Вы здесь

Беда, которая всегда с тобой

Количество ВИЧ-инфицированных в России перевали­ло за полмиллиона. Каждый год растет число новых жертв этого вируса. И, хотя госу­дарство полностью взяло на себя финансирование лечения таких больных, эпидемия на­растает. Ситуация со СПИДом в стране сегодня хуже, чем за все годы существования этой проблемы, констатирует ди­ректор Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИ Дом академик РАМН Вадим ПОКРОВСКИЙ.


– О СПИДе в последнее вре­мя мало слышно. Можно поду­мать, что у нас научились если не лечить, то контролировать его «поведение». Это не так?

– Совсем не так! По стране регистрируется 160 новых слу­чаев в день. А сколько их не регистрируется?! Это очень се­рьезные цифры – гораздо выше, чем в других европейских стра­нах. Средний возраст смерти от СПИДа – 31-32 года. В течение прошлого года умерло 13 тыс. человек. В этом году цифры бу­дут еще выше. Если у нас в таких количествах будут уходить из жизни молодые люди, для стра­ны это станет серьезным испы­танием. Альтернатива – лечение, с помощью которого жизнь этих людей можно продлить на не­сколько десятилетий. Оно не дает исцеления, вирус остается с вами, но значительно облегча­ет и продлевает жизнь. Сделать это можно только с помощью дорогостоящих препаратов, которые немногим по карману. Правда, в последние 3 года государство взялось полностью финансировать лечение. Но это пока. В нынешнем году получать лечение будут 75 тыс. человек, и государству такое по карману. Но вскоре ситуация из менится. Уже через 5 лет мы выйдем на уровень 400 тыс. человек. А через 10 лет, возможно, и мил­лион. Дальше – больше, и это уже мало не покажется. Поэтому при колоссальных затратах на лечение – в этом году выделена сумма в 10 млрд руб. – печаль­ные цифры растут. Необходимо столько же денег потратить на профилактику, обучение насе­ления безопасному поведению – только тогда будет результат.

– А что вы вкладываете в понятие «профилактика»?



– Необходимо внедрять такую информацию для всех возраст­ных групп – от старшеклассников до людей 80 лет. Не удивляйтесь – сейчас есть случаи заражения и в таком возрасте. Грамотно организованные уроки в шко­лах, СМИ, интернет-ресурсы, социальная реклама на щитах, СМС-рассылки – надо при­влечь все возможные средства для того, чтобы постоянно со­общать людям информацию о том, что такое ВИЧ и как от него уберечься. А кто должен за всё это платить? Конечно, государ­ство.



– Недавно Мосгордума приняла закон о том, чтобы рекламодатели не вводили людей в заблуждение относительно презервативов, которые, как утверждают де­путаты, вовсе не спасают от ВИЧ-инфекции.

– На сайте Московского го­родского центра по профилак­тике и борьбе со СПИДом даже есть плакат с изображением разрезанного на куски презер­ватива (уж не знаю, как надо умудриться так его порвать!) со слоганом «Защищает, но не гарантирует безопасность!» Де­путаты решили, что, разрешая пропагандировать презервати­вы, они дают индульгенцию на безнравственное поведение.





Некоторые «политики» почему-то думают, что использование пре­зервативов приводит к снижению численности населения. Вот для этого, видимо, и придуман ход: объявить, что презервативы во­все не гарантируют защиты от различных заболеваний, пере­дающихся половым путем, в том числе и от ВИЧ-инфекции, что у них проницаемая мембрана, через которую легко проникают вирусы и всё то, что вам не нужно.



– А на самом деле?



– На самом деле презер­ватив позволяет планировать беременность, а вовсе не сни­жает рождаемость, уменьшает риск инфекций, передающихся половым путем, и сокращает число абортов, нередко веду­щих к бесплодию. Нет ничего абсолютного, но презерватив снижает риск заражения ВИЧ в 200 раз. Случаи заражения с использованием презерватива, конечно, есть, но все они – от неумелого использования, когда, например, его надевают только в конце полового акта, неправиль­но хранят или повреждают при вскрытии упаковки. Вот и думай­те – надо ли обучать молодежь?

– Каков вообще риск зара­жения половым путем?



– Если, например, муж ин­фицирован, а жена нет, то риск заражения при сексуальных контактах без защитных мер в течение года – примерно 35%.


– А если один раз?



– Это, конечно, очень условно, но выходит, что риск зараже­ния небольшой. Многие так и рассуждают – от одного раза, мол, ничего не будет. И зря так думают. Шанс заразиться зави­сит от особенностей мочепо­ловой системы. Скажем, у нас лечилась женщина, у которой в течение жизни было 11 половых партнеров, и ни один от нее не заразился. А вот от другой за­ражались все с первого раза. Почему? Помимо ВИЧ-инфекции у нее была эрозия шейки матки, при половом акте возникало кровотечение и партнеры зара­жались. Поэтому очень важно, чтобы женщина была гинеколо­гически здорова. Если по кровы не нарушены, заразиться меньше шансов. Все венерические заболевания тоже способствуют передаче ВИЧ-инфекции.


– Недавно было сделано сообщение о том, что аме­риканские ученые повысили уровень опасности ВИЧ-ин­фекции. Теперь считается, что вирус может проникать через неповрежденную кожу половых органов.

– Да, мы не исключаем, что вирус способен проникать через здоровые половые ткани. Эта возможность ниже, чем через поврежденные, но она есть. Вот вам еще один аргумент в пользу презервативов. Если их грамотно использовать, такого риска не будет.

– А не может ли оказаться, что ВИЧ-инфекция может передаваться не только через половые ткани, но и через обычную кожу?



– Какова вероятность, что корова полетит? Для этого ей надо очень сильно измениться, недостаточно просто крылья при­вязать. То же и с ВИЧ – если он так сильно изменится, это будет уже не ВИЧ.



– Какое-то время назад в некоторых городах России бесплатно раздавали шприцы наркоманам. Это что – ци­низм: колитесь чистым шпри­цем и всё будет в порядке? Разве героин не хуже, чем грязный шприц?

– Эта концепция оказалась весьма эффективной в Европе. Мы все понимаем, что боль­шинство программ по лечению наркоманов малоэффективно, в том числе и наши. Мы не можем заставить людей не пользоваться наркотиками. Поэтому на Западе выдвинули концепцию уменьше­ния зла. Победить не можем – давайте уменьшать, решили они. И разработали целый комплекс мер. Прежде всего, обучение наркоманов: уж если колешься, то чистым шприцем. Их действи­тельно раздают бесплатно. Но это не главное. Главное – чем-то завлечь наркомана, чтобы он пришел к врачу и начал общение с ним. Но всё это эффективно в тех странах, где продажа шпри­цев без рецепта запрещена. У нас это не сработало, потому что шприцы свободно продаются в аптеках.


Другая концепция, тоже вызы­вающая ожесточенные споры в на шей стране, – заместительная терапия. Конечно, это никакая не терапия: вместо героина, кото­рый покупается у преступника, наркоману бесплатно или за очень небольшую плату выдают аналогичный препарат, но от лица государства. Для его упо­требления не надо использовать шприц, и, соответственно, ВИЧ-инфекция передаваться не будет. Та кие наркоманы ежедневно приходят в клинику, и им дают такой препа рат с ложечки в присутствии врача. Какие плюсы? Ему уже не нужен другой нарко­тик, он не бежит в подворотню, он не заразится и никого не заразит. Такой наркоман нахо­дится под контролем у государ­ства, поэтому больше шансов избавить его от наркотической зависимости, вернуть к полно­ценной жизни. Кроме того, под­рывается экономиче ская мощь наркомафии.



Но есть и минусы, и именно об этом твердят многие наши наркологи: заменяя один нарко­тик другим, мы не боремся с нар­команией, а попустительствуем ей. Это плохо, безнравственно.



Но зато в Европе передача ВИЧ-инфекции и гепатитов среди нар­команов практически прекрати­лась, у нас же продолжается в широких масштабах. Вот и думайте, что безнравственнее. В общем, и здесь, пока продол­жаются дискуссии, не делается ничего.



– А что сейчас по регио­нам? По-прежнему лидирует Калининградская область?



– Нет, она давно не лидирует, это всеобщая ошибка. Там одно время плохо было с выявлением и лечением, и поэтому случаев, когда люди умирали от СПИДа, было больше, чем новых вы­явленных. Сейчас там смерт­ность снизилась. А основные проблемы – это Урал, Поволжье, Сибирь. Там очень высокий уровень городского населения. А ВИЧ-инфекция – это проблема больших городов. Поэтому по-прежнему высока степень распространения вируса в Москве и С.-Петербурге. Кстати, в Москве начали финансировать лечение раньше всех регионов, еще до того, как это стали делать из федерального бюджета.



– Периодически появляются сообщения о том, что вакцина против ВИЧ-инфекции вот-вот будет создана. Уже имеется ряд зарубежных экспери­ментальных препаратов та­кого рода, а отечественный вичрепол успешно прошел первую стадию испытаний на экспериментальных жи­вотных. Теперь для участия во втором «туре» испытаний приглашают добровольцев. Как думаете, получится?

– В этом вопросе я сохра­няю осторожный оптимизм. Определенные подвижки есть, и мы в этом вопросе не отстаем от других развитых стран. Однако говорить о том, что не сегодня-завтра вакцина по явится, преждевременно.



– В то же время есть со­общения и о том, что вакцина не будет со здана никогда. Де­скать, иммунная система че­ловека и вирус ВИЧ-инфекции являются не врагами, а как бы союзниками.

– ВИЧ – довольно загадочный вирус, хотя о нем известно очень многое. Он принадлежит к семей­ству ретровирусов – сложных РН­К-геномных вирусов, образующих ДНК-копию генома. Получается, что структуры, подобные ВИЧ, идентичны геному человека. Фокус в том, что иммунная си­стема человека сама поддержи­вает существование способных к инфекции вирионов ВИЧ. По­этому, пытаясь побороть ВИЧ-инфекцию, мы как бы боремся с самими собой. Пока нет точного понимания процессов пораже­ния иммунитета при СПИДе. Не удается и выработать механизм, способный подавить вирус, не причинив вреда иммунным клет­кам. Но попытки продолжаются.


– Каждый заинтересовав­шийся проблемой ВИЧ-ин­фекции натыкается в Интернете на сайты, где провоз­глашается, что никакого ВИЧ нет: это ловкая выдумка чи­новников и врачей, которые отмывают на этом огромные деньги.

– Создание таких сайтов – дело рук так называемых ВИЧ-дисси­дентов. Многолетние наблюдения показали: без лечения ВИЧ-инфекция обязательно приводит к СПИДу. Лишь единицы после заражения ВИЧ-инфекцией живут больше 20 лет, и ученые за ними «охотятся», так как надеются от­крыть в их организме механизмы подавления СПИДа. Теперь уже спорить не о чем, но «диссиден­ты», пользуясь безграмотностью населения, дурят всем головы, что СПИД может быть и без ВИЧ-инфекции, что лечение приносит больше вреда, чем сам вирус и что СПИД – это страшная сказ­ка. И мы ее придумали только для того, что бы грести большие деньги.


– Кому же всё это выгодно?

– Во-первых, есть люди, кото­рые «пролетели» в своих исследо­ваниях. Им обидно это признать, и они до сих пор доказывают, что правы были именно они, а другие заблуждаются. Всё это не бескорыстно. Их приглашают читать лекции, они пишут книги. Эти идеи с удовольствием под­хватывают люди с нестабильной психикой. Они приходят на наши пресс-конференции и требуют доказательств, кри чат: представь­те нам фото вируса! Представля­ешь – нет, это подделка! С ними спорить бесполезно. Но кто их питает? Колоссальные средства отнимаются у других областей здравоохранения. Те, кто там трудится, заинтересованы в перераспределении ресурсов. И наконец, это выгодно самому государству. Нет СПИДа – нет проблемы. Это же колоссальная экономия! И примеры такой «экономии» уже есть. В ЮАР премьер-министр объявил, что ВИЧ-инфекцию придумали бе­лые для того, чтобы африканцы пользова лись презервативами и у них упала рождаемость. Теперь ЮАР стала самой неблагополучной по СПИДу! Сделать что-то уже очень тяжело: не менее 10% чернокожего населения зараже­но, причем пре имущественно молодые люди. В связи с чем эксперты ожидают, что работать на шахтах скоро будет некому.


– Но ведь наше государство не пойдет по этой дороге? Наоборот – вон какие деньги выделяются!



– Я занимаюсь СПИДом уже четверть века и могу констатиро­вать: столь тревожной ситуации, как сейчас, в стране еще не было. Мы, по сути, никак не противо­действуем распространению ВИЧ-инфекции. И если ничего не изменится, будет только хуже.


Беседу вела
Наталия ЛЕСКОВА,
корр. «МГ».
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru