Вы здесь

Русский врач на Гавайских островах

Авантюрист, интриган?

Странно, что о нём не написано ни одного приключенческого романа-трилогии, не снят головокру жительный телесериал… Видимо, рядом не оказалось Александра Дюма.

Для начала мы просто перечислим его профессиональные привязанности: врач, этнограф, географ, химик, биолог, агроном… и народоволец… Да-да, он был заметным деятелем революционного движения в России, Швейца рии, Великобритании, Франции, Болгарии, США, Японии, Китая. В Румынии стоял у истоков социалистического движения. А в Гавайской Республике занимал пост президента.

Этого человека почти всю его жизнь разыскивала полиция разных государств. Его проклинали некоторые правители, для которых он представлял смертельную угрозу. Его боготворили простые люди, жизнь которых он стремился всячески облегчить. Учёные с мировым именем признавали в нём талант естествоиспытателя, а журналисты – яркого публициста. В его арсенале было 8 европейских языков, а также китайский и японский. Он был членом Американского общества генетиков и других научных ассоциаций.

«Новейший философский сло варь» называет Николая Константиновича Судзиловского «первым и последним энциклопедистом ХХ века».

Стал Николасом Русселем
Родился 15 декабря в Могилёве, в обедневшей дворянской семье, в которой вместе с ним было 9 детей. Все помогали матери вести домашнее хозяйство и составлять разные бумаги отцу-юристу – он работал секретарём Палаты гражданского и уголовного суда. Отцовская профессия и позвала 16-летнего Николая в Петербургский университет на юридический факультет. Под влиянием идей Чернышевского, Добролюбова, Писарева и Герцена он уже тогда стал считать учебные заведения царской России «орудиями полицейской муштровки, инкубаторами чиновничества», где головы людей забивают различным «метафизическим, лингвистическим и теологическим» хламом.

Под этими знамёнами возобно вились студенческие волнения. Николай Судзиловский организовывает сходки и участвует в выработке требований к властям. Его тут же берёт «под присмотр» III отделение, и он вынужден был перевестись на медицинский факультет Киевского университета. Здесь он организует «Киевскую коммуну», весьма влиятельную народническую организацию, которая сильно досаждала царскому правительству. В ней, в частности, учились революционному ремеслу, а именно: постигали шифровальное и взрывное дело, азбуку конспирации. И всё это под маркой борьбы за справедливые социальные проекты. Полиция шла за «коммунарами» по пятам и в итоге её разгромила. А самого зачинщика никак не могли идентифицировать, настолько он менял свою внешность и выговор с немецким акцентом, что даже хорошо знавшие его люди, не могли сразу его узнать. Он скрывается то в Нижнем Новгороде, то в Москве, то в Одессе… Устроившись фельдшером в тюремную больницу Херсонской губернии, Судзиловский пытается организовать побег заключённых. Неудача! Пришлось срочно бежать из России…


В Лондоне начинает работать врачом в больнице Святого Георгия. Туманный Альбион подарил ему незабываемые встречи: на одном из митингов Судзиловский вы ступал вместе с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Конечно же, общительный и необычайно энергичный выходец из России сближается с основоположниками грядущей мировой революции. По началу Судзиловский отправляется в Женеву, но там «тишь да гладь», интерес вызывает Болгария, где доктор вступает в контакт с известным революционером Христо Ботевым, создаёт политическую партию. Даже успевает принять участие в восстании против османского владычества – под новым именем Николас Руссель.

Затем Русско-турецкая война. Судзиловский-Руссель проводит сходки в войсках соотечественников, сотрудничает в эмигрантской газете «Вперёд!», организовывает нелегальную доставку в Россию изданий группы «За освобождение труда». Во всех этих рисковых перипетиях Судзиловского сопровождает его жена Любовь Фёдоровна – опора и советчица. Но со временем она всё резче не одобряет деятельность мужа, и в итоге они расстаются.

Неужели хотел убить царя?

Румыния оставила в сердце Судзиловского яркий след. Биограф М.И.Иосько, благодаря которому не канула в Лету эта ярчайшая фамилия, сообщает, что в Бухаресте наш беспокойный герой практикует как хирург, защищает докторскую диссертацию по медицине. Но, по мнению биографа, «была велика вероятность того, что народнические круги в России отводили доктору Русселю особую роль в планах убийства Александра II, который в 1878 г. находился при армии в Румынии». Но что-то изменилось. «Охота на Сашку», как была названа операция по поимке Русселя и его единомышленников. Кто-то из них был арестован в России, но сам «главарь» куда-то растворился. Куда? Румынские власти вовремя предложили доктору выехать в Турцию и вместе с другими политэмигрантами посадили на корабль. Судзиловский прекрасно знал, что турецкие власти сразу выдадут его российской охранке, а там маячила пожизненная каторга. И ему удаётся склонить на свою сторону капитана судна. Облачившись в его форму, Руссель вместе с друзьями, переодетыми в матросы, спокойно сходит на берег и исчезает.

Американский подданный

А вот дальше – тишина, о Судзиловском почти ничего неизвестно, вплоть до того, как тот оказывается в 1887 г. в Сан-Франциско…

Здесь он становится самым популярным врачом, особенно для простых людей. Об Америке он отзывается так: «Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме. Они – центр мира, и мир и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения… Опираясь на всемогущество своих капиталов, как грецкая губка, как раковая опухоль, всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей среды без пощады». Определение попадает «в десятку» и сейчас.

Избранный вице-президентом Греко-славянского благотворительного общества, Руссель по вёл небезопасную борьбу против епископа алеутского и аляскинского Владимира, «погрязшего в пороках». Он инициирует грандиозный скандал, резко выступая против образа жизни местных священников, среди которых были и педофилы.

Также Руссель устанавливает в Сан-Франциско контакты с русскими политэмигрантами, в их числе – со старым своим соратником Егором Лазаревым. При активном участии ещё одного революционера из Нью-Йорка, Лазаря Гольденберга, они обсуждают идею регулярных побегов политзаключённых из Сибири в Северную Америку. Русселю отводилась важная роль посредника между российскими и американскими участниками операции. Но это не удалось…

Президентство
Однако Судзиловский не собирается стать образцовым янки – «а он, мятежный, просит бури»…

В 1892 г. , устроившись судовым врачом на пароход, Судзиловский отправляется на Сандвичевы (Гавайские) острова. Новая земля поразила доктора. На 11 островах насчитывалось 40 вулканических вершин, иные из них продолжали действовать. Тогда там насчиты валось всего 60 тыс. населения (сейчас полтора миллиона). Из них половина – коренные гавайцы, много было японцев и китайцев. Именно они представляли основную рабочую силу на сахарных плантациях, на сборе бананов и тыквы, на рыболовных промыслах. А на острове Саху поселились десятки семей из России. К ним и присоединилась семья Русселя. Потом, в поисках ещё более глубокого уединения, он переезжает на остров Гавай, к подножию одного из потухших вулканов. Арендует участок земли, выстраивает дом и занимается разведением кофе. Появляются бананы, ананасы, ли моны, апельсины…

Работы как у врача было очень много. Тяжёлый многочасовой труд на плантациях при скудном питании приводил рабочих в крайнее истощение, к болезням, для лечения которых у доктора было мало лекарств. Рабочие часто умирали. Их место занимали новые полуголодные и больные. Откровенная эксплуатация американцами коренного населения возмущала некогда русского подданного, и он начинает действовать… Поначалу просто зачитывал на своих лекциях главы из книг Маркса, статьи русских революционеров. «Добрый доктор» (куака-лукини) становится популярной фигурой на островах, даже был почётным судьёй на многочисленных турнирах по национальной борьбе, кулачным боям, бегу и плаванию. А ещё справедливо разбирался в спорах и распрях.

Лечил он и семью знаменитого автора «Острова сокровищ» Стивенсона. Наведывались к нему другие известные люди мира, например знаменитый  врач Сергей Сергеевич Боткин.

Непримиримый россиянин принимает участие в первых парламентских выборах Гавайской республики, в 1900 г. становится сенатором. Создаёт партию «самоуправления», программа которой предусматривает независимость от США, освобождение бедных от налогов, реформу здравоохранения, упорядочение продажи спиртного, строительство консерватории… И вскоре проклятый церковью «ни гилист» становится первым президентом Гавайской Республики. Вместе с ним руководили страной ещё 3 министра и 14 членов Го ударственного совета. Планиро валось отменить смертную казнь, ввести бесплатное образование… Вашингтон был в шоке! Против главы «банановой республики» плетут интриги и заговоры… Президенту трудно было защитить даже самого себя, так как он не имел своей армии, лишь неболь шой отряд милиции.

И долго музыка играла…
Наверное, нет другой суши по среди центральной части Тихого океана, настолько отдалённой от любого материка, как Гавайи. Даже от своей владелицы Америки её от деляют чуть ли не 4 тыс. км.

Гавайи славятся женщинами-мулатками восхитительной красоты. Местными девушками был очарован и русский красавец Николай Судзиловский, но настоящую лю бовь он нашёл не здесь, а в далёкой Японии.

5 мая 1905 г. в столичной гавайской газете появилось объявление: «За необходимостью скорого отъезда дёшево продаётся усадьба. Отдельный коттедж о двух комнатах с верандой в русском стиле». Вскоре Руссель оказывается в городе Кобе, где скопилось большое число русских военнопленных, захваченных во время Русско-японской войны. Он опять ведёт среди них активную социалистическую пропаганду. Издаёт там газету «Россия и Япония», одним из сотрудников которой становится бывший матрос броненосца «Орёл», принявшего бой у острова Цусимы, Алексей Новиков-Прибой – будущий автор известнейшего романа…

«Белый как лунь старик, добр душой и горяч энергией, как не всякий юноша», – таким виделся Николай Константинович солдатам и матросам. Но дерзким и чрезвычайно опасным для российского престола считало его русское офицерство, находившееся в Японии. В столицу США сыпались жалобы, в ответ на них министр иностранных дел Рут требовал от Русселя прекратить «зловредную деятельность». На что тот отвечал: «Не будучи на правительственной службе, я имею право на свободу действий в чужой стране».

А между тем он вынашивал новый смелый план военного похода на Российскую империю. Подготовил в Японии 40 тыс. военнопленных для переезда в Сибирь, с согласия японских властей даже их вооружил. Планировал с боями овладеть узловыми станциями Транссибир ской магистрали и двинуться на Москву. По пути он предполагал пополнить ряды своей армии солдатами дальневосточных дивизий и пролетарскими отрядами. Но всё лопнуло. Об этом чуть ниже…

Судзиловский вёл активную переписку с соотечественниками. Льву Толстому предлагал содействие в переселении на Гавайи преследуемых за религиозные убеждения россиян. С писателем Короленко вёл переговоры о сотрудничестве в журнале «Русское богатство». А Максим Горький призывал его самого к сотрудничеству. Через «Уссурийскую газету» Судзиловский знакомил читателей с жизнью и бытом японцев, писал научные и философские статьи… Что любопытно, советское правительство с 1921 г. выплачивало ему как персональному пенсионеру Всесоюзного общества политкаторжан (он сотрудничал с печатным органом этого общества «Каторга и ссылка») приличное пособие – 100 руб. золотом.

Что касается вооружённого де анта в Россию на помощь первой русской революции 1905 г. , Судзиловского, как пишут о нём, «чёрт дёрнул» обратиться за содействием к эсерам. Но находившийся в их рядах предатель Азеф (вот он-то известен по сей день) выдал охранке весь состав организаторов этой затеи и передал сведения о докторе Русселе. В этих условиях высадка десанта означала гибель тысяч людей. Не удалась и авантюра Судзиловского с нападением на сибирскую каторгу китайских хунхузов – это когда он уже пере брался в Китай.

Известие об Октябрьской революции в России переполняет душу Русселя радостью и в то же время огорчением. Огорчением от того, что в это время он был вдали от Родины. Он пишет Ленину и выражает своё восхищение победой российского пролетариата. А брат Русселя Сергей сообщает из Самары: «Жизнь в новой России стала интересной, массу можно сделать полезного для народа». Зовёт домой… Однако Судзиловский помнит, как ему ответило Временное правительство на желание вернуться в Россию: «В вас мы не нуждаемся».

И вот наступают времена, когда Судзиловский начинает впадать в сильнейшую депрессию, даже подумывает о самоубийстве. В одном из своих стихотворений горько вопрошает: «Куда улетают птицы, когда наступает ночь?»

Спасение от тягостных мыслей Судзиловский ищет на Филиппинах, которые на целых 5 лет становятся его любимым домом. В Маниле он открывает частную лечебницу. Усыновляет двух местных мальчиков-сирот. Но его снова тянет в Японию. В Нагасаки он женится третьим браком на своей служанке-японке, а в 1920 г. оказывается в Китае.

Трудно и долго готовился русский врач к возвращению в Россию. На конец в 1930 г. 80-летний старец отправляется в долгожданную поездку, но внезапное воспаление лёгких прервало этот путь в городе Чунцыне. Там он и исчез в пламени погребального костра. Согласно китайским обычаям, огонь развела младшая дочь Судзиловского. Кто она?

Как всё-таки мало известно об этом незаурядном человеке и враче. Его имя наверняка оста лось в памяти многих и многих тысяч потомков тех, с которыми Судзиловский общался. Но вот беда – нет на свете ни одного его мемориального места или знака. Скажем, в Могилёве многие знают, что вот в этом здании, некогда мужской гимназии, учились из вестный революционер Лепешинский, полярный исследователь Шмидт. Училась и целая семья Судзиловских, о чём никто не знает. В городе есть улица Лепешинского и проспект Отто Шмидта. А имя врача, внёсшего немалый вклад в развитие хирургии и лечение туберкулёза, нигде не увековечено. А могло бы сверкать во многих уголках планеты.

Владимир ХРИСТОФОРОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru