Вы здесь

В дар всем врачам

Завершился Год Пирогова в России, посвященный 200-летнему юбилею со дня рождения великого ученого-медика. Отшумели многочисленные юбилейные торжества, проходившие и в Виннице (Украина), и в Москве, и в С.-Петербурге, и во многих других городах, оставив на память потомкам сборники трудов, материалов, работ, статей, тезисов, посвященных этой большой дате. Нашли своих героев многочисленные юбилейные награды – известны имена лауреатов Пироговской премии, кавалеров Европейского ордена Н.И.Пирогова, обладателей других почетных званий и юбилейных нагрудных знаков. Свое место в общественных и личных библиотеках заняли книги и журналы, на обложках которых можно видеть узнаваемый облик первого хирурга России.

Юбилейные торжества сменяются временем подведения итогов тому, что было сделано добротно и основательно в течение Года Пирогова. Чему же суждено остаться в памяти врачебного сообщества спустя десятилетия после исторического 2010 г в сравнении с другим юбилеем - 100-летием со дня рождения Н.И.Пирогова (1910). С тех пор - а это была другая Россия, к которой инстинктивно стремимся сейчас, присвоив ее герб, флаг и многие властные атрибуты, - остались «рукописи», которые, по мысли видного классика, «не горят».

Действительно, к 100-летнему юбилею выдающегося ученого увидело свет собрание его сочинений в двух томах. В нем был опубликован последний труд Пирогова «Вопросы жизни. Дневник старого врача», и это издание «Дневника.» тогда считалось самым полным по сравнению с предшествующими.

Есть многочисленные свидетельства, что к тем юбилейным торжествам было приурочено издание и другого выдающегося труда Пирогова, известного под названием «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело» (в переводе с латинского языка, на котором эта работа была опубликована в 18511859 гг.). Однако же осуществить задуманное не удалось, и литературным памятником юбилейного 1910 г. осталось новое, значительно дополненное киевское издание «Вопросов жизни. Дневника старого врача».

Это историческое издание, ставшее библиографической редкостью, хранится теперь не только в отечественных библиотеках. А теперь каждый желающий может ознакомиться с полной его версией в Интернете.

Поэтому можно быть уверенными, что выдающиеся труды Пирогова, опубликованные в год 200-летнего юбилея со дня его рождения тоже не «сгорят», и со временем займут подобающее им место и на книжных полках, и в электронных библиотеках.

Отчетливо сознавая историческое значение личности и деятельности Пирогова в развитии отечественной медицинской науки и практики, президент и основатель Национального медико-хирургического Центра им. Н.И.Пирогова, академик РАМН и протоиерей Ю.Шевченко заблаговременно осуществил подготовку к юбилейной дате великого ученого силами Пироговского Центра. В течение нескольких лет (20072009) в центре была выполнена значительная работа, связанная с построчным сопоставлением текстов нескольких изданий «Вопросов жизни. Дневника старого врача», в том числе 1887, 1910, 1950 и 1962 годов издания.

В результате оказалось, что ни одно из них не было лишено тех или иных сокращений, имевшихся в одних и отсутствовавших (по воле разных редакторов) в других. Поэтому наша задача виделась в том, чтобы в новом юбилейном издании (2010) не допустить искажений оригинального пироговского текста. При этом за основу было взято юбилейное издание 1910 г. как наиболее полное. Однако же и в нем имелись сокращения, но нам удалось их восстановить.

Нельзя не отметить, что юбилейное издание «Вопросов жизни. Дневника старого врача» Н.И.Пирогова 2010 г., увидевшее свет в Пироговском Центре, отличается от изданий, выполненных усилиями Военно-медицинской академии в С.-Петербурге (2008, 2010), а также составителя А.Тюрикова и руководства Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова (Иваново, 2009).

Имеющиеся отличия касаются не только внешнего вида - обложки, внутреннего оформления - искусственной желтизны по периметру страниц, создающей впечатление старого издания, но и числа иллюстраций, которыми богаче издание Пироговского Центра.

И наконец, оно снабжено именным указателем, сопровождающимся редакторскими пояснениями относительно исторических личностей, упоминавшихся автором в «Дневнике». Такой указатель содержали только издания 1910 и 1950 гг., и, конечно же, он нуждался в современной интерпретации. 

Еще одной особенностью нашего издания является предисловие, которое необычно как по форме, так и по содержанию. На первый взгляд оно может показаться чересчур многословным. Но прочтя его, можно сделать и другой вывод. Ведь до сих пор наши представления о первом хирурге России, сводились к трем основным положениям:

1)    видный хирург, анатом, организатор здравоохранения;
2)    выдающийся педагог;
3)    замечательный общественный деятель.

При этом не привлекалось внимание к православной вере Николая Ивановича, ставшей источником самых выдающихся его достижений в медицинской науке и практике, педагогической и общественной деятельности.

Жизнь и деятельность Пирогова - это великий пример примирения науки и веры, и этому необычному факту посвящено предисловие к последнему изданию «Вопросов жизни. Дневника старого врача». И это не случайно, так как именно этот труд содержит особый, богословский, раздел, где автор свидетельствует о тернистом пути, приведшем его к православию. Обретение веры состоялось в зрелом возрасте, когда ему исполнилось 38 лет, и это событие кардинальным образом изменило и жизнь, и деятельность хирурга, анатома, организатора здравоохранения, педагога, общественного деятеля. Прежде всего, состоялось подчинение научных и практических интересов убеждениям православной веры, которая стала определять не только помыслы, но и практическую деятельность в различных областях. В результате фактические достижения второй половины жизни и деятельности Пирогова, а среди них титаническая работа над «Ледяной анатомией» в течение 10 лет (1849-1859), севастопольская (1854-1855) и педагогическая эпопеи (1856-1866), а также другие, не менее известные, стали возможными благодаря православной вере. Отсюда Пирогов - это не только хирург, анатом, организатор здравоохранения, педагог и общественный деятель, достигший величайших результатов, но примерный православный верующий, истинные убеждения которого во второй половине жизни и деятельности стали источником высоких достижений в научной и практической деятельности.

Глубокие философские и религиозные размышления автора, изложенные им на закате жизни (1879-1881), до сих пор не утратили своей необычайно притягательной силы. Достаточно сказать, что за последние 125 лет эта пироговская работа издавалась 14 раз, в том числе и на иностранных языках (английском, немецком, чешском). Более востребованным за все эти годы не стал ни один из других его трудов, даже такой, как знаменитые «Начала общей военно-полевой хирургии».

Быстротекущий поток времени, действительно, способен уносить в небытие многие из самых великих персональных достижений. Это не касается лишь вечной истины, осознанной Н.И.Пироговым и изложенной им на страницах своей последней книги с уверенностью, что «когда-нибудь прочтет и кто другой».

«Главный вопрос жизни - вопрос о Боге», - можно прочитать здесь и задуматься над действительным смыслом собственной земной жизни. И тогда начинаешь иначе воспринимать известный призыв - «спешите делать добро». Афоризм московского врача Ф.Гааза, современника Пирогова, конечно же, известен многим нашим современникам. Однако же в практической жизни ему способны следовать лишь единичные врачи. В большинстве своем это и есть «избранные», такие как Пирогов, врачи от Бога, наделенные им благодатью веры.

Но можно ли быть наделенным такой благодатью, если не стремиться к ней со всеми возможными усилиями? Великий пример жизни и деятельности Пирогова свидетельствует об обратном. Без собственных усилий, без непрестанного преодоления самого себя такое немыслимо.

Благодатная деятельность президента Пироговского Центра академика РАМН Ю.Шевченко в Год Пирогова не ограничивалась только опубликованием нового издания «Вопросов жизни. Дневника старого врача». Достойнейшим дополнением к такому деянию стал титанический труд по переизданию в то же время другой выдающейся работы Пирогова - «Иллюстрированной топографической анатомии распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело» (1851-1859), осуществленному силами и средствами Пироговского Центра в 2009-2010 гг.

В новой России такой непомерный труд первоначально оказался по плечу лишь группе видных хирургов, которую тогда возглавлял академик РАН и РАМН Б.Петровский. К этой группе избранных принадлежал и Ю.Шевченко, в то время являвшийся начальником Военно-медицинской академии (С.-Петербург). Практическим результатом беспримерной работы стало первое репринтное издание «Иллюстрированной топографической анатомии.» (1996) на русском и английском языках (в 6 томах, в том числе анатомические атласы в 4 томах и пояснительный текст в 2 томах). Тираж первого репринтного издания был ограниченным (1000 экз.), и ко времени подготовки к 200-летнему юбилею со дня рождения Н.И.Пирогова оно стало библиографической редкостью.

Второе издание «Иллюстрированной топографической анатомии.», принадлежащее Пироговскому Центру, осуществлялось исключительно на русском языке. Поэтому пояснительный текст этого издания был представлен в одном томе. Формат анатомических атласов был уменьшен наполовину, и 4 анатомических атласа были объединены также в один том. Таким образом, это издание увидело свет в 2 томах.

Второе издание (2010) отличается от первого (1996) пространным предисловием, где представлена история создания Пироговым этого выдающегося труда. Здесь указывается, что «замысел «Ледяной анатомии», как иногда называют эту работу, намного опережал свое время, а авторская реализация представляла собой. ручной способ выполнения послойной томографии замороженного человеческого тела в трех разных проекциях». Это был необыкновенный научный триумф ученого, которому «вдруг открылся научный замысел из далекого будущего». Во времена Пирогова такое научное исследование в других европейских странах было технически невозможным. Ему удалось использовать в интересах всего человечества суровые условия русской зимы, что нашло отражение и в первом варианте названия этого великого труда. Эта работа предназначалась для врачей - хирургов и анатомов. Поэтому она была написана на латинском языке, а первое ее название было Anatomia borealis, или северная анатомия (лат.).

Так Северная Пальмира, как называли С.-Петербург в далекие времена, стала родиной северной анатомии, предшественницы современной высокой технологии XXI века - компьютерной томографии.

Примечательно, что этот научный замысел из далекого будущего тогда открылся Пирогову, когда он обратился к православной вере. Так что можно судить, что выдающийся труд - «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело» - был выполнен ученым и после, и в связи с обретением православия.

Одним из канонов православной веры, как известно, является добротоделание или убеждение в том, что вера без добрых дел мертва. Поэтому доброе дело, выполненное верующим, считается им богоугодным деянием или служением Господу.

Известна высочайшая самоотверженность Николая Ивановича во время работы над «Ледяной анатомией». Много лет она поддерживалась благодаря необычному сплаву, который теоретически называется примирением науки и религии, а практически представляет собой стремление к одной и той же цели, исходя из убеждений православной веры и научных интересов. Объединение того и другого, конечно же, способствовало продолжению беспримерного труда вплоть до его окончания, несмотря на многие препятствия и трудности на этом тернистом пути.

Известно, что в атласах «Ледяной анатомии» содержится более тысячи рисунков, выполненных в большинстве своем в натуральную величину с распилов замороженного человеческого тела. Эти рисунки представлены на 240 таблицах большого формата, каждая из которых имела матрицу (литографский камень) в виде полированной мраморной пластины, на которую путем гравирования наносился рисунок с условными обозначениями тех или иных органов и тканей буквенно-цифровым способом. Для расшифровки условных обозначений использовался пояснительный текст к каждой таблице, объединявшийся автором в одном томе по числу частей анатомического атласа.

Титанический труд, связанный с подготовкой 240 мраморных литографских камней, предназначавшихся для печати на плотной бумаге таблиц с анатомическими рисунками, был завершен в 1856 г в С.-Петербурге, а окончательная редакция пояснительного текста -в первой половине 1859 г. в Киеве, где Пирогов являлся попечителем Киевского учебного округа. 

За этот выдающийся анатомо-хирургический труд Пирогов был достойно награжден не только Демидовской премией от имени отечественной Академии наук (1860), но и одним из высших орденов Российской империи - орденом Святой Анны I степени (1860). Интересно, что девиз этого ордена - «Amantibus Justitiam, Pietatem Fidem» - «Любящим правду, благочестие и верность» как нельзя лучше соответствовал убеждениям Николая Ивановича Пирогова.

Во втором издании «Иллюстрированной топографической анатомии распилов.» нам удалось также дополнительно отредактировать пояснительный текст на русском языке, исключив из него большую часть повторов, ранее приводившихся одновременно как на русском, так и на латинском языках. Кроме того, восстановлены несколько пропусков текста, имевшихся в первом репринтном издании (1996), - одна из оригинальных таблиц, а также некоторые условные обозначения, ранее приводившиеся в ином исполнении, чем в подлиннике пояснительного текста, составленного Пироговым.

Итак, многие усилия и труды, взятые на себя руководством и сотрудниками Пироговского Центра в Год Пирогова, увенчались успехом, и в XXI веке вновь увидели свет бессмертные творения первого хирурга России.

Сегодня мы обращаемся к российским врачам, а также к представителям врачебных сообществ в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья с предложением получить эти издания безвозмездно непосредственно в Пироговском Центре.

Для этого необходимо отправить соответствующий запрос на мое имя (Козовенко Михаил Никонович), руководителя музея Н.И.Пирогова, по электронной почте: mnkozovenko@mail.ru. В запросе просим указать то или другое наше издание, а также ФИО, врачебную специальность, место работы либо вуз, воспитанником которого вы являетесь.

Если вы не сможете приехать непосредственно в Пироговский Центр, то книги могут быть высланы наложенным платежом, включающим лишь оплату за почтовое отправление, по указанному вами почтовому адресу с соответствующим почтовым индексом. В этом случае оплата почтового отправления производится непосредственно в почтовом отделении при получении.

Михаил КОЗОВЕНКО, доктор медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru