Здравоохранение: недовольных больше

Более трети (40%) из 15 плановых показателей национального проекта «Здравоохранение» не достигнуты в 2019 году Минздравом РФ, констатирует заключение Счётной палаты РФ. А результаты опроса крупнейшего в нашей стране исследовательского холдинга «Ромир» свидетельствуют: помощью, оказанному ему в медицинских учреждениях, удовлетворён лишь каждый десятый из пациентов.
В числе шести заданий нацпроекта, которые не удалось достичь в прошлом году, - снижение смертности населения трудоспособного возраста (при плановом показателе 437 случаев на 100 тыс. человек он составил 482,8 случая); смертность от болезней системы кровообращения (583,1 случая при плане 545), а также от новообразований, в том числе злокачественных (при задании 199,5 случая на 100 тыс. населения – 203). Доля новообразований, выявленных на ранних стадиях (I–II) составила 57,4% (намечалось 57,9%). Больничная летальность от инфаркта миокарда - 12,4% при плане 11,7%), от острого нарушения мозгового кровообращения – 18,6% вместо намеченных 17,6%.
При этом расходы федерального бюджета на нацпроект исполнены в 2019 г. на 96,4%, следует из документов внешней проверки СП РФ исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг.» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 г. К сведению: в прошлом году на этот проект было выделено 89 094,1 млн руб. бюджетный средств, а кассовое исполнение составило 86 234,5 млн руб. (96,4%).
Не взяты намеченные «Здравоохранением» рубежи по ряду плановых значений и по таким показателям входящих в него федеральных проектов, как, например, как борьба с онкологическими заболеваниями (одногодичная летальность этих пациентов при плане 21% составила 21,8% и обеспечение квалифицированными кадрами государственных и муниципальных медучреждений. Укомплектованность их врачами на 10 тыс. населения при плане 37,9% составила 37,6%, средними медицинскими работниками – 85,8% вместо 86,8%.
А вот данные опроса «Ромир», который. кстати, эксклюзивно представляет международные исследовательские ассоциации Gallup International и GlobalNR на территории России и СНГ и география исследований которого охватывает 100 государств. В ходе проведённого им в августе-сентябре исследования только 11% россиян положительно оценили качество услуг, предоставляемых в настоящее время медицинскими учреждениями, 45% населения считают их удовлетворительными, 28% - плохими 16% - очень плохими. Хорошим или очень хорошим качество таких услуг назвали лишь 11% респондентов.
Очень плохим качество медпомощи чаще называли жители Дальневосточного и Южного федеральных округов (34% и 24% соответственно). Снижается оценка этого показателя и с уменьшением численности населения в городе: очень плохим посчитали качество услуг медицины 21% жителей городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек и только 13% - в городах-миллионниках.
И вот что интересно. При всех этих цифрах, как сообщила пресс-служба «Ромир», 71% опрошенных респондентов в той или иной мере удовлетворены состоянием своего здоровья, что на 19% больше, чем согласно такому же исследованию 2003 года (52%). Причём, в группе опрошенных с высоким доходом 27% полностью удовлетворены своим здоровьем, а в группе респондентов с низким доходом – только 14%.
Вот и восприятие качества медицинской помощи с ростом дохода участников опроса улучшается: 59% респондентов с низким доходом называют его плохим или очень плохим и только 25% - в группе с высоким доходом.
Всего в опросе приняли участие 1500 респондентов старше 18 лет из всех типов населённых пунктов и всех федеральных округов России. Выборка, по мнению социологов, репрезентирует взрослое население страны.
Такая вот информация для размышления. Выводы – за вами, медики. Быть может, стоит подумать над имиджем вашего учреждения?
Тем более, что Росздравнадзор отмечает рост числа обращений граждан, неудовлетворенных оказанием медицинской помощи. «К сожалению, мы вынуждены констатировать сегодня, что количество обращений граждан, неудовлетворенных оказанием медицинской помощи, увеличивается с каждым годом. И у нас есть регионы, которые, в общем-то, больше всего работают над этим вопросом, но, тем не менее, сегодня они у нас первые по вопросам обращений граждан», - заявила в ходе публичного обсуждения результатов деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения заместитель её руководителя Ирина Серегина. Это - Москва, Московская область и Санкт-Петербург, уточнила она.
«Понятно, что в этих регионах пациенты, которые достаточно осведомлены и читают, - заметила И. Серегина, – хотя и другие регионы у нас осведомлены во многом. Но, тем не менее, сегодня не удается переломить ту ситуацию, что из этих регионов, которые я назвала, у нас больше всего есть обращений».
Константин Щеглов, обозреватель «МГ».
На снимке: Этот пациент, судя по всему, не слишком доволен оказанной ему медпомощью…