Н.Ф.Филатова Николай Шастин отметил, что не первый год мероприятие получает положительные отзывы от членов жюри из разных регионов России и стран СНГ.
«Здесь собралась элита, ребята, которые находятся на очень высоком уровне. Я был поражён, что некоторые участники 2-3 курсов решают такие задачи, которые не всегда под силу молодому доктору. Мы получаем от жюри высокие оценки. Дело в том, что, когда я задумал эту олимпиаду девять лет назад, уже тогда представлял её механизмом отработки педагогических технологий. Участники разъедутся по стране, станут ассистентами, преподавателями, и всё, что узнали здесь, будут применять в своей практике. Это расширяет их кругозор и увеличивает наш медицинский и педагогический потенциал в целом», – подчеркнул он.
С видеообращением к участникам также выступил известный врач, детский хирург, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой детской хирургии РНИМУ Александр Разумовский: «Вы находитесь в стенах, с моей точки зрения, в лучшей для детского хирурга клинике – Филатовской больнице. Хочу пожелать вам, чтобы это мероприятие породило в вас желание постоянно, каждый день прогрессировать, совершенствоваться. И так до окончания вашей хирургической карьеры. Если проиграете, не расстраивайтесь: в таких мероприятиях проигравших не бывает».
Кафедра детской хирургии РНИМУ им. Н.И.Пирогова в очередной раз подготовила для участников непростые задания – 12 конкурсов.
Осмотр. Участникам предлагалось последовательно просмотреть 30 фотографий пациентов с хирургической патологией. Каждое изображение демонстрировались по 30 секунд, последовательно два раза с интервалом в три минуты. В бланке ребята указывали, какое, по их мнению, заболевание иллюстрировала фотография. И в конце конкурсантам давались ещё три минуты для окончательного оформления своих результатов.
Обследование. Следовало просмотреть 30 изображений, которые демонстрировали результаты выполнения того или иного метода диагностики. Их необходимо было интерпретировать и предположить диагноз. Изображения демонстрировались по 30 секунд, последовательно два раза с интервалом в три минуты. В бланке участники конкурса указывали, какое, по их мнению, заболевание иллюстрировало изображение.
Протокол. Конкурсанты знакомились с видеофрагментом, на котором врач собирает у пациента жалобы, анамнез и демонстрирует результаты обследования и манипуляцию, выполняемую пациенту. По окончании нужно было написать протокол, отражающий увиденное.
Пальпация. Участникам предлагалось ознакомиться с кратким анамнезом, пропальпировать и оценить четыре макета, которые имитировали ту или иную патологию. В бланке ответов необходимо было описать каждый макет и поставить предполагаемый диагноз.
Анализы. Участникам были представлены шесть результатов лабораторных исследований разных пациентов, с кратким описанием клинической картины. Необходимо было проанализировать эти данные и указать полное название лабораторного исследования, установить предварительный диагноз и дать клиническую трактовку данных изменений.
Рукоделие. Участникам необходимо было, используя предложенные выкройки и хирургические инструменты, сшить хирургический костюм для куклы. По окончании отведенного времени участники должны были надеть на куклу сшитый костюм и продемонстрировать жюри.
Топографическая анатомия. Участникам предлагалось создать из пластилина две модели пороков развития (атрезию пищевода и желчекаменную болезнь), при этом определенным цветом необходимо было отобразить прилежащие анатомические структуры.
Операция. Нужно было на модели выполнить первичную хирургическую обработку раны травматического происхождения под местной анестезией. Вмешательство должно быть выполнено с использованием правил асептики и наложением одиночных узловых швов. Оценка результата не зависела от времени выполнения манипуляции, но необходимо был уложиться в норматив – 20 минут.
Манипуляция. Предлагалось технически правильно выполнить на моделях три манипуляции с соблюдением правил асептики и антисептики: пункцию кефалогематомы; удаление присосавшегося клеща и катетеризацию вены.
Десмургия. Каждому участнику была предложена клиническая задача с рентгенограммой. Необходимо было выбрать способ иммобилизации и выполнить её. Вторая задача потребовала наложения определённой бинтовой повязки.
Викторина. Для участия в конкурсе последовательно приглашались по одному из членов команды. Ведущий задавал вопросы, а участник конкурса в течение 30 секунд должен был написать ответ.
Конфликт. Перед началом конкурса представители команд тянули жребий с описанием конфликтной ситуации. Им предстояло погасить конфликт, возникший между родственниками пациента и врачом.
В общем командном зачёте 1 место разделили команда РНИМУ им. Н.И.Пирогова (Анастасия Коновалова, Кристина Проплеткина, Ангелина Шершнева, Михаил Двойников и Анна Демьяненко) и Уральского государственного медицинского университета (Анастасия Слукина, Екатерина Шаленая, Юлия Кошелева, Валерия Митина и Анна Зубарева).
2 место заняли Иркутский государственный медицинский университет (Алдар Бухаев, Константин Курганский, Елена Батурина, Анастасия Валявская и Наталья Суханова), Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Юлия Савельева, Яна Кавковская, Глеб Жигулин, Оксана Усинская, Ольга Суходольская), Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.Разумовского (Святослав Самыгин, Зина Селимова, Максим Черняев, Ислам Расулов и Александра Пунтикова) и Ярославский государственный медицинский университет (Ксения Тарбеева, Никита Бахтин, Татьяна Пахомова, Юлия Лысенко и Дарья Незнакомова).
3 место разделили Башкирский государственный медицинский университет (Евгений Каранинский, Дмитрий Рословец, Диана Мударисова, Рафаэль Ошибаев и Дарья Жилкина), Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Надежда Бакаева, Анастасия Гоцкина, Иван Андреев, Александр Малютин, Елена Филиппова), Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П.Павлова (Дарина Шумилина, Мария Бурмакина, Юлия Бабкина, Ильдана Хасанова и Ульяна Карпунина) и Южно-Уральский государственный медицинский университет (Полина Винель, Виолетта Шакомалова, Альбина Искужина, Александр Грунин и Елена Клопова).
Во время церемонии награждения победителей и призёров своё мнение об олимпиаде выразил заслуженный врач Республики Дагестан, доцент кафедры детской хирургии Дагестанского государственного медицинского университета Вагиф Ашурбеков: «Олимпиада была проведена на высоком уровне. Спасибо организаторам! В нашем университете каждый год проходит внутривузовская олимпиада, в которой участвуют все факультеты. И мы обязательно почерпнем для неё те задания, которые увидели здесь».
Так же высказался доцент кафедры детской хирургии и урологии-андрологии им. Л.П.Александрова Сеченовского университета Максим Айрапетян: «Хотел бы обратиться к организаторам: вы проделали большую работу, и мы это ценим. Хотел бы отметить, что вам, участники, нужно больше читать, больше тренироваться и больше дежурить в отделениях в качестве волонтёров. Это те самые главные три пункта, которые нужно усвоить. По вашим результатам сразу было понятно, кто проходил практику, а кто нет. Но на все эти оценки вы не должны смотреть, как на оценки. Относитесь к ним как к пусковому моменту: теперь вы знаете, чем заняться летом. Вы увидели свои ошибки, будете целый год работать над ними и становиться лучше!»
Александр ГЕОРГИЕВ.