Вы здесь

Ангел-хранитель и две музы

Когда я иду по улицам Вязьмы, где живу, часто представляю: вот по этой улице Московской (ныне Ленина) ходил молодой врач Булгаков, на этом пустыре стояла больница, а в эти аптеки забегала жена Татьяна Лаппа, выпрашивая под разными предлогами морфий для мужа: он тогда, зара зившись от маленького пациента скарлатиной и страшно страдая от болей, привык к наркотикам. С невероятным трудом Лаппа его отучила от пагубной зависимости. Да и сам Булгаков, мечтая о писательстве, невероятно и мучительно сумел переломить себя.

Татьяна Лаппа, Лапочка, Тася…


Через много лет, в 1940 г. , смертельно больной Булгаков прошепчет на ухо сестре: «Найдите Тасю, я должен перед ней извиниться». Слышала ли эту просьбу стоявшая в углу комнаты плачущая жена Елена Шиловская? И знала ли она, что Миша не лучшим образом обошелся с той, самой первой…

А начиналось так… В 1908 г. 16-летняя Таня из провинциального Саратова гостила у своей киевской тетки. Та и сказала: «Я познакомлю тебя с мальчиком, он покажет тебе город». Они были ровесники, оба из хороших семей – отец девочки служил управляющим казенной палаты, отец мальчика – профессор Киевской духовной академии.

Молодые люди влюбились! Не могли не влюбиться – оба были очень привлекательны, образованны, воспитанны. Вскоре девушка вернулась в Саратов, а Булгаков, не находя себе места, забросил университет. Более того, чтобы вызвать на праздники девушку в Киев, он якобы от имени своего друга отправил в Саратов телеграмму такого содержания: «Телеграфируйте обманом приезд. Миша стреляется». Родители и с той и с другой стороны были против помолвки двух юных существ. И лишь в 1913 г. , когда Булгаков побывал в Саратове, а девушка от него забеременела и даже сделала аборт, родители смирились и дали согласие на брак. Из-за этого Татьяна не смогла окончить историко-филологическое отделение Высших женских курсов (Фребелевский институт).

Тогда, во время венчания сестра Булгакова Вера скажет шепотом: «Как они подходят друг другу по безалаберности натуры!» Со временем от былой беззаботности не осталось и следа.

В 1916 г. Михаил (с Татьяной) по распределению оказался в Смоленске. Первый врачебный опыт был нелегким: привезли роженицу, с ней муж, который сказал молодому врачу кратко: «Если она умрет, убью!» Роды принимали вместе. Таня вслух читала нужные страницы из учебника по гинекологии, Михаил старался точно следовать инструкциям. Обошлось.

Через некоторое время Булгакова мобилизовали на фронт Первой мировой. Жена работала в тех же госпиталях, что и он. «Он стал агрессивным, – писала она в своих воспоминаниях. – В первый раз стало дурно, потом привыкла».

После демобилизации была маленькая Сычёвка на Смоленщине. Рядом, как обычно, верная жена и преданный друг. Именно тогда молодой врач пристрастился к морфию. Это становилось настоящим бедствием, приходилось продавать имущество, семейные драгоценности. Во время ломок Булгаков становился агрессивным – даже угрожал оружием и однажды бросил в Таню горящий примус, а то начинал рыдать и уговаривать жену не сдавать его в приют для наркоманов.

В 1919 г. Булгаков снова был мобилизован в армию, и супруги отправились во Владикавказ. Там Михаил заболел тяжелейшей формой тифа. Из-за больного мужа Таня не смогла уйти из города вместе с белогвардейскими частями. Она металась по разграбленным улицам в поисках врача, продавала последнее, чтобы прокормить будущего писателя. Дело дошло даже до обручальных колец, что впоследствии мистически считала причиной распада их семьи.

Осенью 1921 г. супруги после долгих дорожных мытарств обосновались в Москве. Снова наступила суровая борьба за выживание. Ночами Булгаков писал «Белую гвардию», а Татьяна сидела рядом, то и дело подавая мужу тазик с горячей водой, чтобы согреть заледеневшие руки. И усилия не пропали даром, вскоре Булгаков-писатель стал входить в моду, у него появились поклонницы, и он их не отвергал, хотя жене однажды поклялся, что никогда не покинет ее. Но слово не сдержал, через 11 лет после венчания предложил жене развод. Надо признать, что Татьяна не очень интересовалась литературными изысканиями мужа, то есть не стала его частью, как это было в других писательских семьях, не растворилась в нем. Ей исполнилось 32 года. После развода началась трудная борьба молодой женщины за существование. Сначала курсы машинисток, которые она оставила из-за головных болей, затем кружок кройки и шитья. Чтобы получить профсоюзный билет, она уходит на стройку разнорабочей. Наконец устраивается в регистратуру поликлиники. Некоторое облегчение принес брак с неким А.Крешковым в 1933 г. , они уезжают в Иркутскую область, но и этот брак распадается. Татьяна Лаппа выходит замуж за друга Булгакова – Д.Кисельгофа, уезжает с ним в Туапсе. Скончалась Татьяна Николаевна в 1982 г. в возрасте 90 лет, пережив Булгакова на 42 года.

Меня лично жизнь этой волевой сердобольной и мужественной женщины интересует не меньше, чем жизнь самого Булгакова.
 
В московском доме Булгакова, где я неизменно с большим интересом бываю на вечерах известного булгаковеда и талантливого организатора Ирины Мягковой, встречаемся с людьми, которые еще застали здравствующей первую жену Булгакова в Туапсе, бывали у нее. По их словам, Михаил Афанасьевич регулярно помогал «своей Лапочке» деньгами.

В «Булгаковском доме» на Большой Садовой проходил «круглый стол» с участием журналистов «Медицинской газеты», ведь у нас существует ежегодный литературный конкурс им. М.А.Булгакова. И вообще мы дружны, «Булгаков-ский дом» не раз бывал в Вязьме, устраивал там свою выставку, собирается организовать Булга-ковский фестиваль.

Любовь Белозёрская

Во время знакомства с Булгаковым это была красивая дама 28 лет, она недавно вернулась из-за границы, только что разошлась с мужем, хотела выйти за другого, но не сложилось – на горизонте замаячил уже известный писатель. Ему в ней нравились утонченность, любовь к литературе, остроумие и светский, как бы сейчас сказали, гламур. Тасе было до нее далеко. Поначалу Булгаков хотел поселить новую любовь в их квартире с Татьяной – втроем. Слава Богу, не вышло. Михаил Афанасьевич собрал свои вещи и ушел.

Белозёрская – одна из возможных прототипов Маргариты в ранней редакции романа «Мастер и Маргарита». О своем знаменитом муже она написала книгу «О, мед воспоминаний», которая вышла в 1969 г.

Итак, немного из биографии… Любовь Белозёрская родилась в 1895 г. в Польше, в дворянской семье. Отец – дипломат, ставший акцизным чиновником; мать окончила Институт благородных девиц, училась музыке. После смерти отца семья переехала в Пензу. Люба в С.-Петербурге окончила Демидовскую гимназию, училась в частной балетной школе. Потом еще были курсы сестер милосердия, работа в госпиталях. Вышла замуж за русского журналиста и издателя, жила в Париже, Берлине.
 
В начале января 1924 г. Белозёрская знакомится с Михаилом Булгаковым на вечере в Денежном переулке, устроенном редакцией «Накануне» в честь Алексея Толстого. Их брак зарегистрировали в 1925 г. Примечательна откровенная запись в дневнике Булгакова: «…Подавляет меня чувственно моя жена. Это и хорошо, и отчаянно, и сладко. И в то же время безнадежно сложно: я как раз сейчас хворый, а она для меня… Как заноза сидит…»

Белозёрская помогала мужу в работе над пьесой о Мольере, переводя с французского, которым она свободно владела, многочисленные источники. По ее словам, подсказала ввести в роман «Мастер и Маргарита» главную героиню.

Однако неожиданно всё расстроила подруга Белозерской – Елена Шиловская, с ней у Булгакова неожиданно завязался роман. Развод со второй женой произошел в 1932 г. Писатель еще долго материально помогал Белозёрской, устроил ей жилье на Большой Пироговской.

Белозёрская написала воспоминания о своей эмигрантской жизни «У чужого порога». Ее устные рассказы вроде бы послужили сюжетом для знаменитой пьесы Булгакова «Бег». Третья книга – «Так было» – посвящена Е.Тарле. Эти два произведения вышли уже посмертно. Любовь Евгеньевна скончалась в 1987 г. в возрасте 92 лет.

Елена Шиловская

Урожденная Нюренберг, Елена Сергеевна по первому браку стала Неёловой, по второму – Шиловской, по третьему – Булгаковой. 35-летняя жена крупного советского военачальника познакомилась с писателем в Московском доме художников в феврале 1929 г. Потом она напишет: «Это была быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь… Сидели мы рядом … у меня развязались какие-то завязочки на рукаве … я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь».

В октябре 1968 г. 75-летняя Елена Сергеевна рассказывала биографу Булгакова Мариэтте Чудаковой: «Летом 1929 года я уехала лечиться в Ессентуки. Михаил Афанасьевич писал мне прекрасные письма, посылал лепестки роз; но я должна была уничтожать тогда все эти письма, я не могла их хранить. В одном из писем было сказано: «Я приготовил Вам подарок, достойный Вас…» Когда я вернулась в Москву, он протянул мне тетрадку…» То был неоконченный роман «Тайному другу».

Точнее, это был черновик романа «Записки покойника». При жизни Булгакова он не публиковался, лишь в 1987 г. произведение было опубликовано в журнале «Памир» (Душанбе). Повесть имела подзаголовок «Дионисовы мастера. Алтарь Диониса».

В 1930 г. генерал Шиловский узнал о любовной связи жены. Все трое обменялись тяжелыми письмами. Елена Сергеевна умоляла мужа «отпустить ее», Булгаков умолял «не пройти мимо нашего счастья», генерал при встрече с ним даже схватился за пистолет, на что Булгаков сказал: «Не будете же вы стрелять в безоружного? Дуэль – пожалуйста…»

У Елены Сергеевны с генералом было двое детей – одного мальчика оставили Шиловскому, другой вошел в новую семью и был очень любим отчимом Булгаковым.

Они словно куда-то спешили: 3 октября 1932 г. Булгаков развелся с Белозёрской, а на следующий день он уже сочетался с Шиловской.

Почему Елена Сергеевна выбрала Булгакова? Сестре Ольге она признавалась в письме (за 6 лет до знакомства с Булгаковым): «Иногда на меня находит такое настроение, что я не знаю, что со мной делается, я чувствую, что такая тихая семейная жизнь совсем не по мне. Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но очень хочется».

Всё что ей не хватало, она нашла в Булгакове и его окружении. Они ни разу не поссорились. Они действительно были созданы друг для друга. В Елене Сергеевне писатель обрел не только настоящего друга и возлюбленную, но и свою музу (правда, вторую), талантливого переговорщика, администратора, литературного секретаря и биографа, хранителя памяти.

Великой заслугой Елены Сергеевны является сохранение булга-ковского архива, она его лелеяла, перепечатывала, не допускала к нему чужих людей. Благодаря ее невероятной энергии после смерти Михаила Афанасьевича смогли увидеть свет многие до того неизданные его произведения – главным из которых, конечно же, является роман «Мастер и Маргарита».

Ко всему она, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, переводила французские романы Густава Эмара, Жюля Верна, Андре Моруа. Она писала: «Несмотря на всё, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью (Булгакова), если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет!»

В то же время после смерти мужа, приближаясь к своим 50 годам, она оставалась очень привлекательной женщиной, за ней ухаживали весьма известные писатели… Скончалась в 1970 г. на 77-м году жизни.

Все трое благодаря имени Булгакова навсегда остались в истории мировой культуры, хотя две последние, бывало, и ссорились у могилы, выясняли «приоритет»… Такова жизнь.

Владимир ХРИСТОФОРОВ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru