Вы здесь

Наше правило – не разрушать, а улучшать

Новая команда исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрея Воробьёва обещает, что в здравоохранении региона произойдут масштабные перемены. Речь, безусловно, идёт об организационных, экономических, финансовых и управленческих мерах, позитивно влияющих на систему охраны здоровья населения. Что несут они людям, обычным рядовым пациентам, вынужденным обращаться к врачам? Смогут ли медики, следуя шаг за шагом, повысить качество медицинской помощи, внедрить более современные технологии диагностики и лечения, добиваясь их доступности? Об этом беседа с министром здравоохранения Московской области Ниной СУСЛОНОВОЙ.

– Нина Владимировна, скоро уже полгода, как вы вступили в должность министра здравоохранения. Как вы считаете, в чём отличие медицины Подмосковья от других территорий?

– Прежде всего, Подмосковье – один из крупнейших и густонаселённых регионов России. Численность населения Московской области свыше 7 млн человек, в том числе более миллиона (18,6%) проживает в сельской местности. Прибавьте сюда постоянно проживающих в загородных домах жителей, зарегистрированных в столице. Так что в летний период население области увеличивается более чем на 3,5 млн. Отсюда плотность населения – 158,9 человека на 1 км2. Кроме того, ежегодно официально регистрируется не менее 1 млн мигрантов. По некоторым данным, их число колеблется, достигая 3 млн! Большая часть приезжих проживает на прилегающих к Москве территориях.

Между тем около 3 млн жителей Подмосковья, ежедневно преодолевая многокилометровые пробки, по 2-3 часа едут в электричках до места работы и обратно. Так называемая маятниковая миграция – ещё одна из особенностей региона. Это влияет на здоровье, ведёт к развитию синдрома хронической усталости и, как следствие, к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы.

При этом основными причинами смерти жителей области на протяжении ряда лет остаются болезни системы кровообращения (60,2%), новообразования (14%), травмы, отравления, иные последствия воздействия внешних причин (8,5%). И хотя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 1,6 года (с 67,8 года в 2008 г. до 69,4 в 2012 г.), этого недостаточно. Ежегодно растёт общая заболеваемость. Скорее всего, отрицательная динамика – свидетельство слабой мотивации населения к соблюдению здорового образа жизни. Из причин можно назвать следующие – низкая активность, высокая приверженность вредным привычкам, нерациональное, несбалансированное питание, несвоевременное обращение за медицинской помощью, недостаточная работа первичного звена здравоохранения. Близость мегаполиса обусловливает значительный отток кадров – 44 тыс. проживающих в области медицинских работников трудятся в клиниках Москвы.

Исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьёв поставил задачу создать привлекательные условия в подмосковных учреждениях, чтобы специалисты возвращались в свою местность, а не отправлялись на заработки за десятки километров от дома.

– Как вы оцениваете результаты реструктуризации системы оказания медицинской помощи, которая проводилась в Подмосковье?

– Нельзя отвергать то, что было сделано. Тем более определённые подвижки налицо. Следствием их явились: уменьшение количества юридических лиц, не повлёкшее ликвидацию или закрытие лечебных учреждений; переориентация оказания медпомощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованных госпитализаций в стационар (круглосуточный коечный фонд сократился на 15,75%, в то же время мощность дневных стационаров увеличилась и составила 9,1 тыс. коек, 50% из которых – в поликлиниках); перепрофилирование маломощных участковых больниц в амбулатории с койками дневного стационара либо перевод их в больницы (отделения) сестринского ухода. Но сказать, что все поставленные задачи реструктуризация решила, к сожалению, нельзя. Она будет продолжена.

– Когда в регионе будет сформирована трёхуровневая система оказания медпомощи населению?

– Она уже сформирована. Но мало прописать её на бумаге, надо наполнить её содержанием, чтобы она работала. А для этого следует отработать маршрутизацию пациентов по ряду профилей. Кроме того, требуется дооснастить небольшие лечебные учреждения необходимым оборудованием для выполнения стандартов оказания медицинской помощи. Существует и проблема недостаточного количества санитарного автотранспорта, который позволил бы обеспечить транспортировку пациентов в межмуниципальные и региональные центры. Без этого не выстроить целостной системы, которая охватывала бы все лечебные учреждения.

– Ваше отношение к идее организации медицинских округов, которые достаточно эффективно действуют в Подмосковье на протяжении более 10 лет? Оправдана ли такая модель на новом этапе развития областного здравоохранения?

– В регионе организовано 12 медицинских округов, роль которых и их руководящих органов – координационных советов – в решении вопросов в сфере здравоохранения возрастает с каждым годом. Это подтверждают ежегодно пересматриваемые соглашения о распределении потоков пациентов. Что ещё важно – до конца определены юридический статус и полномочия медицинских округов. Специализированную помощь всегда выгоднее и целесообразнее оказывать в лечебных учреждениях межрайонного уровня, а в будущем – создать на их базе окружные центры.

– Стратегической целью деятельности системы здравоохранения любой территории является обеспечение законных прав граждан на своевременную, качественную, квалифицированную помощь в рамках Программы государственных гарантий. Какие на этом «фронте» результаты?

– В 2012 г. уточнённая стоимость программы увеличена на 17% сверх утверждённой в 2011 г. , из которых средства бюджета области – 26,5%, средства обязательного медицинского страхования – 63,4%. Размер подушевого финансирования – 12 326,9 руб.

Произошёл переход на одно-канальное финансирование службы «03».

В структуре организаций, принимавших участие в реализации программы, преобладают муниципальные (56,7% от общего числа), государственные учреждения здравоохранения (27,7%), федеральные медицинские организации, подведомственные Минздраву России, РАМН, другим министерствам и ведомствам (11,5%), медицинские организации негосударственной формы собственности (4,1%).

Анализ выполнения объёмов медицинской помощи за 2012 г. позволяет сделать оптимистичные выводы. Так, наметилась тенденция к росту объёмов оказания медпомощи в амбулаторно-поли-клинических условиях в расчёте на 1 жителя. Тем не менее на 2013 г. доля расходов на оказание помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на областную Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи составляет 28,6%, в амбулаторных условиях в неотложной форме – 2,4%, в стационарных условиях – 44,5%, в дневных стационарах – 6,5%. Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне лечебных учреждений – 6,3%.

– Нина Владимировна, поговорим о такой насущной для работников здравоохранения проблеме, как заработная плата. Да, она потихоньку растёт, но полной удовлетворённости её размером как не было, так и нет. Предвидятся изменения?

– За 2012 г. среднемесячная заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Московской области (с учётом выплат в рамках Национального проекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения) возросла в 1,09 раза по сравнению с 2011 г. При этом средняя зарплата врачей достигла 45 тыс. руб., среднего медицинского персонала – 27,6. Но надо искать источники дальнейшего повышения заработной платы, поскольку в столице она ещё выше. Справедливости ради надо признать, что на фоне многих других регионов Подмосковье смотрится весьма достойно. А.Воробьёв уже подписал указ о повышении зарплаты бюджетникам в этом году на 6%, а с сентября – ещё на 9%.

– На ваш взгляд, лечебных учреждений какого профиля недостаёт сегодня в регионе?

– Приведу выдержку из Программы развития, озвученной в речи исполняющего обязанности губернатора Андрея Воробьёва: «Не хватает перинатальных центров – необходимо как минимум 4, есть только 1 в Балашихе, на 180 мест. Принять решение в рамках средств программы на условиях софинансирования с 2015 г. осуществить строительство перинатальных центров в Коломне, Щёлково, Наро-Фоминске, роддомов в Сергиевом Посаде и Раменском. На эти цели из областного бюджета выделено 6,5 млрд руб.».

Это очень важное направление. С 2000 г. в Подмосковье регистрируется стабильный рост числа родов. В 2000-2012 гг. их стало больше на 76%, то есть их количество возросло с 47,2 тыс. до 78,5 тыс. в год. По прогнозам, рост сохранится до 2018-2020 гг. и может достичь 90 тыс., что объясняется социально-экономической привлекательностью нашего региона.

В Минздраве России в апреле 2013 г. прошла защита целевой программы «Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2020 гг.» Одной из приоритетных подпрограмм её стала «Охрана здоровья матери и ребёнка». Расчёты показывают, что области не хватает 177 коек для реанимации новорождённых и 435 коек второго этапа выхаживания.

– Предполагается ли корректировка программы снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний?

– В области только 1 сосудистый центр и 5 отделений в клиниках, где спасают от инфарктов и инсультов. Этого мало. В 2013 г. появится 3 новых сосудистых центра, в 2014 г. – ещё 3 с последующим созданием единой сети учреждений по оказанию помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях в составе 7 региональных сосудистых центров и 30 первичных отделений. Это позволит обеспечить высококвалифицированной медицинской помощью 5,9 млн взрослого населения области с острыми сосудистыми нарушениями, инсультами и инфарктами.

– Запомнилась цитата из выступления губернатора: «Здания многих медицинских учреждений видели революцию, и не одну – как, например, поликлиника в Павловском Посаде, которой 103 года. И она выглядит на все 103…»

– Да, это очень большая проблема областного здравоохранения. Большинство зданий и сооружений медицинских учреждений требует капитального ремонта и реконструкции. Особенно остро эта проблема стоитв в государственных учреждениях здравоохранения (психоневрологические, противотуберкулёзные, онкологические диспансеры). Самое старое функционирующее здание – противотуберкулёзный диспансер в Орехово-Зуево – относится к 1888 г. постройки.

В 2012 г. в рамках программы модернизации отремонтировано 144 объекта, на что потрачено свыше 9,2 млрд руб. Есть ещё один важный аспект, о котором не стоит забывать. В 2013 г. выделено 1,5 млрд руб. на ремонтные работы, включая 879 млн на противопожарную безопасность.

В программе развития отрасли запланировано строительство новых объектов – 4 поликлиник (3 из которых детские), ввод 134 офисов врача общей практики, организация 11 передвижных фельдшерско-акушерских пунктов, открытие 92 отделений и кабинетов неотложной помощи. К этому надо добавить организацию 33 межмуниципальных диагностических центров, 4 мобильных диагностических комплексов, 11 кабинетов паллиативной помощи.

При этом мы не забываем и о развитии консультативных поликлиник (МОНИКИ, МОНИИАГ, областной онкологический диспансер, специализированные поликлиники, диспансеры), обеспечении деятельности передвижных специализированных бригад (эндокринология, офтальмология, кардиология).

Важнейшим инструментом автоматизации процесса управления потоками пациентов, обеспечения записи на приём в электронном виде станет единая электронная регистратура Подмосковья. В 2013 г. на внедрение современных информационных систем в здравоохранение области предусмотрено более 203 млн руб. из средств Федерального фонда ОМС, около 48 млн из бюджета области и более 16 млн – из бюджета муниципальных образований.

– Какие ещё намечены шаги по улучшению качества медицинской помощи жителям Подмосковья?

– Насущная задача – создать единую диспетчерскую службу скорой медицинской помощи с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, что позволит устранить неравномерность обеспечения жителей врачебными бригадами. Сейчас отсутствует возможность координировать на муниципальном уровне деятельность «скорой» с соседними районами обслуживания. Скорая помощь в муниципалитетах малоуправляема, неспособна оперативно реагировать при чрезвычайных ситуациях, в её структуре высока доля административных расходов, существует риск финансирования службы по «остаточному принципу». Но все эти вопросы решаемы.

Мы и дальше будем проводить мероприятия, которые повысят эффективность нашей работы и принесут реальную отдачу.

Беседу вели
Александр ИВАНОВ,
Алексей ПАПЫРИН,
специальные
корреспонденты «МГ».
Московская область.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru