Вы здесь

Тот, кто теряет время, теряет жизнь

Женская консультация должна стать ведущим звеном в охране здоровья прекрасной половины человечества. Сюда в первую очередь обращаются женщины со своими проблемами, и от того, как к ним отнесутся, зависит степень доверия к медицине в будущем. Акушеры-гинекологи прекрасно это осознают. На это же их ориентируют и нормативно-правовые документы.

Принятые год назад «Порядки оказания акушерско-гинекологиче-ской помощи» особо подчеркивают роль женской консультации и в выявлении патологии, и в ведении диспансерных групп, и в наблюдении за беременными, и в организации профилактической работы. Теперь деятельность амбулаторно-поликлинической службы оценивается по ряду дополнительных критериев, которых раньше не было, например, отсутствие не-диагностированных врожденных пороков развития плода.

Но что-то, видимо, не срабатывает, раз женщины не торопятся в женскую консультацию по месту жительства, а пытаются решать возникшие вопросы другим путем. Появление тестов на беременность в свободной продаже, возможность сделать аборт в любое время в частной клинике делает и вовсе необязательным визит к участковому акушеру-гинекологу. О нем вспоминают в случае серьезных проблем.

Коммерческая операция

Ежегодно в стране в процессе беременности и родов погибает свыше 300 женщин. Огромный процент материнской смертности составляют аборты. Их предупреждение является одной из задач женской консультации. Однако количество абортов очень велико, что говорит о неэффективной деятельности службы акушерства и гинекологи в данном направлении, и прежде всего ее первичного звена. Корень проблемы кроется не за горами.

– Нельзя аборты считать коммерческой операцией. Так мы никогда их не осилим, – полагает главный акушер-гинеколог одного из крупных российских регионов. – На мой взгляд, искусственное прерывание беременности на платной основе следует запретить в женских консультациях и в муниципальных стационарных учреждениях. Оно должно проводиться только по программе ОМС. Потому что как только аборты разрешили, они стали коммерческой услугой, и уже желания снизить их число ни у кого нет.

И правда, какое там предупреждение нежелательной беременности, если женские консультации открыто рекламируют свои услуги типа «мини-аборты на платной основе». Конечно же, доктор заинтересован получить «денежку» покрупнее.

Но если запретить, возникает другая опасность: женщины в еще большем количестве станут обращаться для прерывания беременности в платные частные клиники. Потому что в муниципальных и государственных предлагается по ОМС в основном традиционный хирургический аборт, а частные клиники готовы сделать и медикаментозный, и мини-аборт, причем не только на ранних сроках беременности, как это разрешается, но и выражают желание всегда «войти в положение и всячески помочь женщине». Чтобы понять, какова степень их готовности, достаточно набрать в Интернете два слова «сделать аборт» – предложений высветится море: «Аборты в день обращения! Щадящие операционные (вакуумные) и безоперационные до 12 недель!», «Аборт за 2500 рублей по акции до 30 января. Всё включено. Все виды в день обращения», «Прерывание беременности – анонимно, безопасно, недорого».

Когда читаешь все эти объявления, складывается впечатление, что находишься в супермаркете, а вернее – на базаре, где продавцы, перекрикивая друг друга, рекламируют свой товар, оповещая об акциях и скидках, лишь бы завлечь покупателя.

Вот просто «шедевр заботы»: «Внимание! В условиях сложной финансовой ситуации в стране клиникой (название опускаем. – В.Е.) разработана программа «Помощь в трудную минуту» – медикаментозное прерывание беременности препаратом (следует название. – В.Е.) по цене 5990 рублей 27 января с 20-00 до 21-00, 30 января с 05-00 до 07-00».

Еще один изощренный маркетинговый ход: «Вопрос, где делают аборты, может быть легко разрешен. Для этого надо взять телефон и позвонить нам. …Только у нас лучшие врачи». Кстати, цена аборта зависит от срока беременности, чем он больше, тем стоимость услуги выше. Особенно она высока, если речь идет о беременности на поздних сроках. Ради денег в некоторых частных клиниках готовы, не взирая на закон, сделать аборт по желанию женщины и после 12 недель. По неофициальным данным, число таких прерываний может достигать 10% от общей цифры. В 2009 г. было возбуждено 28 уголовных дел о нелегальных абортах, хотя на самом деле их количество исчисляется, по некоторым предположениям, сотнями.

Эксплуатируя доверчивость нашего населения, а также его склонность получить что-то «на халяву», можно неплохо зарабатывать. При этом далеко не всегда речь заходит о контрацепции после аборта. А уж тем более о реабилитации.

Впрочем, о необходимости реабилитации редко говорят не только в частных клиниках, но и в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения. О чем свидетельствует такой факт, как отсутствие больничных листов в связи с прерыванием беременности. Представьте себе целый регион, где не было выписано ни одного листка нетрудоспособности по причине хирургического аборта! Доктора объясняют это тем, что женщины отказываются. Хотя честно сказать, далеко не всегда акушеры-гинекологи информируют пациентку о необходимости взять больничный, поберечь себя, обратить внимание на режим дня и т.д. Считается, что аборт – несерьезное вмешательство, а ведь это операция, которая имеет высокий риск осложнений. В любом случае эндокринный удар обеспечен.

Спрашивается, если у самих медицинских работников отношение к аборту, как к чему-то мимолетному, то какое отношение должно быть у населения? При таком подходе тех и других вряд ли возможно сохранить женское здоровье.

– Даже если процедура прерывания беременности прошла гладко, осложнения остаются на всю жизнь, во всяком случае, на репродуктивный период женщины, – утверждает заведующий кафедрой акушерства и гинекологии медицинского факультета Российского университета Дружбы народов профессор Виктор Радзинский. – Речь идет о хроническом аутоиммунном эндометрите, вызванном деструктивным воздействием иммунокомпетент-ных клеток на ткани эндометрия. В результате – невынашивание беременности, бесплодие.
 
Из трех зол – меньшее?

В России каждые две минуты искусственно прерывается 5 беременностей. Правда, судя по официальной статистике, количество абортов снижается, сейчас оно примерно равно количеству новорожденных. Но вряд ли этим данным можно доверять в полной мере, ведь частные клиники не всегда показывают истинную картину, чтобы не платить налоги, особенно это касается медикаментозных абортов.

Последний получает всё более широкое распространение в силу ряда причин. Он считается самым безопасным. А частные клиники вообще подают его как нечто совершенно безвредное, лишенное противопоказаний: «само изгнание плодного яйца похоже на естественные менструации, может быть, только более обильные и немного болезненные, чем обычно». Поэтому женщины с легкостью идут на медикаментозный аборт. Между тем, как известно, противопоказания есть, как абсолютные, например почечная недостаточность, так и относительные – для их уточнения необходим тщательный сбор анамнеза у каждой пациентки. Предосторожность требуется, скажем, если женщина длительно лечилась глюкокорти-коидами, в том числе по поводу бронхиальной астмы; если имеются нарушения свертываемости крови, тяжелая анемия (так как средняя кровопотеря во время медикаментозного аборта может быть больше, чем во время хирургического), сердечно-сосудистые заболевания или факторы риска атеросклероза (например, артериальная гипертензия и курение). Необходимо и динамическое наблюдение врачом после медикаментозного аборта в течение месяца. На деле же нередко всё ограничивается рамками только искусственного прерывания беременности. Пациентка не информируется даже о том, что в течение 2 недель запрещен прием аспирина и ряда других препаратов.

Предотвратимые потери

Как известно, причины материнской смертности разные, нередко виной тому сама женщина, например, решившаяся на криминальный аборт. Что касается гибели во время родов, то здесь имеет место и недоработка докторов, недостаточная их квалификация.
Нельзя не затронуть еще один важный момент, касающийся первичного звена, – оказание неотложной помощи. Тяжелых ситуаций было бы меньше, если бы ее приемами владели все доктора женских консультаций. Зачастую же происходит так: случилось что-то с пациенткой в кабинете врача – вызывают скорую и ждут, вместо того чтобы начать проводить необходимые мероприятия сразу же, еще до приезда «03». В итоге пока женщину доставят в стационар, она уже едва жива. Среди основных критериев качества работы женской консультации, помимо показателей материнской заболеваемости и смертности, значатся частота невынашивания, отсутствие антенатальной гибели плода. Потеря беременности нередко связана с тем, что, с одной стороны, женщины не встают своевременно на учет. А с другой – обратившись в женскую консультацию, не всегда получают максимум внимания.

– Мне довелось стажироваться в Швеции и Германии, – рассказал как-то главный перинатолог Ярославской области Николай Карпов. – Я поражался терпению своих иностранных коллег. В Германии доктор около часа объясняет женщине, как контролировать свое состояние.

При этом наши женские консультации имеют всё необходимое для оценки состояния плода и должны проводить соответствующие меры по профилактике антенатальной его гибели.

– Зачастую женщина поступает в стационар, когда уже врач ни на что не может повлиять, – делится наблюдениями начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям Департамента здравоохранения администрации Ярославской области Наталья Олендарь. – Поэтому большие надежды возлагаем на образовательные программы для населения. От грамотности пациентов зависит очень многое. Кстати, каждой женщине при постановке на учет в женскую консультацию дарим книгу «В ожидании чуда», которая содержит максимум информации. А 2 года назад начали обучать беременных считать шевеление плода, и стало меньше антенатальной гибели. Предпринимаем и другие меры, организационного характера, в частности внедряем на уровне области систему мониторинга беременных высокого риска.

Но мониторировать надо, видимо, всех, полагает Н.Олендарь. Это позволит улучшить показатели. Да и врачу женской консультации будет легче от понимания того, что он не один на один с беременной остается.

К такому же выводу приходят и в других регионах. Так, главный акушер-гинеколог Минздрава Иркутской области Наталья Протопопова считает, что только сплошной мониторинг всех беременных может улучшить ситуацию. Многие территории, в частности Свердловская область, Республика Коми уже пошли по этому пути. Они аккумулируют в перинатальном центре всю информацию женских консультаций о каждой новой пациентке, вставшей на учет.

Нередко можно слышать от женщин фразу: «Мне врач порекомендовал прервать беременность».

– Если б я последовала совету акушера-гинеколога и сделала аборт, не было бы сейчас у меня такого замечательного малыша, – рассказывает молодая мама, – что-то там напридумали доктора, напугали, дескать, у плода порок, но я решила по-своему: каким бы ребенок ни родился, он – мой.

Доктора из лучших побуждений дают совет, а обязаны давать просто полную информацию о состоянии плода, получив которую, семья сама решает, как ей поступить.

– Акушеры-гинекологи должны знать, какие пороки оперируются, в какие сроки, где и как можно оказать помощь ребенку. На сегодняшний день не корректно считать, что все пороки сердца – это показание для прерывания беременности. И не надо его рекомендовать. А если потом женщина окажется бесплодной, какой вы на себя берете крест. Ваша задача – информировать. Решение о прерывании беременности – это решение семьи, – не устает наставлять докторов заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Иркутского государственного медицинского университета профессор Наталья Протопопова.

– Навыки консультирования – такое же важное и значимое профессиональное качество, как умение оперировать для хирурга, – считает директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И.Кулакова академик РАМН Геннадий Сухих. – Медицинский работник не должен принимать решение от имени пациента, навязывать свои взгляды.

Взглянуть по-другому

По-новому должна строиться и профилактическая работа, это касается, в том числе, санитарно-гигиенического образования, направленного на предупреждение абортов, охрану репродуктивного здоровья, формирование стереотипа здорового образа жизни. Формы могут быть разные: школы пациентов, «круглые столы» с участием населения, дни здоровья. Однако надо сказать, не проявляют женские консультации в этом особой активности. Если для подростков такие школы еще пытаются создать, то для женщин старшего возраста – практически нет. Не выходят женские консультации с инициативой к населению встретиться за «круглым столом», чтобы ответить на интересующие вопросы. Не слышно и о днях здоровья.

А ведь это – способы привлечения населения для последующего наблюдения и непосредственного оздоровления. Зачастую люди просто не знают, где и какую помощь можно получить бесплатно. Молодежь так и вовсе уверена, что ничего хорошего ожидать от государственных и муниципальных учреждений не приходится, потому и не спешит в женскую консультацию. Видимо, сегодня акушерам-гинекологам нельзя жить, что называется, самим в себе, пришла пора изменить взгляд на пациента. Может быть, не стоит обвинять его во всех грехах?

Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru