Страховые компании фиксируют значительный рост числа нарушений при оказании медпомощи кардиопациентам по ОМС
Почти 370 тысяч нарушений при оказании медицинской помощи пациентам по профилю «кардиология» выявили страховые медицинские организации в результате проведенных контрольно-экспертных мероприятий в 2022 году – об этом рассказали во Всероссийском союзе страховщиков, ссылаясь на данные внутренней статистики. Этот показатель более, чем на треть превышает уровень 2021 года. Тенденция к увеличению числа нарушений сохраняется и в нынешнем году – за 1 квартал зарегистрировано почти 90 тысяч таких случаев.
До начала пандемии Covid-19 страховщики фиксировали самые высокие показатели по выявленным нарушениям при оказании медицинской помощи кардиологического профиля в рамках ОМС (2019 г. - 324 тыс. случаев). С 2020 года за счет значительного снижения объемов плановой медпомощи, и как следствие, объемов экспертиз СМО, наблюдалось закономерное уменьшение числа нарушений до 260 тысяч. случаев.
Страховщики отмечают, что самыми частыми нарушениями при оказании амбулаторной медпомощи являются:
- превышение сроков ожидания проведения диагностических инструментальных исследований;
- несвоевременное включение пациента в группу диспансерного наблюдения;
- нарушения преемственности в лечении по вине медицинского учреждения;
- непроведение необходимых консультаций или консилиумов.
Среди самых распространенных нарушений при оказании медпомощи в стационарах:
- невыполнение или некачественное выполнение необходимых диагностических процедур, лабораторных исследований (УЗИ, холтеровское мониторирование ЭКГ, непроведение тропонинового теста для определения у пациента специфического маркера предынфарктных состояний);
- отсутствие в медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья пациента;
- несвоевременный перевод пациента в медицинскую организацию более высокого уровня;
- необоснованное назначение лекарственных препаратов (в т.ч. одновременное назначение аналогичных медикаментов, связанное с риском для здоровья пациента);
- отсутствие контроля лечения (например, при назначении тех или иных лекарственных препаратов не были проведены исследования, необходимые для отслеживания показателей здоровья пациента в динамике).
«Оценивая результаты работы системы ОМС с кардиологическими пациентами, с одной стороны, мы анализируем количественные показатели нашей внутренней статистики по выявленным нарушениям и экспертному контролю, с другой - опираемся на внешние цифры по диспансерному наблюдению и количеству повторных инфарктов. И вот что мы имеем - в 2022 году примерно на 20% выросло количество визитов к врачу в рамках диспансерного наблюдения. Незначительно, но все же, сократился показатель частоты повторных инфарктов миокарда », - говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов, — это позволяет считать успешной проводимую с медицинскими организациями методическую работу по результатам экспертиз, которая была усилена эффективным сопровождением страховых представителей кардиологических пациентов групп высокого риска. Имеет место совершенствование контроля за преемственностью на всех этапах оказания медпомощи, обеспечение тесной взаимосвязи пациента с лечебными учреждениями и страховыми компаниями – количество консультаций, проведенных СМО кардиологическим пациентам в 22 году, возросло более, чем в 2 раза, по сравнению с более ранними периодами. Все это, безусловно, влияет на качество медицинской помощи по кардионаправлению, своевременность её оказания, и вносит большой вклад в снижение уровня смертности, что сегодня подтверждено статистикой».
По словам Д.Кузнецова, 2022-й год стал для страховщиков рекордным не только по количеству нарушений, выявленных в рамках проводимых экспертиз по кардиологическому направлению. Страховые медицинские организации зафиксировали также наибольшее за последние годы число обращений с жалобами на качество медпомощи от пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Почти 140 тысяч таких обращений зарегистрировано в прошлом году, что в 3,5 раза превышает показатель 2021 года. 38 тысяч жалоб поступило СМО в 1 квартале 2023 года.
«Среди наиболее частых причин для недовольства застрахованных по ОМС в сегменте «кардиология» - оказание некачественной медпомощи, сложности с записью к врачу, слишком долгое ожидание приема или проведения обследования, а также взимание денежных средств за медпомощь, которая по закону должна оказываться бесплатно», - рассказал Д.Кузнецов.
Сопровождение кардиопациентов высокого риска с ишемической болезнью сердца, гипертонией, перенесенным инфарктом, нуждающихся в неотложной и плановой госпитализации, переводах в медицинские учреждения более высокого уровня, исключение любых нарушений в маршрутизации таких больных – и есть одна из приоритетных задач страховых компаний, работающих по ОМС и являющихся ключевым звеном в системе мер медицинской профилактики социально-значимых заболеваний.