Вы здесь

Лучшее лечение – это очищение. Кошелька!

Федеральная антимонопольная служба вновь уличила одну крупную фармацевтическую компанию в ненадлежащей рекламе биодобавок, производимых этим созданным два десятка лет назад на базе крупнейшего оборонного федерального научно-производственного центра предприятием.



Обязательное для исполнения предписание о прекращении распространения недостоверных сведений относится к ряду средств. По мнению ФАС, их реклама вводит потребителей в заблуждение, поскольку выдает указанные БАДы за лекарственные препараты.


Такая вот горькая пилюля...



Рекламируя эти продукты как лекарства, указывается в предписании ФАС, рекламодатель нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе». Согласно им, «реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами».



А по рекомендациям рекламы, как отметила обратившаяся в ФАС Российская диабетическая ассоциация, одну из биодобавок следует применять при артериальной гипертонии, так как она «помогает защищать сосуды и, тем самым, предупредить повышение и скачки артериального давления». А другая показана для снижения уровня сахара в крови и предотвращения тем самым сахарного диабета, поскольку снижает, дескать, «тягу к сладкому, способствует восстановлению клеток поджелудочной железы и выработке собственного инсулина». Распространялись эти «советы» ни много ни мало под «шапкой» «Как отвоевать у времени молодость и здоровье?»



Немногим более 2 лет назад ФАС уже выдавала тому же производителю предписание прекратить распространение рекламы комплекса препаратов, который также позиционировался как лекарственное средство. А зарегистрирован он был между тем как БАД. Несмотря на это, публикация в одной многотиражке утверждала, что средство чистит лимфу от шлаков и токсинов, избавляя организм от их вредного воздействия, улучшая состояние кожи и волос, сокращая избыточную массу тела, нормализуя сон и улучшая память. «Лучшее лечение – это очищение!», – заключала реклама, создавая у потребителя ложное впечатление о том, что комплекс является лекарственным средством и обладает многочисленными лечебными эффектами.



Да в чем только не уличала ФАС производителей БАДов и разного рода «снадобий», чего только она не запрещала! Вот только два примера: БАД, помогающая «при геморрое, колите, язве кишечника, дивертикулах, запорах, а также поддерживающая чистоту кишечника...»; БАД, «способствующая уменьшению аденомы, устранению простатита, восстановлению уровня тестостерона в организме до 100%».



Ранее ФАС запретила рекламу лечения наркомании путем изменения ДНК, проявлений атопического дерматита неким кремом-бальзамом.



Но апофеозом неутомимой борьбы антимонопольщиков за здоровье россиян стало, пожалуй, дело, когда федеральная служба наложила штраф 40 тыс. руб. за распространение рекламы о том, что чистящее средство является эффективным не только для унитаза, но и для профилактики гриппа. Мало того, средство было якобы одобрено НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. Однако институт решительно отмежевался от этого, заявив, что исследования в данном научном учреждении не проводились. В результате появившаяся в период пика эпидемии свиного гриппа H1N1 в метро Москвы и С.-Петербурга реклама была признана ФАС «ненадлежащей», и антимонопольная служба «ударила рублем».



Но этим дело не кончилось. «Юнилевер Русь» обжаловала решение и предписание ФАС в судебном порядке (!). Но Арбитражный суд Москвы жалобу компании не удовлетворил, признав правоту антимонопольной службы.



Скоро сказка сказывается...



Вот до чего дело дошло: «лекарственные средства» – от БАДов до чистящих средств! – продаются у нас сегодня всеми, кому не лень, и где попало. Куда же смотрят законодатели, Минздравсоцразвития на конец, пока ФАС воюет с этим безобразием в одиночку?



Правильно, в нужном, то бишь правовом, направлении. Правда, смотрят почему-то давно...



Ведь еще в 2009 г. на рассмотрение Госдумы РФ был внесен проект федерального закона о запрете продажи БАДов за пределами аптек, согласно которому их сотрудники в обязательном порядке должны были информировать покупателей о том, что биологически активные добавки не являются лекарствами и не обладают лечебными свойствами. Кроме того, в инструкциях к БАДам предлагалось запретить упоминать конкретные заболевания и их симптомы, а также указывать, что добавки предназначены для приема вместе с пищей, хотя и не могут ее заменить.



В случае принятия данного закона и его грубых нарушений аптекам грозило лишение лицензии, пояснил тогда «МГ» автор законопроекта депутат Антон Беляков. Он заметил, что подавляющее большинство нарушений и случаев мошенничества при реализации БАДов приходится именно на внеаптечные продажи, которыми занимаются колл-центры, разного рода специализированные торговые точки, а также розничные торговцы. В отличие от аптек эти сегменты рынка биологически активных добавок практически не контролируются надзорными органами, подчеркнул законодатель. С подобной инициативой выступило, кстати, и ГУВД Москвы, а сам А.Беляков еще ранее вносил в Госдуму РФ поправки о запрете на рекламу лекарств и БАДов в неспециализированных СМИ в федеральный закон о рекламе.



Вышло, однако, как в сказке, которая скоро сказывается, да не скоро дело делается...



Впрочем, «кто старое помянет...» В середине января опубликован, наконец, разработанный Минздравсоцразвития России технический регламент «О безопасности пищевой продукции», который содержит, в том числе, и требования к безопасности производства, к регистрации БАДов. Они сертифицируются аналогично продуктам питания. Но вот что касается продажи биодобавок, то в статье 19 регламента «Требования к процессам реализации (оборота) пищевой продукции» о ней – ни слова.



Ждать ли света в конце тоннеля?



Вместе с тем вслед за этим нормативным документом министерство сообщило и о подготовке в его недрах запрещающего продажу БАДов вне аптек и специализированных отделов магазинов проекта федерального закона, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ. В Минздравсоцразвития России не скрывают, что поводом для этой долгожданной инициативы стали многочисленные жалобы потребителей на недобросовестную рекламу и практику распространения биологически активных добавок. Недостоверной рекламой, подчеркивают здесь, считается как ложная информация о продукте, так и использование «неточных высказываний, пре увеличений или недостоверных сведений об отдельных характеристиках товара». Неприемлем также сбыт БАДов в неустановленных местах – с рук, на дому у потребителя и т.п.



Так что если новая Дума соберется с силами и примет всё же указанный законопроект, то биодобавки можно будет продавать толь ко в аптечных учреждениях, магазинах диетического питания и специальных секциях продовольственных магазинов. При этом реклама БАДов не должна будет содержать описания случаев излечения или улучшения состояния и выражения благодарности физическими лица ми за их назначение, а также использовать результаты исследований таких добавок как прямую рекомендацию к их применению. Придется указывать также, что БАД является не чем иным, как пищевым продуктом, а не лекарственным средством, и не может использоваться для лечения заболеваний. Обязательно и указание средней розничной цены на период рекламной кампании.



А вот о судьбе предложения депутата А.Белякова об уголовной ответственности за сбыт БАДов под видом лекарственных средств, увы, ничего неизвестно. А человек, между прочим, ратовал за то, что совершение таких преступлений должно наказываться лишением свободы сроком до 15 лет. «В отличие от нас, зарубежные страны безжалостно карают производителей фальсификатов», - мотивировал он свою позицию. И добавлял: сбыт фальсифицированных лекарств в США, например, карается штрафом до 200 млн долл. или пожизненным заключением, а совершивший аналогичное преступление в Турции сядет в тюрьму на срок от 30 до 50 лет, в Индии - пожизненно. У нас же дело ограничивается пока «выстрелами» ФАС, призывами Роспотребнадзора к пенсионерам не покупать БАДы с рук, за пределами аптек и магазинов. Поскольку именно у старшего поколения, по свидетельству и представителей этой федеральной службы, и начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николая Карташова, биодобавки «пользуются большим спросом». Несмотря на то, что недели, пожалуй, не проходит, чтобы кто-то из пенсионеров не пострадал от действий мошенников, приобретя у них под видом лекарственных препаратов БАДы стоимостью в несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей.



Недавно, например, 80-летняя жительница С.-Петербурга заплатила, по сообщениям ряда СМИ города на Неве, одному «центру передовых технологий» почти полмиллиона рублей за «надежное» средство. Но поскольку надежд оно не оправдало, клиентка заявила, что будет жаловаться. Тогда продавцы «целительных» добавок перешли к прямым угрозам. «Меня предупредили: вы выйдете из дома, вас будут ждать и убьют», – сообщила пострадавшая полиции...



А каково же, скажем, жителям Нижегородской области с ее населением 3340,7 тыс. человек, где, по данным территориального Управления Роспотребнадзора, в сфере обращения БАД занято ни много ни мало 1009 зарегистрированных предприятий торговли, 26 складов хранения и 969 аптечных организаций (!)?



Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru