Вы здесь

Композитор Леонид ЛЮБОВСКИЙ: Гармония музыки - гармония здоровья

Сочинения этого композитора известны не только россиянам. Его творчество высоко оценили в Польше, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Словакии, США, Японии. С профессором Казанской государственной консерватории им. Назиба Жиганова, лауреатом Государственной премии РФ, заслуженным деятелем искусств России и Республики Татарстан Леонидом Любовским меня познакомили его друзья, с которыми он вместе работает над новым балетом «Пётр и Анхен».

- Как бы вы определили призвание композитора?

- Композитор - это не просто профессия. Это от Бога - понимание и особое восприятие мира. Мы делаем нашу музыку доступной слушателю, когда интонационный багаж композитора соответствует времени.

В дипломах выпускников консерватории значится слово «композитор». Но это неправильно. В дореволюционных консерваториях подобного не было. Можно написать, что выпускник, к примеру, пианист. Но никто не в силах дать гарантию человеку, что он станет композитором. Возможно, из него получится прекрасный теоретик. Но выучить на композитора - убежден! - нельзя. Потому что это творчество. Такая высокая болезнь.

- В чем, на ваш взгляд, истоки творческого долголетия?

- Я не верю в творческое долголетие как в цель, определенную заранее. Оно или есть, или нет. Верю в данность. Продираясь сквозь дебри памяти в далекие годы, когда моя музыкальная «аура» еще только начинала формироваться, вспоминаю городок Каменка на Украине. Здесь многие годы летом у сестры гостил П.И.Чайковский. Здесь он написал и впервые поставил «Лебединое озеро». В Каменке бывал А.С.Пушкин. Помню себя малышом, на руках мамы, и звучащую рядом музыку.

В войну нас эвакуировали под Тамбов. Мы жили у одного инвалида. Тот, бывало, выпьет и частушки поет. Матперемат, как и положено. Однажды я исполнил их в детском саду. К ужасу воспитательницы. Так что и это стало частью моего музыкального воспитания.

Вернувшись из эвакуации, мы застали разграбленный дом. Мне, ученику музыкальной школы, разрешили делать домашние задания в старом барском доме, где стоял рояль, помнящий руки создателя «Лебединого озера»... Вечерний сумрак салона, за спиной посмертная маска композитора - всё это создавало непередаваемую атмосферу.

Впрочем, мне было неинтересно играть то, что приходилось учить по программе. А вот самому импровизировать - этим я мог заниматься часами. Тянула к себе соседняя церковка, где я любил слушать хоровое пение. Всё это «взрыхляло» детское воображение, создавало почву для будущего музыкального творчества.
Музыкальное училище во Львове. Затем учеба на композиторском отделении Казанской государственной консерватории. У меня оказались замечательные педагоги - профессора Альберт Леман, Генрих Литинский, Назиб Жиганов. И вот уже 41 год не расстаюсь с альма-матер, помогаю молодежи постигать секреты мастерства. При этом не перестаю подчеркивать: творческое состояние предполагает гигиену души, чистоту помыслов, любовь и доброту ко всему живущему, что нас окружает. Так важно - сохранить в себе детство!...

- Что из созданного представляет для вас особую гордость?

- Шесть симфоний. Выстраданные, они помогли мне высказать самое сокровенное. К примеру, Пятую симфонию я писал 10 лет. Каждое такое произведение - не просто эпос, это исповедь, осмысление пройденного пути, мысли о времени и о себе.

Мной созданы две большие оперы «Праздник святого Йоргена» и «Плащ командора». Принятые к постановке в четырех театрах, пройдя все худсоветы, они, однако, так и не дошли до зрителя... Театр - учреждение достаточно консервативное. Удалось лишь поставить одну из детских опер «Незнайка в Солнечном городе».

Жизнь подарила мне встречу с удивительным человеком, математиком Борисом Лаптевым. Он ушел из жизни в 84 года. Я записал свои беседы с ним. Так появилась книга «Что есть музыка. О предмете музыки, его постижении и познании постижимого». Затем написал еще ряд книг о сущности музыкального творчества.

В творческом портфеле два сборника песен «татарского соловья» Сары Садыковой. Песни Садыковой широко исполняются в наши дни в республике, однако ее наследие находилось в жутком состоянии. Мне удалось систематизировать его и таким образом сохранить для будущих поколений.

- Балетом ХХI века называют ваше «Сказание о Йусуфе». Как лучший балет России постановка отмечена в 2006 г. Государственной премией РФ в области литературы и искусства...

- «Сказанию о Йусуфе» я отдал 5 лет жизни. Благодарен директору театра Рауфалю Мухаметзянову, который ни разу не поторопил меня. А я постоянно шлифовал материал, пока не почувствовал: ни одной нотки не прибавить, не убавить.

Получилась философская притча, размышление над вечным вопросом: человек, что же ты такое на этой земле? Йусуф, или Иосиф Прекрасный, никого не обманывает, он не убивает, ни перед кем не пресмыкается. А когда его предают, хотят уничтожить, ни на кого не держит зла. Понимает - такова жизнь, люди сами должны во всем разобраться, осознать, что под Богом все равны.

«Сказание о Йусуфе» - не просто драматический балет. Когда я вижу влажные глаза зрителей, понимаю: это балет другого качества. Думаю, что к нему надо быть готовым внутренне. Он заставляет каждого задуматься о своем месте в жизни.

- Роль национального колорита?

- Балет на сцене Казанского театра национальный в той же степени, насколько национальны балеты Чайковского, Прокофьева, других великих мастеров. Ведь самое национальное всегда выступает и наднациональным, для которого не существенны «паспорта» зрителей.

Каждое представление заканчивается долгими аплодисментами. Одна из зрительниц призналась: «Не хотела идти в театр. Страшно болела голова. Последние дни хожу просто разбитая. Но сейчас, после спектакля я как на крыльях». Вот она - врачующая сила искусства! 
Другой, пусть и давний, но памятный эпизод. В Эрмитаже проходила выставка произведений и исторических ценностей из Египта. Естественно, я не мог не побывать на ней. Первое, что бросилось в глаза, - маска Тутанхамона. Сеанс длился полтора часа, и всё это время я простоял перед маской. Очнулся, лишь услышав, что посетителей приглашают на выход... Верно заметил Альберт Эйнштейн: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности...» Но как раз этим и отличается искусство.

- Классика и современность. Насколько они совместимы?

- Мои кумиры - Бах, Бетховен, Мусоргский, Римский-Корсаков. Но я люблю и новую музыку. Когда вижу талантливое сочинение, готов боготворить автора. Вот почему, работая со студентами, стремлюсь, прежде всего, сохранить индивидуальность. Остаться самим собой далеко не просто. Творчество - наитие. Поэтому похожести быть не может. Порой шучу: если есть два одинаковых композитора, то один из них должен застрелиться...

- В рыночное время немало людей готово принести в жертву золотому тельцу и нравственность, и мораль. Иные работники искусств потакают таким настроениям. Ваше отношение?

- В глубине души человека скрыты моральные ценности, которые не дадут ему жить спокойно, если он совершил подлость. Никакие временные блага не заменят внутреннего спокойствия. В этом основы и духовного, и физического здоровья. Вспомните нищего Диогена. В ответ на возглас властелина империи Александра Македонского: «Я сделаю для тебя всё, что хочешь...» последовало знамени тое: «Отойди, ты заслоняешь солнце».

Как реагировать на агрессию экрана, эстрады, попсы? Полагаю, без истерики по поводу «дурного вкуса», «примитивности музыкальной культуры». История убеждает: всё это не ново, уже когда-то было, отражает периодичность способа мышления. И в срок сойдет на нет.

Тревожит иное - паразитирование многих музыкантов-исполнителей на классике, на творчестве композиторов прошлых веков. Публику не воспитывают, а успокаивают, предлагая знакомую «манную кашу». Иронично отношусь к «новаторским» экспериментам с произведениями мастеров. Пробуйте на небольших сценах, в клубах. Устраивайте капустники. Ради бога!.. Вот только не забывайте о чувстве меры: настоящее творчество - не вторично, это работа с нуля.

- Вы ощущаете свой возраст?

- Иногда мне кажется, что я такой же молодой, как и лет 50 назад. Мое физическое состояние зависит от того, что я сейчас делаю, чем творчески занят. Погружаясь в материал, я живу жизнью своего героя. Происходит своеобразная творческая «реинкарнация».

Важен также режим дня. Но и он не стал для меня фетишем. Иные гордятся: я, мол, трудоголик. Однако и в этом надо себя разумно ограничивать. Чтобы добиться большего результата. Когда-то вовсю «дымил». Но защемило сердце, и я подумал: а зачем это надо? Не курю.

- Взаимоотношения с медициной?

- Очень уважая труд врачей, понимаю - здоровье каждого зависит прежде всего от самого человека. Как и в музыке, в любой другой профессии, в медицине заняты люди разного таланта. Но здесь особо важно созвучие с пациентом, понимание того, кто к тебе обратился за помощью. Велика роль интуиции. Можно ведь найти даже несуществующий недуг...

В 30 км от Казани, на Волге у меня дача. Однажды на отдыхе свалила страшная боль в животе. Молодой хирург Ильяс Исхаков из местной сельской больницы, осмотрев, заявил: «Надо срочно оперировать. Дорога каждая минута». Другой бы вызвал машину из города и успокоился. А этот взял ответственность на себя и сделал операцию. Фактически спас меня. Прошло 10 лет, но такое не забывается. Не могу не назвать еще одно имя - доктор-реаниматор казанской клиники № 6 Вера Ивановна Севилькина. Давний друг семьи, она, по сути, стала нашим советчиком, семейным врачом.

- И всё же - как соотносятся музыка и здоровье?

- Музыка - открытие, постижение мира. Она многомерна - от незатейливой колыбельной над кроваткой ребенка до сфер космоса. Но прежде всего это вибрация. Ученые доказали ее благотворное воздействие на мозг. Как установила наука, выдающиеся музыканты имеют более развитую структуру мозга. Вот почему многие отмечают «яснослышание», очищающее эмоциональное состояние, которое рождают произведения того же Моцарта.

Через века поучительно звучат слова Аристотеля, побывавшего в Спарте: «Там живут настоящие мужчины. Там постоянно звучит музыка».

Конечно, надо понимать разницу между звучанием флейты в Древней Спарте и тем, чем нередко захламлен наш музыкальный быт.

Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru