Вы здесь

Две победы одного года

Для встречи с ректором Красноярского государственного медицинского университета им. В.Ф.Войно-Ясенецкого, доктором медицинских наук, профессором Иваном АРТЮХОВЫМпоявилось сразу два повода. Во-первых, учебное заведение совсем недавно получило статус университета. Во-вторых, объявлены результаты Всероссийского конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений». И если в 2007 г. тогда еще академия стала дипломантом, то в 2008 г. - лауреатом конкурса, заняла 2-е место в стране.

Разговор с руководителем одного из самых динамично развивающихся медицинских вузов России вновь доказал: прогнозы «тотального заката» российской высшей медицинской школы преувеличены. Говорить можно только о несостоятельности конкретных учебных заведений, потому что опыт других показывает: даже в условиях законодательных и прочих нормативных недоработок у медицинского университета или академии есть возможность достигать высоких результатов в своей работе. И опыт таких вузов может и должен быть тиражирован.

- Иван Павлович, очевидная истина: качество медицинской помощи зависит от того, чему научен врач и чем он «вооружен». И если Национальный проект «Здоровье» снивелировал проблему материально-технической оснащенности лечебных учреждений, то вопрос о недостаточном уровне подготовки молодых специалистов остается крайне актуальным.

- В целом по стране, вероятно, это так. Во всяком случае, на одном из совещаний ректоров, которое проводило Министерство образования и науки РФ, были названы такие цифры: 48% университетов и 52% академий в РФ не соответствуют своему статусу по аккредитационным показателям. Меня в данном случае больше интересуют не результаты такого положения дел, а причины. И если говорить о медицинских вузах, одна из причин, на мой взгляд, -слабая нормативно-правовая регуляция взаимодействия высших учебных заведений с органами управления здравоохранением и ЛПУ в своих регионах.

Что имеется в виду? Отсутствие долгосрочной программы развития системы охраны здоровья в России и в субъекте Федерации. Недостаток обратной связи между ректоратом вуза и главными врачами лечебных учреждений, куда приходят работать выпускники. Отсутствие реальной программы кадровой политики здравоохранения региона, которую составили и утвердили законом края и страны. Вот что, на мой взгляд, способствует такому положению дел, когда появления молодых специалистов в больнице ждут и могут не дождаться там, где нет достойных условий.

- Кстати, в Красноярском медуниверситете гарантия трудоустройства выпускников почти 100-процентная. За счет чего?

- Действительно, сегодня на бирже труда в Красноярске числятся всего 3 врача, но и это люди, которые давно ушли из профессии, а сейчас хотят вернуться.

Один из формальных показателей высокого качества подготовки выпускников медицинского вуза - их востребованность. Но не такая востребованность, когда в ЛПУ берут всех подряд, лишь бы закрыть вакансии, а когда больница или поликлиника уверены: человек с дипломом данного вуза будет работать хорошо.

Повторюсь, высшая медицинская школа не может работать в отрыве от системы здравоохранения, не учитывая ее нынешних потребностей и дальнейших перспектив. Меняющиеся потребности системы здравоохранения должны отражаться не только в плане набора абитуриентов и выпуска специалистов, но и в содержании учебных программ.

В Красноярском крае такое взаимодействие налажено. Университет спрашивает у работодателей их мнение о своих выпускниках, интересуется, преподавание каких дисциплин, разделов, отдельных тем необходимо усилить. Сегодня работодатели отмечают у молодых врачей недостаточное владение практическими навыками при высоком уровне теоретической подготовки, а также указывают на слабую подготовку по вопросам экспертизы нетрудоспособности и организации здравоохранения. Значит, мы должны переориентироваться.

Конкретный пример. С этого учебного года мы ввели на стоматологическом факультете цикл «предпринимательство в здравоохранении с вопросами экономики и организации здравоохранения». Сегодня в Красноярске пролицензировано около 300 рабочих мест в государственных стоматологических учреждениях и более 350 - в негосударственном секторе. Данный вид услуг постепенно уходит в частный сектор, и это, наверное, правильно, за исключением декретированных контрактов. Как показывает анализ, использование современных зубных паст, щеток, ополаскивателей и других средств профилактики на 50-60% снижает риск появления кариеса. Следовательно, нагрузка на стоматологов будет снижаться. Хирурги-стоматологи это уже почувствовали: появились эффективные методы лечения, и зубы сегодня почти не удаляют.

А профилактическая стоматология, напротив, востребована. Поэтому мы вносим коррекцию в учебный план у студентов и на ФПК. Практику профилактической стоматологии наши студенты проходят в детских садах и школах края. Мы учим детей чистить зубки и 2 раза в год проводим осмотры с помощью передвижных стоматологических установок.

Вот что такое маркетинг в образовании. Наша задача сегодня не в том, чтобы 800 абитуриентов принять и 800 врачей выпустить. Надо четко понимать, как изменяется профиль патологии и какова концепция развития здравоохранения.

- От чего еще зависит качество образовательного процесса?

- От нескольких факторов, каждый из которых по важности равен остальным. Первый - уровень профессорско-преподавательского состава вуза. В КрасГМУ система повышения квалификации преподавателей - это целостная система, и подходы к планированию и реализации программ повышения квалификации ППС постоянно совершенствуются.

Так, в течение 2008 г. 159 преподавателей нашего университета прошли повышение квалификации в ведущих центрах РФ и за рубежом. В то же время развивается внутривузовская система повышения квалификации с использованием информационных технологий, грантрайтинг, ведется обучение преподавателей психологии и педагогике, иностранным языкам.

При этом в качестве стимула к повышению качества работы внедрена новая система оплаты труда сотрудников университета на основе рейтингов. Рейтинги составляются как по объективным критериям - уровень знаний и экзаменационные оценки студентов, так и по результатам анкетирования студентов. 129 лучших преподавателей ежемесячно получают надбавку по 15 тыс. руб.

Второй фактор качества обучения в вузе - исходный уровень знаний у абитуриентов и их профориентированность. Подготовка высококлассного специалиста начинается с подготовки абитуриента. У нас разработана тактика профориентационной работы в каждом районе края, в каждой школе.

При КрасГМУ работает Малая медицинская академия - это двухгодичные подготовительные курсы и различные краткосрочные.

Таким образом, большая часть первокурсников не только имеет высокий стартовый уровень знаний по профилирующим предметам и готова к освоению сложных вузовских программ, но и знакома с требованиями, которые предъявляются к студентам в данном университете.

Как результат - в 2008 г. всего один первокурсник понял, что ошибся в выборе профессии и был отчислен по собственному желанию. Раньше таких был десяток ежегодно. В том же 2008 г. 14% выпускников Красноярского медуниверситета получили диплом с отличием.

- Задача практически невыполнимая - набрать идеальных студентов.

- Конечно, к нам приходят не одни круглые отличники. Но миссия вуза в том и состоит, чтобы научить ребят учиться и создать условия для получения знаний.

Считаю важным критерием оценки деятельности руководства вуза процент студентов, отчисленных за неуспеваемость. В значительной мере большое число неуспевающих студентов - результат плохо организованного учебного процесса. Специально для студентов, которые по разным причинам - болезнь, пропуски занятий, трудности в усвоении материала - имеют риск во время сессии не сдать экзамены, мы организовали циклы «погружения» по предметам. Работа преподавателей при этом оплачивается дополнительно. Наша задача - не дать студенту ухудшить успеваемость до такой степени, что впереди только отчисление.

Введение современной тестовой системы контроля знаний мы предпочитаем сочетать с традиционной системой проверки. У нас трехэтапный экзамен по каждому предмету: тестирование по теории, практические навыки у постели больного или решение практических ситуационных задач. То есть студент должен получить на экзамене 3 оценки, из них складывается его личный рейтинг успеваемости.

С другой стороны, совершенствуются механизмы мотивации и поощрения деятельности студентов, в том числе материальные. Специалисты отдела корпоративной политики на лекциях по введению в специальность рассказывают студентам о том, что такое ценности личности и общества. Для чего? Чтобы студент был мотивирован на успех в собственной жизни и своей профессиональной карьере.

С этой же целью на сайте университета появился раздел, где размещаются портфолио студентов - информация об оценках, участии и победах в конкурсах, зарубежных стажировках, научной работе, публикациях в разных изданиях. Фактически это история успеха студента. Данная информация может заинтересовать работодателей. Она используется и кафедрами вуза, когда формируется группа для новых научных исследований. Таким образом, не только идет развитие личности конкретного человека, но и формируется кадровый резерв здравоохранения и самого университета.

- На недавней Всероссийской конференции «Управление образовательным процессом в современном медицинском вузе» вы говорили о традициях и инновациях в высшем медицинском образовании. Какие именно традиции, на ваш взгляд, необходимо сохранить в условиях инновационной политики?

- Традиции - это то, что сформировалось за 65 лет существования вуза, прежде всего научно-педагогические школы. На этих школах создавалось имя университета. Наставничество, мастер-классы и открытые лекции лучших профессоров упразднять нельзя. Далее, студенческое научное общество, в прошлом году признанное лучшим в РФ. Сборник научных работ наших студентов составляет 500-600 страниц ежегодно.

Кстати, и за рубежом сегодня еще более усиливается фундаментализация образования. И если российский вуз ставит для себя целью выйти на сопоставимые с Европой стандарты качества обучения в высшей школе, то прежде всего должен заниматься фундаментализацией образования. КрасГМУ для себя принял такое решение. Студенты, которые ориентированы на изучение фундаментальных наук - прежде всего это морфология, молекулярная биология и биохимия, выделены в отдельные группы с преподаванием ряда предметов на английском языке. На выходе будет врач-исследователь и преподаватель медуниверситета, то есть элита здравоохранения и элита образования.

В прошлом году, выступая на сессии Российской академии медицинских наук РФ, я предложил развивать новый пласт «трансляционная медицина». Речь идет о внедрении достижений фундаментальных научных исследований в практику здравоохранения. В стране накопился большой объем новых научно-медицинских знаний, которые просто не применяются. Например, КрасГМУ каждый год получает порядка 40 патентов. В частности, наши ученые совместно с учеными Сибирского государственного университета разработали лазерный прибор оптической биопсии для диагностики и эндоскопического лечения органов и тканей, в том числе головного мозга. Как сделать эти интеллектуальные достижения достоянием практического здравоохранения?

Что касается инноваций в образовании, в первую очередь они предполагают современные средства обучения. Например, вместо старинных приборов мы теперь используем возможности виртуальных лабораторий для изучения физических и биологических явлений. Да, такое оснащение дорого стоит, но это более эффективный метод обучения, которым давно пользуются Европа и Америка.

Далее, информатизация в учебном процессе и управлении вузом. В КрасГМУ создан емкий и удобный интернет-сайт. Все лекции, которые читаются студентам, размещаются на сайте и каждая сопровождается проверочными тестами, что очень помогает при самоподготовке. Создана электронная библиотека. В нашем центре телемедицины ежегодно проводится до 40 видеоконференций с зарубежными научными центрами и вузами по научной тематике. В перспективе - телемедицинские консультации с лечебными учреждениями.

Один из последних инновационных проектов, который мы реализовали, - электронная система документооборота. Все документы, которые проходят по административной части вуза, снабжаются штрих-кодом. В любой момент вы можете увидеть по своему компьютеру, где и у кого лично этот документ находится в данный момент. Мы избавились от волокиты и потери важных бумаг.

- Иван Павлович, статус университета получен, качество подготовки будущих врачей в КрасГМУ оценено как очень высокое. Какие еще цели стоят перед вузом?

- Почивать на лаврах не собираемся. Идея для дальнейшего развития уже есть. Это может показаться парадоксом, но 2009 г. объявлен в КрасГМУ годом качества.


Университет предполагает выйти на международный уровень. Имея сертификат системы менеджмента качества серии ИСО 9000, мы проводим работу с Всемирной федерацией медицинского образования. Уже подготовлен договор о партнерстве и разрабатывается план действий. Наше убеждение: система управления качеством в российском медицинском вузе должна полностью соответствовать системе управления качеством в медицинском вузе европейском. Вхождение России в число стран - участников Болонского процесса требует этого от российских вузов.

Беседу вела
Елена БУШ,
соб. корр. «МГ».
Красноярск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru