Вы здесь

«Игровой» - это диагноз

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Крымского государственного медицинского университета им.С.И.Георгиевского (Симферополь)Антон ЕЖОВ занимается биологическими основами поведения человека и различными видами зависимости, в частности исследованием лудомании (в переводе с греческого - пристрастие к азартным играм), а также смежной проблемой - чрезмерным увлечением компьютерными играми. Проблемы эти сверхактуальные, требующие изучения и обсуждения. Поэтому мы попросили Антона Владимировича ответить на ряд вопросов.

- Значит, пристрастие к игральным автоматам и компьютерным играм отождествляется?

- В международной классификации болезней присутствует отдельный диагноз, соответствующий игровой зависимости: это могут быть карточные игры, рулетка, казино, тотализатор, автоматы и т. д. Если брать проблему зависимости в целом, то актуальнейшими вопросами являются также пристрастие к компьютерным играм и Интернету - к интернет-аукционам, интернет-магазинам и пр. Сегодня эти проблемы усугубляют как экономические, так и социальные аспекты развития государства. К сожалению, проводя информационный поиск, мне было трудно найти какие-либо официальные данные о заболеваемости в странах СНГ. Хотя абсолютно открыта информация по Европе,  Америке.

- Похоже, просто этих исследований нет?

- Да, в силу двух причин. Во-первых, из-за определенной «дикости» населения: у нас еще не развита культура обращения к специалистам нашей области (психиатрии, психологии, психотерапии). Существует какой-то страх, неловкость. Люди обращаются уже на тех стадиях зависимости, когда она становится очевидной для окружающих и вызывает некую тревогу. О наркомании и алкоголизме знают все, чего не скажешь о лудомании. Сказывается и отсутствие специальных медицинских учреждений.

Но случаи госпитализации уже есть. Ведь, как правило, игромания сопряжена с другими видами расстройств. Очень часто это ухудшение настроения, депрессии. Это могут быть и сопутствующие зависимости в виде алкоголизма.

Пьющие люди или имеющие предрасположенность к зависимости от спиртного становятся игроголиками гораздо чаще, чем непьющие. Очень часто вместо лудомании появляется другая зависимость: всё тот же алкоголь или - это уже совсем из другой области - экстремальные виды спорта. Часто это занятия, сопряженные, опять-таки, с риском для жизни.

- Ваша диссертация была посвящена биологическим основам поведения человека. Почему сейчас вас заинтересовала именно лудомания?

- Я курирую студенческое научное общество. Работаю с ребятами, которые хотят посвятить свою жизнь психиатрии и смежным дисциплинам. Всегда хотелось дать им темы наиболее понятные и близкие. А поскольку молодежь сейчас большую часть времени проводит за компьютером, эту проблему мы и изучаем.

Но давайте вернемся к статистике: в США около 80% населения одобряет те или иные азартные игры, 61% обнаруживает какой-либо вид азартного поведения, порой даже связанный с риском для жизни; 51 млн посещает казино,15,4 млн страдает патологической зависимостью от азартных игр. При этом 3 млн игроков обращается за помощью к психотерапевту! А у нас единицы попадают в поле зрения специалиста!
 
Испокон веков карточная игра - это бич России. Екатерина II была основоположницей жесткого вытеснения карточных домов с территории государства. Игроки, даже высокопоставленные чиновники, наказывались ссылкой в Сибирь. Александр I впоследствии издал указ «Об истреблении непозволительных карточных игр». Но исторический опыт говорит о неэффективности жестких запретов: вспомните сухой закон.

- И все-таки, вот не было бы у нас игральных автоматов, и местное население, возможно, не знало бы этой проблемы...

- Опыт европейских стран показывает, что очень уместно повышение минимальной ставки, тогда игра становится доступной небольшому проценту населения. Моментально отсекается определенный слой, в частности подростки. Плюс, конечно же, должен быть жесткий контроль над теми, кто эту сферу услуг оказывает.

- Антон Владимирович, расскажите, чем может помочь специалист игроману?

- Для того чтобы лечить и проводить определенные профилактические меры, необходимо понять, почему и как появляется потребность в игре. Терапия игровой мании крайне сложна. В частности, в западной частной клинике пройти курс лечения от игровой зависимости стоит 200 тыс. долл. и даже больше. В то же время ни одна уважающая себя клиника не даст стопроцентной гарантии излечения. Статистика показывает, что эффект наблюдается примерно в половине случаев.

- Бытует мнение, что если у человека есть эта зависимость, то избавиться от нее невозможно, и для того чтобы смягчить остроту ситуации, надо просто поменьше проигрывать денег...

- А представьте себе, если внушить надежду, ввести человека, по сути, в самообман, и когда он столкнется с реальностью, что потом будет с ним? Мне кажется важнее столкнуть его лицом к лицу с реальностью. Пусть это будет определенного рода эмоциональным шоком, но он сам переживет осознание проблемы и сам придет к каким-то выводам.

Но вернемся к личности игрока. Я часто наблюдал, работая с «игровыми» (как они себя называют), два противоположных отношения к деньгам в семье. Или это фетишизация, культ денег (у тебя есть деньги - у тебя есть всё), или наоборот - полное пренебрежение ими (когда денег достаточно и они просто не считаются). Впоследствии такое полярное отношение к деньгам может привести к специфическому развитию личности в сторону азартной игры.

Личность игрока не поддается какой-то конкретной классификации. Это могут быть как экстра-вертированные персоны, с повышенной коммуникабельностью, открытые социуму, социально подвижные, так и интровертиро-ванные, аутичные, иногда даже с шизоидным компонентом, обособленные от общества.

Специалисты, изучающие проблему игры, выделяют некие когнитивные ошибки игроков, которые делятся на стратегические и тактические. К стратегическим ошибкам относятся те, которые создают иллюзию, что человек руководит своими поступками и ходом игры, что контроль достигается участием в игре и достаточной сосредоточенностью на ней. К таким ошибкам относятся следующие: убеждение, что деньги решают всё, в том числе и проблемы эмоций и отношений с людьми. Человек живет в постоянном сравнении себя с успешными людьми и видит способ достижения их материального уровня в быстром обогащении за счет игры. Нередки установки: «Если я буду как бы (!) работать, я никогда не достигну того, чего я смогу достичь, играя. Я поставлю, выиграю, мы станем богатыми и на этом я остановлюсь». Собственно говоря, происходит замещение контроля над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.

Тактические ошибки служат для самооправдания пациента, который приступает к игре. Они обычно звучат так: «Мне нужны деньги, и я знаю, как обмануть автомат». Появляются даже определенные стратегии.

- Как я поняла, один из важных аспектов лечения игромании - помочь игроку вернуть чувство реальности и себя в ней?

- Совершенно верно. К слову, в США уже существует наряду с обществом анонимных алкоголиков общество анонимных игроманов. Кстати, специалисты считают, что определенная закладка лудомании происходит во время видеоигр. Ведь как устроены детские компьютерные игры, как мотивируют они ребенка к игре? Набираешь определенное количество бонусов и получаешь новую жизнь. Проходишь на новый уровень, там соперники серьезнее. В финале победитель получает некие символические призы.

Деньги пока не нужны, но риск уже есть. Уже идет определенная выработка эндорфинов, нашего внутреннего наркотика. Собственно, игрок-то в основном испытывает удовольствие от процесса, и это способствует потере контроля над ситуацией. Обратите внимание на реакцию ребенка, которому родители говорят, что пора прекращать игру: протест, плач, возражения. Разве не похоже на реакцию, когда пытаются игромана отвлечь от игры?

- Еще один важный аспект: в виртуальном мире ребенок привыкает убивать и быть убитым. Кто знает, с какими жизненными обстоятельствами ему придется столкнуться и как он на них прореагирует?

- В наше время то и дело возникают судебные процессы в Америке и европейских странах против программистов, создателей агрессивных фильмов или исполнителей песен. А мотивация подателей исков сводится к тому (и я согласен с этим), что формируется модель агрессивного поведения.

Есть так называемый феномен воображаемого друга, который развивается, по данным статистики, у 65% детей, играющих в компьютерные игры. Некое отождествление себя с виртуальным миром, копирование его подчас в реальности. При этом, естественно, компенсаторно сводится к минимуму общение в реальной жизни. То есть идет фиксация на мире виртуальном, игровом, где ребенок может выбирать собственную реальность.

Что можно предложить в этом случае? Мне кажется важным момент обучающий. Чтобы ребенок мог разделять мир виртуальный и реальный... Что это будет? Возможно, государственная программа в школе, когда на уроках информатики будут давать не просто основные компьютерные навыки языком математики. Мы можем давать что-то связанное с эмоциями, с психикой в доступной форме. Может быть, даже в игровой форме: создать определенную игру, программу, которая как-то ненавязчиво давала бы ребенку это понятие.

- И учила ребенка абстрагироваться от этой части своей жизни...

- Конечно. Вы же знаете, что дети, особенно подростки, часто находятся в оппозиции к взрослым. И любые прямолинейные попытки их изменить вызывают противоположную реакцию. Поэтому надо искать «окольные пути», непрямые. Кстати сказать, в этой ситуации взрослые зачастую ведут себя более агрессивно, чем дети.

- Давайте попробуем обобщить вышесказанное: каждый ли сидящий за игральным автоматом - лудоман, чем отличается «игровой» от игрока и чем может помочь специалист больному человеку, есть ли методики?

- Диагноз лудомании, или игровой зависимости, ставится на основе четырех основных признаков. Первый: две и более азартные игры за последние 12 месяцев. Второй: субъективный дискомфорт во время и после игры (он уже не получает удовольствия, игра, скорее, связана с определенными негативными переживаниями). Плюс нарушение социальной и профессиональной адаптации. Третий: невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием. И четвертый:
постоянная фиксация мыслей на игре и всем, что с ней связано. Вот при наличии этих четырех признаков мы можем говорить, что проблема уже медицинского уровня.

Многие игроки описывают состояния, которые напоминают трансовые. Какие-то изменения в анализаторах, звуки извне - приглушенные, отчетлив лишь звук падающих монет. Меняется ощущение времени, происходит так называемая дереализация. Кажется, что в зале игральных автоматов находился час, а объективно - едва ли не весь день.

Это состояние, безусловно, патологичное. Пока данных нет, но могу предположить, что там целая буря: и нейрохимическая, и нейрофизиологическая. Лечение - это 2-3-недельный курс как минимум. Индивидуальная психотерапия, а потом желательно как поддерживающая - групповая, с такими же людьми (сопроводительная терапия). Необходимо применение и определенных препаратов, которые помогут снизить уровень тревоги, депрессии, которая может возникать как некая реакция отмены. А чем наполнится жизнь взамен игры, решается индивидуально: спорт, семья, творчество, карьера...

Беседу вела
Анна РУДОЙ,
внешт. корр. «МГ».
Ялта.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru