Вы здесь

Почему стонет школьник?

Сегодня многие задались вопросом, почему наш народ, некогда один из наиболее здоровых телом и духом народов планеты, вдруг оказался очень больным? В то же время специалисты уже давно бьют в набат по поводу реальных причин поразивших нас духовно-психических эпидемий.

Вот такие «инновации»!

...50-60-е годы прошлого столетия характеризуются началом крупных школьных реформ. Это были годы, когда ввели скоростное безотрывное письмо, вызывающее спазмотоническое мышечное напряжение (стресс). Это были годы, когда из школы вымывалось эстетическое, художественное, музыкальное, трудовое, рукотворческое воспитание. Так было положено начало глобальным «тектоническим» сдвигам в психогенетической конституции людей. В частности, в соответствии с данными бывшего главного психиатра Министерства обороны СССР профессора В.Смирнова, за 70-80-е годы среди выпускников школ (призывников) произошел 12-кратный рост психических расстройств, достигших к концу 80-х годов критического уровня - 45%.

Постепенно из школы убрали всю ту основу, на которой оформляется мыслетворная сущность людей - психоконструирующая моторика. Это кропотливое и трудоемкое формирование свободного речетворчества и вдумчивого осмысленного чтения. Это формирование способностей к адекватному отображению мира в рисунках. Это формирование лишенного судорог - зажимов (стрессов) свободного, пластического почерка и т.д.

Чего стоит только одна реформа 1966 г., направленная на дальнейшую «теоретизацию» (читай «отрыв от действительности» и «виртуализацию интеллекта»); интенсификацию учебного процесса за счет перевода начальной 4-летней школы на 3-летнее обучение; резкое усложнение существующих программ и т.д.

Все эти «инновации» (слово-то какое пустили в оборот вместо всем понятного русского «нововведение») проводились авторитарно, вне научного обоснования. О том, что эти решения оказались трагическими для новых поколений, заявляли даже те, кто их и проводил в жизнь, - министры образования Российской Федерации. Например, о возможных последствиях всех этих реформ еще в 90-е годы говорил министр образования Евгений Ткаченко: «И тут я впервые узнал, что для 7-8-летних малышей контрольная работа связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете... За время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить... Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит, там не та педагогика...»

А вот заявление следующего министра образования Российской Федерации Владимира Филиппова: «За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет!»

Однако и после этого общество молчало, а реформаторский зуд, исходящий из недр того же Министерства образования и науки Российской Федерации, всё более и более заражал школьную систему. В частности, министерство в конце 90-х годов издает методическое указание, согласно которому эффективность обучения детей на уровне начальной школы должна оцениваться по скорости чтения. С этого времени сотни тысяч учителей взяли в руки секундомеры. И это оказалось для них таким удобным! Включил секундомер! Дал команду! Думать не надо! Напрягаться не надо!

Как выявили экспериментальные исследования, обучение чтению под секундомер - это целенаправленное действо, ориентированное на отключение моторного языка от того, на основе чего рождается смысл, - чувство образности мира, то есть от ассоциированных со словами образов. В психиатрии такое расщепление обозначено однозначно - шизофрения! И не случайны, а закономерны последствия такого обучения, которые охарактеризовал отдел того же Министерства образования РФ: спустя только один учебный год у 60-70% детей выявляются все признаки пограничных психических отклонений.

Вдумаемся! За каких-то 9 месяцев при современной дидактике (методике обучения) из каждого миллиона детей только за один учебный год у 600-700 тыс. «срывает крышу». А ведь впереди-то еще 9-11 лет такой «умопомрачительной» учебы! При этом многие, очень многие продолжают твердить: «Экология! Экономика! Питание!» А в это время как из параллельного мира академик РАМН Александр Баранов доводит до сведения общества: у детей из самых богатых семей России, обучающихся в самых элитных гимназиях, повышенное артериальное давление встречается в 90%, а психо-невротизация - в 55-83%.

И словно из того же параллельного мира Комитет Госдумы РФ по безопасности доводит до общества следующее: уже 90% всех насилий, грабежей, убийств, самоубийств, техногенных катастроф совершаются именно на психогенной основе, то есть на основе той «разрухи, которая начинается в головах» и которую некогда заложили в психику подросшим молодым людям сотни тысяч педагогов.

Казалось бы, после такого вполне официального и компетентного заключения власть и общество предпримут хоть какую-то попытку осознать, почему всё это происходит с детьми  в школе.

Увы! Психодеструктивный школьный конвейер продолжает и дальше неумолимо набирать обороты. В итоге центральная пресса всё чаще и чаще стала ошеломлять следующими сообщениями: «В последнее время вдруг заметила: у многих моих знакомых - неприятности с подросшими детьми... Что-то происходит со всеми нами...»; «У 80% учащихся бывают нервные срывы»; «Алтайских психиатров беспокоит «неразумный разум».

В итоге только в одном из некогда самых здоровых телом и духом регионов России - в Новосибирской области - к началу ХХI века в психодиспансерах состояли на учете уже 10,5 тыс. детей и подростков.

При этом известно, что в популяции каждое явное заболевание тянет за собой шлейф из 10 скрытых патологий. И эти скрытые формы проявляются сполна при различных стрессах, семейных ссорах. Проявляются в виде массовых психозов, захватывающих толпы молодых людей на стадионах, улицах, скверах, вокзалах.

А Сеченова забыли...

В течение более чем 20 лет мы пытались донести информацию о «расчеловечивании детей» до общества. Увы! Немногие, очень немногие нас услышали.

Комплексом выполненных нами исследований по возрастной психофизиологии чувств подтверждено то, что психиатры давно хорошо знают: качество оформления духовно-творческого потенциала, в том числе и психического здоровья, никак не определяется емкостью информационного насыщения голов детей, емкостью их знаний. Уровень и качество психического здоровья психиатры проверяют по совершенно иной шкале оценки духовной сферы. Это адекватность ориентации во времени и пространстве, то есть адекватность пространственно-временного мировосприятия и мироотражения. В конечном счете эта адекватность есть истинность отражения логики разворачивающихся в мире образно-событийных видеорядов.

Многолетние исследования убедили нас: адекватность мироотражения никак не выводится из переполненных информацией «ушастых» голов, взращенных на «седалищах», то есть в моторном закрепощении и в безрукости. Голов, виртуально познавших отрешенно-призрачный мир по мертвым буквам, цифрам, схемам.

Базовые категории нашего разума, в том числе и адекватная ориентация во времени и пространстве, выстраивается на единственно-универсальном алгоритме - телесно-мышечном (кинестетическом) чувстве, а точнее на законах освоения с помощью ног пространства и построения с помощью рук собственной рукотворческой модели мира. Только степень освоения и проработанности мышечным чувством мира и составляет потенциал собственного мировоззрения, потенциал творческого интеллекта.

Но самым удивительным здесь оказалось следующее. То, что мы осознали для себя, открыл основатель отечественной психофизиологии И.М.Сеченов еще 150 лет назад: «...Мышечное чувство в деле анализа своих ощущений соединяет в себе способность глаза и свойства уха. В акте зрения ассоциированы, например, всегда чисто зрительные ощущения с мышечными...» Великий мыслитель вывел и мышечную формулу развития интеллекта, сообразного духовной природе людей: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». И наоборот: «...Мышечное ощущение чисто субъективно - оно доходит до сознания в форме какого-то усилия». Когда же мы научимся слышать своих гениев, своих пророков!

Более того, мы забыли осевой стержень, несущий видовую жизнь людей, - вертикальную установку тела как устойчивую, укореняемую на этапах детства доминанту жизни. Удивительно, но за истекшие почти полтора века, несмотря на наличие стольких академий, это положение в эксперименте никто так и не проверил. Мы попытались научно-экспериментально подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Главный итог: телесная вертикаль - это особый гравитационный духовный баланс, с которого начинается процесс соизмерения (метризации) и управления целенаправленно планируемыми образоконструирующими усилиями - усилиями, проясняющими образы в свете разума, в частности, соизмерения и управления тонкой моторикой, на основе которой оформляется вся духовно-психическая сфера. Это графические способности рук, речь, художественное и конструкторское рукот-ворчество и даже музыкально- гармонические способности.

Исследования вскрыли: до 90% всех дефектов в функциях психической моторики связаны   с неоформленностью на этапах детства способности координировать и управлять чувствами и усилиями тела, в том числе рук и речевых мышц. Воспитывая одно поколение за другим в моторном закрепощении, мы запустили механизм демонтажа телесно-осевого гравитационного баланса, на основе которого и по которому воссоздаются и управляются произвольные (осознанные) усилия тела, речевых мышц. Усилия, на основе которых реконструируются и проясняются в голове образы мира. Проясняются в виде духовных мыслеобразов.

Где чувство полета?

Выполненными исследованиями подтверждено и следующее фундаментальное положение. Человеку дан единственный духовный механизм, вырвавший нас из ситуативного (животно-инстинктивного) мировосприятия и возвысивший в духовное пространственно-временное мироотражение - это способность к «полету» в будущее на крыльях Творца (на языке духовных учений) или на крыльях творческого воображения (на языке психологии). В итоге - это предвидение, предчувствие развивающейся логики причинно-следственных отношений, обращенных в будущее. Установлено: свободная игра творческого воображения опять-таки не выводится из тех сумм и стандартов знаний, которые педагоги и родители устремлены закачать на протяжении всего периода взросления в головы детей. Оказалось: свободная игра творческого воображения выводится только из эмоциональных впечатлений о реальных образах мира и об их преображении в руко-и речетворчестве.

С этих позиций можно объяснить следующие факты. Только за первые 3 года сидяче-обездвиженной «безрукой» школы способность к духовному переживанию устремленного в будущее пространства, в том числе логики причинно-следственных отношений времени на основе творческого воображения, угасала, в 2-4 раза! При этом во столько же раз возросли у детей проявления чисто ситуативного формально-рассудочного интеллекта - интеллекта, опирающегося на алгоритмы, инструкции мышления и механически заученные слова. Отличительной особенностью такого интеллекта является отсутствие способности к собственному видению мира через свободное воображение, к прогнозу развиваемых причинно-следственных отношений, происходящих в мире, на фоне подчиненности интеллекта импульсной (чаще инстинктивной) стратегии поведения. С одной стороны, мы выбили из-под себя тот «краеугольный камень», на основе которого выстраиваются и могут держаться видовая духовно-разумная жизнь и эволюция людей. Речь идет о том, что, воспитывая одно поколение за другим на «седалищах», в конце концов мы запустили эволюционно-значимые механизмы видовой психобиологической деградации человека. С другой стороны, школа стала оформлять инструктивно-программируемый зомби-интеллект.

Обследуя многие тысячи школьников, мы убедились в следующем. Дети могут видеть и логически реагировать на увиденное. Они могут много знать и делать в уме сложные операционные расчеты. Но при этом они не могут представлять всё это в духовном зрении, в творческом воображении. Вывод неумолим: такие люди поддерживают человеческую жизнь лишь на основе запрограммированных инструкций (алгоритмов), внешних временно сдерживающих обстоятельств социального принуждения и т.д.

Ко всем этим психодеструктивным дидактическим факторам следует добавить «умопомрачительные учебники», смысл которых дети уже по- настоящему ни понять, ни принять не могут! Наконец ситуацию с учебниками проверили и ученые РАН, о чем сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко: «Книжки не соответствуют возрасту школьников и не отвечают правилам русской орфографии. 130 школьных учебников проверили эксперты из российских Академии наук и Академии образования. Оказалось, что к 78 книжкам детей подпускать вообще нельзя!»

Фиксировать-то фиксируют министры безОбразность учебников, способствующих деградации наших детей, но реально ничто не меняется в наших школах! И по-прежнему некому в отечестве остановить этот странный образовательный конвейер.

Владимир БАЗАРНЫЙ, 
руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, доктор медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru