Вы здесь

Золотая дудочка Бадди Болдена

Чарльз Бадди Болден принадлежал к числу первых известных негритянских джазменов. Со своим оркестром он осуществил переход от архаического стиля музыки негров Луизианы к классическому. Болден был парикмахером и музицировал в свободное время. Вначале он играл на аккордеоне, купленном у старьевщика, а затем самостоятельно освоил корнет. При парикмахерской Болден держал бар, где собирал знакомых негритянских музыкантов.

В 1893-1907 гг. возглавлял созданный им оркестр «Buddy Boldens Ragtime Band» - первый значительный негритянский джаз-бэнд, в составе которого были музыканты-любители, не знавшие даже нотной грамоты. Их репертуар состоял из регтаймов, блюзов, маршей, танцев, пьес, исполнявшихся на парадах, карнавалах, вечеринках, свадьбах и похоронах. В 1907 г. из музыкантов оркестра сформировался новый джаз-бэнд «Eagle Band». Болден, переживший в 1906 г. психическое расстройство, с 1907 г. практически безвыходно (более 20 лет) находился в психиатрической лечебнице, где и умер. Записей его исполнения не сохранилось: первые джазовые грампластинки появились только в 1917 г.

...И вот из этой сумасшедшей смеси, возникшей от слияния нескольких музыкальных рек и ручьев - древних африканских ритмов, смутно вспоминающихся чернокожими рабами южных штатов Америки, негритянских духовных песнопений спиричуэлс, называвших Бога - My Lord и запросто обращавшихся к нему, как к доброму соседу; регтаймов, дребезжащих на шумных и непритязательных негритянских танцульках; блюзов - беззаботно-печальных песен о незавидной судьбе хороших людей, грустящих о тяготах жизни и радующихся смерти - постепенно формировался джаз. Он прошел долгим путем - от архаики фольклора к полулегендарным и тоже почти сказочным музыкантам самой первой генерации джазистов, которых отделяет от нас всего чуть более ста лет. Несмотря
 
на этот сравнительно небольшой срок, они кажутся абсолютно мифическими персонажами, совершенно ирреальными фигурами, жившими когда-то в глубокой и глухой древности и бывшими современниками тех самых библейских персонажей, о которых они и сочиняли свои спиричуэлс, уподобившись скандинавским скальдам - современникам викингов, певшим свои руны вослед боевым событиям в духе новостей свежих газет. Точно так же и эти негритянские музыканты играли и пели о пророке Моисее, выведшем свой народ из Египта, повелев ему: «Let's my People, Go!», как мог бы сказать какой-нибудь негритянский проповедник, ведущий за собой свой народ прочь из плантаторского рабства.

Ведь первые музыканты джаза за очень краткий срок преодолели огромный путь - от мифа к реальной повседневности: теперь никто и не замечает разницы или даже диссонанса в том, что один и тот же музыкант рассказывает и про Марию Магдалину, и про толстогубого энтертайнера - артиста-развлекателя с улицы Button Rоuge, совместив при этом времена и объединив глубокую и многозначную в своей символике архаику с пестрой и сиюминутной современностью. Джазовые музыканты преодолели Время, став теми трикстерами (шутниками), которые являются посредниками между богами и людьми, только в данном случае их посредничество осуществилось между разными эпохами, и эти игроки на сковородках и старых луженых кастрюлях восстановили связь времен, проехав без пересадок из Джерико - библейского Иерихона прямиком в Новый Орлеан и из выдуманной великим Уильямом Фолкнером и потому тоже вполне мифической Йокнопатофы в реальную Луизиану. Так что не удивительным или печальным, а, напротив, очень символичным является то обстоятельство, что музыка первых негритянских джазменов не сохранилась в грамзаписи, оставшись еще одним прекрасным мифом, еще одной легендой, передаваемой из уст в уста, как, в частности, и легенда о том феноменальном корнетисте-парикмахере, которого звали Чарльз Болден, прозванном коллегами «Бадди», а еще «Малыш» (естественно, за его высоченный рост) и «Кинг» - за то удивительное мастерство игры на этом самом простеньком корнете; искусство, какого до тех пор не демонстрировал никто на свете и которое было столь умопомрачительным, что и впрямь свело с ума самого музыканта, бедного Бадди Болдена, импровизировавшего оттого, что ему было неинтересно каждый раз играть одно и то же. Но ведь только сумасшедший, только безумец смог бы объединить всё это буйство звуков и красок в тот удивительный и цельный волшебный сплав, который и зовется сегодня джазом...

Бадди Болден теперь, наверное, на небесах и играет своему Лорду ту музыку, о которой мы знаем только, что она была. Да хранит нас его золотая джазовая дудочка!

Игорь ЯКУШЕВ,
доцент Северного государственного
медицинского университета.
Архангельск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru