Вы здесь

Фатальная установка

Самоубийство - это не что иное, как трагический исход реализованной установки человека «не жить» вследствие исчезновения инстинкта сохранения жизни. Он является основным у представителей живого мира, так же как инстинкты продолжения рода, пищевой, оборонительный и т.п.

Всё связано с внутренним миром

Почему у людей исчезает интерес к жизни и что является причиной происхождения самоубийств? Почему мысли о нежелании жить овладевают умами людей? В.Маяковский, кстати, один из знаменитых людей, наложивших на себя руки, и осудивший, между прочим, С.Есенина за его смерть висельником в петле, образно писал: «Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможности выяснять отношения». В апреле 1930 г. он в своей маленькой квартирке, что на улице Мясницкой, сделал свой роковой выстрел в висок. Какие у него были «невыясненные отношения»? И с кем? Мы этого никогда не узнаем, история о причинах его самоубийства дает путаные, порой взаимоисключающие сведения. К сожалению, много в них и политизированного объяснения, а могло быть всё просто и банально. Межличностные отношения не всегда безоблачны, между людьми происходят споры, конфликты, и в этом ничего противоестественного нет. Но что же может привести к эмоционально-стрессовым реакциям, депрессии, адаптационным нарушениям, да просто к нервным срывам?

Психотравмирующих обстоятельств в жизни может быть столько же, сколько событий, происшествий происходит в ней. На жизненные ситуации все мы реагируем по-разному: например, чрезвычайное происшествие, которое почти не затронет психику одного, другому может нанести большое душевное страдание. Событие, показавшееся рядовым одному, для другого может стать причиной тяжелого болезненного стресса, то есть дисстресса. Такое явление связано с внутренним миром личности и характером ее реакции на пережитые события, значимостью их для каждого отдельно взятого человека. Возникает вопрос: «Могли ли у Маяковского возникнуть конфликтные ситуации с близкими ему людьми, собратьями по писательской работе или властями предержащими?» Это не исключено. Авангардист в литературе, футурист в молодые годы, трибун-«горлопан», человек публичный жил неспокойной жизнью. А недоброжелателей и завистников у него хватало.

В ряду знаменитостей, покончивших с собой, имена Э.Хемингуэя, С.Цвейга, А.Фадеева, М.Цветаевой, Л.Соболева, В. ван Гога, С.Морозова, М.Монро и т.д. Список получается большой. Доподлинно известно, что Хемингуэй страдал маниакальной депрессией, ван Гог испытывал слуховые галлюцинации и якобы страдал от депрессии. У советского писателя Л.Соболева, писавшего на морские темы, была злокачественная опухоль, и он испытывал мучительные физические и душевные страдания. М.Цветаеву преследовали жизненные удары, связанные с эмиграцией, возвращением на родину, сложными отношениями с мужем, да и жизнь в захолустном городке в положении изгоя.

В основном самоубийцами становятся лица с психическими расстройствами, степень клинической выраженности которых бывает от легкой до наиболее тяжелой - психозов, которые известны народу под названиями «сумасшествие», «умопомешательство», «безумие». Самую большую долю (80-85%) среди самоубийц занимают лица, страдавшие как раз легкими непсихотическими психическими расстройствами, отнесенными к так называемым пограничным состояниям. Они и названы пограничными, потому что эти психические расстройства стоят между психическим здоровьем и психозами. При психозах происхождение самоубийств определяется преимущественно или полностью психопатологической симптоматикой болезни (депрессия, галлюцинации, бред и т.п.). А при легких психических расстройствах (неврозы, психопатии, депрессивные реакции, эмоционально-стрессовые реакции, адаптационные нарушения, легкие формы олигофрении без психоза) оно обусловлено воздействиями внешней среды, играющими дезадаптирующую роль для человека или обладающими прямым психотравмирующим на него влиянием. В обоих случаях на конечном этапе формирования суицидального поведения возникает третий фактор - установка «не жить».

Суицидальный риск обычно повышен у лиц с наследственной отягощенностью психическим заболеванием и самоубийством, особенно по мужской линии. К примеру: 15-летняя школьница после психотравмирующей ситуации, на внешний взгляд, и не столь значимой, почти обыденной ситуации для многих, «увела» с собой в мир иной девушку на 2 года ее старше. Они повесились вместе. Выяснилось, что у младшей по возрасту девушки два дяди по линии дедушки (по матери) 10 лет назад покончили с с собой разрывом в месяц. Оказывается, и дядя дедушки еще в предвоенные годы тоже лишил себя жизни путем самоповешения. У второй девушки дедушка по линии отца 40 лет назад оборвал жизнь выстрелом из дробового ружья.

А вот лица, страдающие алкоголизмом, по современным данным, в 2-3 раза чаще кончают с собой, чем психически здоровые, и составляют примерно 1/5 часть общего числа самоубийц. Алкогольная депрессия - весьма распространенное болезненное состояние, которое вызывается хроническим токсическим воздействием этилового спирта на определенные структуры головного мозга, что приводит к нарушению синтеза так называемых нейромедиаторов, в частности серотонина. Происхождение депрессии, по современной версии, обусловлено как раз дефицитом в синапсах и околоклеточном пространстве серотонина. Появление мыслей о нежелании жить является закономерностью при депрессии. Такие мысли, к счастью, не всегда реализуются. В целом лица с психическими расстройствами в 32-100 раз чаще кончают жизнь самоубийством, чем психически здоровые (А.Амбрумова). Принято считать, что примерно 15% больных с тяжелой депрессией кончают с собой. В общем числе самоубийц 50-70% их составляют больные депрессией.

Путая причину со следствием

Самоубийство - это медико-социальный феномен, в формировании которого участвуют, следовательно, социальный, психологический, клинический, биологический факторы. Суицид рассматривается как один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации, оказавшейся для него безвыходной. Но происхождение самоубийства не заключено в микросоциальном конфликте, а определяется личностными особенностями, которые и формируют суицидальное поведение. Интеллект, образование, возраст, жизненный опыт, характер и стойкость семейных, профессиональных отношений могут сыграть только косвенную роль. В жизни люди после разыгравшейся трагедии обычно начинают искать виновников ее и, как правило, находят. Это - школа, учителя, медицинские работники, супруг или супруга, начальство, коллеги по работе и даже государство. Таким образом, люди путают причину со следствием случившейся трагедии. Однако «корень зла» при самоубийствах все же «сидит» в самом человеке.

Что касается частоты суицидальной активности, то ее величина зависит в наибольшей степени от социально-экономической ситуации в стране и этнокультуральных особенностей. В России всегда было осуждающе-неприемлемое, непримиримое отношение к самоубийствам, что во многом определялось резко отрицательным отношением к суицидам православного христианства. В период проведения радикальных социально-экономических реформ, которыми был насыщен, к примеру, поворотный 1991 г., частота самоубийств сразу возросла в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигла 40,1 случая при пересчете на 100 тыс. населения. Данный показатель тогда в 2 раза превысил так называемый критический уровень частоты самоубийств, обозначенный ВОЗ (20 случаев на 100 тыс. населения), и вывел страну в группу мировых лидеров. В последующие потом 17 лет распространенность суицидов претерпевала лишь незначительные колебания. В 2001 г. она оказалась равной 39,7 на 100 тыс. населения.

Если даже в течение года происходит такой катастрофический рост числа самоубийств, как это случилось в России, то снижение соответствующего показателя станет долговременным процессом. На это потребуются многие десятилетия, если спад числа самоубийств вообще будет возможным в России. Такое развитие картины суицидов указывает на существенное влияние на частоту самоубийств социально-экономического неблагополучия в обществе. К числу факторов, способствующих росту их частоты, следует отнести не только явные социальные катаклизмы, их экономические последствия, но и такие менее острые, но длительно действующие факторы общественного неблагополучия, как социальная незащищенность, неуверенность в завтрашнем дне, низкая материальная обеспеченность, утрата перспективы лучшей жизни и т.д. Всё это ведет к ухудшению психологического компенсаторно-адаптационного потенциала населения, росту депрессий, самоубийств, ситуационно обусловленных реакций, острых реакций на стресс, невротических, тревожно-беспокойных состояний и т.д.

Особенность: с юга на север

Другой важной причиной, обусловливающей рост частоты самоубийств, является этнический состав населения. В условиях многонациональной России данный фактор приобретает особое значение, и его надо иметь в виду всегда. Так, в культуре угро-финских народов (мордва, марийцы, удмурты, карелы, коми, пермяки, саами и т.п.) традиционно сложилось лояльное, снисходительное отношение к самоубийствам, поэтому в среде этих этносов частота их может достигать максимальных величин. Издревле у этих народов считалось, что самоубийство - это дело свободного выбора человека между жизнью и смертью и лишить этого права его якобы нельзя.

В мире, как известно, идет всепобеждающий процесс глобализации, смешение культур, изменение уклада жизни, нравов, обычаев и традиций народов. Эти древние, в целом, нежелательные особенности культуры, традиции этносов в будущем, надо полагать, если и не исчезнут полностью, то не будут играть той роли в частоте суицидальной активности, которая существует ныне.

Напротив, для большинства исповедующих ислам кавказских народов самоубийство считается одним из наиболее тяжких грехов, совершенных человеком, и такая вера стала мощнейшим сдерживающим фактором роста суицидальной активности населения. Соответственно распространенность самоубийств в этих этносах низкая. Православное христианство всегда осуждало самоубийство, и совершенный самоубийцей «грех» церковью и ныне не прощается. Не зря в прошлом самоубийц хоронили в стороне от общественного погоста, лицом вниз, порой без гроба. Церковь считает, что жизнью человек распоряжаться по своему усмотрению не имеет права. Это, так сказать, «деяние не по-божески». К сожалению, ныне в России роль православной церкви по предупреждению самоубийств сведена почти к нулю, хотя около 80% россиян, по предположениям СМИ, стали себя причислять к разряду верующих.

В мире принято считать, что проблемы суицидов возрастают от южного к северному направлению. В странах Средиземноморья наблюдается самый низкий показатель самоубийств в мире (5-10 случаев на 100 тыс. населения, что в 2-2,5 раза ниже критического показателя), а в Финляндии, Швеции, Норвегии и т.д. регистрируется более высокий (но он выглядит намного лучше), чем российский, показатель.

Учитывая всё вышесказанное, можно ожидать, что распространенность самоубийств в отдельных регионах России будет существенно отличаться. Ее наиболее высокий уровень в диапазоне 48-54 случая на 100 тыс. населения отмечается в регионах с наиболее сложными социально-экономическими и климатогеографическими условиями (Сибирь, Дальний Восток, Урал), а также в республиках с коренным угро-финским населением. В России самый высокий уровень самоубийств наблюдается в Восточно-Сибирском регионе (53, 2003). Такой же уровень с незначительными колебаниями в этом регионе отмечается и в последующие годы.

Самая высокая суицидальная активность в Якутии проявлена в 2001 г. (481 случай в абсолютном выражении и 49,6 на 100 тыс. населения). В 2007 г. в республике произошел рост числа самоубийств (468 и 49,2) после 5-летнего периода незначительного снижения. Уровень суицидальной активности очень высок среди коренного населения республики. Северные улусы республики вообще по меркам европейского стандарта превратились в край самоубийц, где частота суицидов превышает критический показатель, обозначенный ВОЗ, в 5-10 раз. В группе центральных улусов и Вилюйской зоны, где расселена преимущественно титульная нация республики, уровень самоубийств поменьше, чем в северных, и лежит в диапазоне 60-110 случаев на 100 тыс. населения. Картина самоубийств принимает более благородный вид за счет наиболее низких показателей, наблюдаемых в Нерюнгринском (например, 32,5-35, 2005, 2006), Мирнинском (соответственно 23,5-35,7), Оймяконском (14,7-37,8), Верхне-Колымском районах, где (особенно в первых двух) коренное население составляет совсем мизерную долю. А наименьшая частота самоубийств в России регистрируется в более благополучном в социально-экономическом отношении Центральном регионе (29,4, 2003) и в республиках Северного Кавказа (24,5, 2003), где сдерживающим фактором служат культуральная ненормативность и интолерантное отношение к суицидальному поведению.

Иван ИВАНОВ, врач-психиатр высшей категории.
Якутский республиканский психоневрологический диспансер.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru