Вы здесь

Хотя человек и не птица…

Он родился в Смоленске в семье священника 16 марта 1884 г. (по новому стилю). Саша Беляев с детства любил читать приключенческую литературу, особенно Жюля Верна. А его детской мечтой было научиться летать. Однажды он пытался взлететь, привязывая к рукам… веники. А в один прекрасный день Саша взял самодельный зонтик и спрыгнул с крыши сарая. Расшибся, повредил спину. В середине 20-х годов этот ушиб давал о себе знать, спина постоянно болела, он был парализован на месяцы… Саша был непоседливым ребенком. Одна из его детских шалостей закончилась травмой глаза с ухудшением в дальнейшем зрения.



В 1901 г. он окончил духовную семинарию, однако священником не стал. В Ярославле поступил в юридический лицей, одновременно учился в консерватории по классу скрипки. После окончания лицея, он вернулся в Смоленск.



Круг его интересов был широк. Беляев изготавливал планеры и летал на аэроплане, играл на фортепиано и на скрипке в цирке, занимался фотографией и играл в любительских спектаклях, любил живопись и рисовал декорации для театра. Он был присяжным поверенным в суде, занимался журналистикой. В 1923 г. приехал в Москву, публиковал в журналах “Всемирный следопыт”, “Вокруг света”, “Борьба миров”, ”Знание – сила” фантастические рассказы и повести. Иногда Александра Беляева называют “советским Жюлем Верном”. Как и у его французского коллеги, произведения Беляева не чистая выдумка, они опираются на научную основу.



В возрасте 35 лет он заболел туберкулезным плевритом. Лечение было неудачным, возник туберкулез позвоночника, осложненный параличом ног. Шесть лет был прикован к постели, из них три года провел в гипсе. Постоянно носил специальный сковывающий корсет. На время он победил болезнь. В поисках специалистов, которые помогли бы ему вылечиться, переезжает в Ялту. В Ялтинской больнице начал писать стихи. Выйдя из больницы, работал воспитателем в детском доме, инспектором по делам несовершеннолетних в уголовном розыске, где организовал фотолабораторию, библиотекарем.



В 1928 г. он переехал в Ленинград и стал профессиональным писателем. Затем обострение болезни заставило его переехать в Киев. В 1930 г. от менингита умерла его 6-летняя дочь, вторая дочь заболела рахитом, у самого писателя произошло обострение спондилита. В 1931 г. Беляев вернулся в Ленинград. Состояние его здоровья ухудшилось, но он продолжал писать.



В начале Великой Отечественной войны Беляев жил под Ленинградом в Пушкине. Перенес операцию и поэтому не смог эвакуироваться из города, когда подступили немцы. 26 июня 1941 г. в газетной статье он писал: «Наша армия докажет врагу, что рабочие и крестьяне, из которых она состоит, умеют не только строить заводы и фабрики, но и разрушать «фабрики войны». Увы, до победы над фашистской Германией Беляев не дожил. Он умер от голода в оккупированном немцами Пушкине, его жену и дочь фашисты депортировали в Польшу. …Герой романа “Голова профессора Доуэля” – умерший хирург Артур Доуэль. Вот как Беляев описывает оживленную голову профессора: ”Она была прикреплена к квадратной стеклянной доске. Доску поддерживали четыре высокие блестящие металлические ножки. От перерезанных артерий и вен через…отверстия в стекле шли, соединившись уже попарно, трубки к баллонам. Более толстая трубка выходила из горла и сообщалась с большим цилиндром. Цилиндр и баллоны были снабжены кранами, манометрами, термометрами и неизвестными Лоран приборами”.



Из разговора головы профессора Доуэля с молодым врачом Мэри Лоран, приглашенной на работу в лабораторию профессора Керна, «…Я расскажу вам один случай, происшедший со мной. Как-то я был в лаборатории один. Вдруг в окно влетел большой черный жук с клешнями у головы. Откуда он мог появиться в центре громадного города? Не знаю. Может быть, его завез авто, возвращавшийся из загородной поездки. Жук покружился надо мной и сел на стеклянную доску моего столика, рядом со мной. Я, скосив глаза, следил за этим отвратительным насекомым, не имея возможности сбросить его. Лапки жука скользили по стеклу, и он шурша, медленно приближался к моей голове. Не знаю, поймете ли вы меня... я чувствовал всегда какую-то необычайную брезгливость, чувство отвращения к таким насекомым. Я никогда не мог заставить себя дотронуться до них пальцем. И вот, я был бессилен даже перед этим ничтожным врагом. А для него моя голова была только удобным местом для взлета. И он продолжал медленно приближаться, шурша ножками по стеклу. После некоторых усилий ему удалось зацепиться за волосы бороды. Он долго барахтался запутавшись в волосах, но упорно поднимался всё выше. Так он прополз по сжатым губам, по левой стороне носа, через прикрытый левый глаз, пока, наконец, добравшись до лба, не упал на стекло, а оттуда на пол.



Пустой случай! Но в том настроении, в котором я находился, он произвел на меня потрясающее впечатление…»



В уста профессора Доуэля Беляев, по всей видимости, вложил воспоминания о том времени, когда сам он долгое время лежал в гипсе. В статье “О моих работах” Александр Романович писал: «Могу сообщить, что “Голова профессора Доуэля” – произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни “головы без тела”, которого я совершенно не чувствовал, – полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать “голова без тела”…»



Врачи и биологи часто становились героями произведений Александра Беляева. Больной писатель старается жить полноценной жизнью: он изучает иностранные языки, интересуется последними достижениями науки, новейшей техникой, биологией, медициной, историей. Профессор Вагнер – герой цикла рассказов “Изобретение профессора Вагнера”. В рассказе «Человек, который не спит» профессор Вагнер утверждает: ”Сон – совсем не нормальное явление, а болезнь, являющаяся результатом отравления гипнотоксинами: это особые яды, которые выделяет мозг при своей работе. Отравленный этими ядами, человек засыпает, то есть заболевает. Когда человек спит, мозг не вырабатывает новых токсинов; за это же время организм уничтожает токсины, накопившиеся за рабочий день. Таким образом, поспав, человек выздоравливает, но – увы! – чтобы опять заболеть к вечеру, и он опять принужден ложиться в кровать. Разве это не ужасно?!”



Профессор Вагнер изобретает свой чудо-препарат антигипнотоксин, он не спит и работает почти целые сутки. Препарат он принимает вместе с пищей. В другом рассказе “Чертова мельница” профессор изобрел антитоксин усталости, он отрезал у трупов руки и ноги и обеспечил их питанием особым физиологическим раствором, близким по составу к крови, и стали человеческие мышцы машинами, управляющими мельницей. В рассказе “Амба” у погибшего человека извлечен мозг, позже в рассказе ”Хойти-Тойти” он будет пересажен в африканского слона, который стал работать в цирке.



Последний фантастический роман Беляева «Ариэль», главный герой которого умел летать. Что это? Осуществление его детской мечты, хотя бы в фантастическом романе? 

Как знать…



Не все произведения Александра Беляева интересны сегодня, спустя несколько десятилетий после их написания. Но такие научно-фантастические книги, как “Ариэль”, “Человек-амфибия”, ”Властелин мира” и многие другие, будет читать еще не одно поколение юношей и девушек.



Андрей ВУКОЛОВ. 
Москва. 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru