Вы здесь

Когда весь мир в одной капле...

Идея наших высоких властных структур о запрете продажи алкоголя после 21 часа широко обсуждается в обществе. Мнения разные. Сторонники запрета считают, что тем самым удастся ограничить доступность к спиртному, особенно подростков - ведь более 120 тыс. из них стоят на учете с наркотическими расстройствами, а всего в России сейчас насчитывается около 5 млн хронических алкоголиков. И потому барьер на пути к алкоголю, хотя бы в ночное время, необходим. По мнению других, запрет увеличит продажу и потребление самогона, разных суррогатов, будет стимулировать появление подпольных торговых точек.

А каково мнение медиков, которым приходится заниматься лечением алкоголиков? Нужно ли вводить ограничения на продажу спиртосодержащих напитков? Приведет ли это к снижению числа их потребителей?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора Московского научно-практического центра наркологии, главного нарколога Минздравсоцразвития России, доктора медицинских наукЕвгения БРЮНА.

Когда весь мир в одной капле...

-    Понятно, что какие-то ограничения в продаже алкогольных напитков должны быть, они необходимы. И органы власти этим озабочены, предпринимают определенные меры. Думаю, что это хорошо - алкогольная нагрузка на население будет падать, меньше станет социальных, экономических потерь. Но, считаю, что в любом случае предлагаемых мер будет недостаточно. У нашего населения есть печальная традиция -    любые праздники отмечать с употреблением алкоголя. Эту «культурную часть» в мышлении нужно тоже менять, а это очень сложный и долгий процесс.

Но всё равно необходимо каким-то образом научить население, замотивировать его на то, чтобы число поводов для выпивок становилось бы всё меньше.

Для этого нужно иметь различные информационные, аналитические разделы в печатных изданиях, программы на радио, телевидении, где бы специалисты-наркологи могли рассказывать населению о последствиях употребления алкоголя. К сожалению, вот эта часть программы борьбы с большим злом не решается - СМИ не идут на встречу с докторами, не предоставляют нам трибуну, с которой бы озвучивались необходимые для населения знания.

Да, введение ограничения на время продажи алкоголя окажет положительное воздействие на россиян. Хотя результаты будут видны не сразу. Часть населения начнет потреблять самогон, возможны «левые» продажи, но если милиция возьмется за дело, то уверен, что алкогольная нагрузка на людей заметно снизится. Во всяком случае, значительно сократится количество смертей, ведь у алкоголиков она часто наступает при внезапной остановке сердца.

-    Мы в курсе, что возглавляемый вами центр публикует сейчас много интересных материалов, направленных на борьбу с алкоголизмом и наркоманией...

-    Да, в 2009 г. по решению Департамента здравоохранения Москвы мы начали издавать журнал и газету, рассчитанные на широкий круг читателей. И надежды наши оправдались, издания расходятся очень быстро. Мы на деле показываем путь к выздоровлению, а это сложный и большой совместный труд самого больного, врачей, психологов и членов семей.

Широкое информирование населения - первичная профилактика. А вторичная - это раннее выявление заболевания и вмешательство медиков в жизнь людей, злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом. Известно, что в любом государстве, где свободно продают алкоголь, до 2% населения будет страдать от алкоголизма. Как правило, они лечатся, обращаются за помощью, и врачи практически знают о них всё. Они не работают, не учатся, это прослойка населения, которую государство вынуждено содержать. Ориентировочно 5% населения не пьет в принципе. Значительно больше, примерно 60% жителей, пьют умеренно. В рамках нормы, рекомендованной ВОЗ, -   2 л абсолютного спирта в год на человека. Считается, что потребление от 2 до 8 л еще более-менее не страшно. Гораздо печальнее другая цифра - 30% населения регулярно злоупотребляет спиртным. Огромные потери государства и общества - экономические, социальные и другие - связаны именно с этим злом. Невыходы на работу по понедельникам, низкая производительность труда, выпуск бракованных изделий, оплата больничных листов, аварии на трассах, необходимость пополнения рабочих кадров - всё это прямые и косвенные последствия алкоголизма. И естественно, что задача государства и гражданского общества - снизить нагрузку именно от этого дурмана.

Для выявления стремящихся к выпивке и прицельной работы с ними существуют программы, которые Минздравсоцразвития России внедряет и развивает в практике различных городов и регионов. Международный термин «социотерапевтическая интервенция» включает в себя соответственные технологии раннего выявления и вмешательств. Они широко сейчас применяются и в России.

Единственное, что ограничивает рабочий процесс, - отсутствие соответствующей законодательной базы. Именно поэтому администрации трудовых коллективов и учебных заведений не всегда идут навстречу пожеланиям медиков в проведении раннего выявления. В силу этого ресурсы наркологической службы  Минздравсоцразвития России используются не полностью.

-    Но вам, конечно, больше приходится иметь дело с больными людьми...

-    Мы обстоятельно занимаемся так называемой третичной профилактикой, способствующей снижению спроса на алкоголь у больных людей. Разработанные у нас и уже активно внедряемые технологии, мы считаем, самого высокого уровня, если не лучшие в мире. При их реализации сначала осуществляется программа детоксикации, затем, на втором этапе, психиатрическое лечение - купирование патологического влечения, депрессий, психотических расстройств. А на третьем этапе проводится коррекция личностных расстройств, которые имеются у всех больных. Затем начинается заключительный этап - реабилитации, который, как и все предыдущие, сначала проводится в стационаре.

Но человеку мало самому бросить употреблять алкоголь, оздоровиться. Нужно научиться жить в обществе, где ему всё время будут предлагать выпить спиртное. Это очень серьезная задача - подготовить пациента к выходу в открытый мир. Осуществление подобной реабилитационной стационарной программы продолжается, как правило, месяц-два. Это делается пока, к сожалению, не во всех субъектах Федерации, но есть регионы, где достигнуты хорошие результаты. Это Москва, республики Татарстан и Башкортостан, Краснодар, Тюмень, Владивосток, Хабаровск, Кемерово и др. Подтянуть до их уровня пока отстающих -наша задача в процессе развития наркологической службы страны.

После выписки больного из стационара для него организуется реализация программы сопровождения. Он должен продолжать заниматься своей реабилитацией в течение неопределенно длительного времени. Ведь при хронической болезни у всех обязательно бывают обострения, и к выздоровлению человек должен идти долго, иногда всю свою жизнь.

Для облегчения этого процесса существуют группы взаимопомощи анонимных алкоголиков и наркоманов. На своих встречах они обсуждают возникающие проблемы, помогают друг другу. А параллельно наши специалисты оказывают им медицинскую, психотерапевтическую, психологическую и социальную помощь. Например, в Москве успешно действует соглашение с городской службой занятости населения. Ее специалисты совместно с медиками помогают одним пациентам с устройством на работу, другим - получить статус безработного, третьим - обрести новую профессию и др.

Такое постоянное, неопределенно длительное сопровождение указанной категории наших больных помогает им избежать срывов, социально обустроиться, повысить качество жизни. То есть осуществляется отработанная схема.

-    Хватает ли в России специализированных медучреждений для полноценного осуществления столь развернутой программы?

-    В каждом регионе есть наркологические службы. В Москве же и в ранее названных многих городах эти службы очень мощные, располагают достаточными кадрами и материальными ресурсами для выполнения программ. Во всех медвузах Российской Федерации хорошо отработана и система подготовки кадров наркологов, там есть кафедры психиатрии и наркологии, как и в институтах последипломного образования. Получив высшее медицинское образование, пройдя обучение по психиатрии в ординатуре, специалисты затем получают дополнительную первичную подготовку по наркологии, после чего вливаются в наши ряды. Один раз по истечении 3-5 лет происходит повышение квалификации. Многие наркологи имеют возможность заниматься научными разработками, пишут и защищают диссертации.

-    И как ситуация с кадрами наркологов?

-    За исключением крупных городов, в населенных пунктах, где живет менее 50 тыс. человек, наркологическая служба представлена очень слабо - 1-2 специалистами. Возможно, на численность наркологов влияет и специфика их непростой работы. Хотя, благодаря доплатам, наркологам грех жаловаться на зарплату, не всегда удается заинтересовать деньгами будущих врачей. Ведь это своеобразное служение, приходится решать не только чисто медицинские проблемы, но и психологические, социальные, религиозные, культурные. Наркология - наука, где весь мир - в одной капле. Чтобы стать наркологом, нужно обладать многими чертами, качествами врача и психолога. Не секрет, что часто их пациентов побаиваются, не любят и сами врачи-психологи. Когда-то я занимался чистой психиатрической практикой, 20 лет назад меня насильно призвали в наркологи. Оказалось, что здесь в науке и практике есть большая целина, требующая разработки. Хотелось бы пожелать, чтобы наиболее творческие личности шли в нашу службу. Тогда, я уверен, мы добьемся еще более заметных успехов и в лечении людей, на которых обрушилась большая беда.

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru