Вы здесь

Пощади жизнь

Русская православная цер­ковь считает эмбрион чело­веком и предлагает наложить полный запрет на получение и использование эмбрио­нальных тканей и клеток в на­уке и медицине. Письмо РПЦ с перечнем соответствующих поправок в проект федераль­ного закона «О биомедицин­ских клеточных технологиях» направлено, как сообщи ли «МГ» в синодальном отделе по церковной благотвори­тельности и социальному служению, главе Минздравсоцразвития России Татьяне Голиковой.

Пойти на аборт...

Согласно официальной ста­тистике, в прошлом году в России родилось 1 млн 814 тыс. детей, а абортов было сделано 1 млн 230 ты с. Неофициальная статистика говорит о 3,5-4 млн абортов. Наша страна зани­мает первое место в мире по их относительному числу (ко­личество на душу населения): по данным Минздравсоцразвития России, на каждую тысячу новорожденных у нас приходит­ся 1022 аборта, при этом 90% их совершаются не по наличию медицинских и социальных по­казаний, а просто по желанию женщины.

«Если мы сократим аборты в 2 раза, исходя из цифры 4 млн, то за 20 лет у нас будет 40 млн населения только по программе сокращения абор­тов. А если к этому добавить программу стимулирования семей, рождаемости?!», - об­ратился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к участникам недавней встречи премьер-ми­нистра РФ с руководителями религиозных общин России в Даниловом монастыре. Выска­зав одобрение программы РПЦ по поддержке российской се­мьи, Владимир Путин выразил готовность «настраивать все государственные структуры на самое тесное сотрудничество с религиозными организациями» в этой сфере.

Христианская церковь при­числяет аборт к тяжкому греху убийства, чадородие же всегда воспринималось православи­ем как заслуга перед Богом. «Мы верим, что душа челове­ку дается в момент зачатия. И хотя эмбрион на ранних стадиях развития не похож на человека, мы знаем, что он имеет душу, а значит, вечную жизнь, - говорит председа­тель синодального отдела по благотворительности и социальному служе нию епи­скоп Смоленский и Вяземский Пантелеимон. - Следователь­но, его нельзя уничтожить и экспериментировать на нем».

Согласно социологическо­му опросу, проведенному в конце про шлого года по за­казу Общественной палаты РФ агентством социаль ных техно­логий «Политех», 63% россиян также считают, что человече­ская жизнь начинается с мо­мента зачатия. Этой позиции придерживается абсолютное большинство российских жен­щин (74%) и около половины мужчин (50%). А среди верую­щих в то, что жизнь человека на чинается с момента зачатия, убеждены более 2/3, причем вне зависимости от их религи­озной принадлежности. Боль­ше половины атеистов также разделяют эту точку зрения.

Клетки эмбриона и плода не будут использоваться

И вот – новые предложения православной церкви, на этот раз – к проекту федерального закона «О биомедицинских кле­точных техно логиях». Подготов­ленный Минздравсоцразвития России в соответствии с по­ручениями Правительства РФ, он проходит в настоящее время с учетом замечаний, высказанных по нему профессиональ­ным научным сообществом, доработку в министерстве.

Эта доработка, по словам за­местителя министра Вероники Скворцовой, обнажает мно­жество правовых и морально-этических проблем, одной из которых является использова­ние клеток эмбриона и плода человека. В соответствии со статьей 7 законопроекта для приготовления клеточных ли­ний, входящих в состав клеточ­ных продуктов, используются клетки человека, за исключени­ем клеток тела эмбриона и пло­да человека, а также половых клеток человека. Иными сло­вами, ткани эмбриона (плода), как полученные в результате аборта, так и забранные без прерывания беременности, не могут быть применены для при­готовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов. При этом проек­том закона допускается при­готовление клеточных линий для производства клеточного продукта с использовани ем клеток оболочек плода чело­века, выделенных из плаценты, вартониева студня пуповины и пуповинной крови человека по­сле нормальных родов. Данные клетки являются мультипотентными стволовыми клетками, по своим свойствам близкими к ЭСК, а их использование более обосновано с морально-этиче­ской точки зрения.

– Такой подход основан на учете мнения наших граж­дан, которые обращаются с большим количеством писем в министерство, религи озные организации, и полностью со­гласуется с международной прак тикой, в частности с позицией Европейского союза», – поясняет Вероника Игорев­на. В то же время указанная норма, по ее мнению, не вы­зовет изменений в подходах к экстракорпоральному опло­дотворению, поскольку новый законопроект не распростра­няется на правоотношения, связанные с использованием вспомогательных репродук­тивных технологий (ст. 1). Тре­бования к применению вспо­могательных репро дуктивных технологий установлены ст. 55 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Не будет оставлена без вни­мания при правовом регули­ровании и проблема исполь­зования суспензий некультивированных клеток, а также пересадки фрагментов тканей в лечебных целях, уверяют в Минздравсоцразвития России. Опасения некоторых ученых, что с принятием нового закона передовые разработки станут невозможны и российская ме­дицинская наука будет отбро­шена далеко назад, не имеют ни каких оснований, убеждены в министерстве.

– Эти опасения беспочвенны, – говорит В.Скворцова. – Про­ект федерального закона ника­ких ограничений собственно ис­следовательской деятельности не содержит и, следовательно, не может быть препятствием на пути разви тия медицинской и биологической наук. По замыс­лу разработчиков, проведение исследований инновационных клеточных технологий и про­дуктов для медицины регули­руется законом только тогда, когда разработчик технологии начинает планировать приме­нение клеточного продукта у человека. Для разрешения на клиническое исследование кле­точного продукта необходимо обосновать его безопасность для организма реципиента и его потомства, исключив все возможные риски – перерож­дения клеточного материала в опухоль, заражения инфекцией, внесения в организм токсина, изменения генов или хромосом человека и др.

Защитить человеческую жизнь

Как утверждает епископ Смо­ленский и Вяземский Пантелеимон, главная цель предложений РПЦ – «обеспечить защиту че­ловеческой жизни как до, так и после рождения». Они, дескать, дополняют уже со держащийся в проекте закона запрет на приме­нение современных технологий для клонирования человека и использование клеток эмбриона и плода при биомедицинских разработках.

В числе таких предложений – четкое определение эмбриона: это «человек, организм которого находится на стадии развития от зиготы до 8 недель»; вклю­чение в состав экспертов со­вета по биомедицинской этике представителей религиозных организаций; запрет на ис­пользование клетки эмбриона при приготовлении суспензий не культивированных клеток и трансплантации фрагментов тканей и др. «В России известен целый ряд патентов, предпо­лагающих трансплантацию пла­стов эмбриональной ткани или суспензий некультивированных клеток, непосредственно по­лученных от абортированных плодов, – отмечается в письме. – Однако данные аморальные технологии остаются вне сфе­ры действия законопроекта». Между тем такие упрощенные формы клеточной терапии уже сегодня могут предлагаться коммерческими клиниками для омоложения организма.

– Мы надеемся, что Минздравсоцразвития России прислуша­ется к мне нию Церкви и научного сообщества, – сказал глава от­дела. – Со своей стороны, мы готовы к диалогу и совместному обсуждению каждого нашего предложения.

Епископ Пантелеимон на­помнил про недавно принятый проект конституции Венгрии, где утверждается, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия: «Венгрия приняла ту норму, которая считалась пра­вилом всегда».

Напомним, что Декларация прав ребенка утверждает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуж­дается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

– Нравственное сознание россиян на несколько порядков опережает действующее зако­нодательство, – говорит, ком­ментируя результаты социоло­гических опросов, старший пре­подаватель кафедры биоэтики Российского национального ис­следовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова иеромонах Димитрий (Першин). 


– Идеология воинствующего ате­изма, согласно которой че ловек до рождения – лишь биомасса, не наделенная ни душой, ни личностью, запустила абортную мясорубку в стране, но не смоглааннигилировать заповедь «не убий», осеняющую и нерож­денных детей. Поэтому, даже совершая миллионы абортов в год, Россия не готова мириться с этой кровью, а стало быть, необ­ходимы такие законода тельные нормы, которые поддерживали бы не абортную индустрию, а, напротив, – институты ма­теринства и детства, семьи и ответственного отцовства.

Отец Димитрий напомнил, что в принятом в 2011 г. законе «Об основах охраны здоровья граждан» были учтены некото­рые предложения Святейшего Патриарха Кирилла. Однако в то же время «ряд важных по­правок принят не был, – отме­чает отец Димитрий. – Не не­сут уголовной ответственности врачи, нарушающие порядок проведения аборта, произ­водство абортов по желанию оплачивается из кошелька всех работающих россиян через фонд медицинского страхова­ния, а нуждающиеся беремен­ные женщины не получают финансовой помощи».

Конституции ряда стран чле­нов Европейского союза также при знают право на жизнь че­ловека до рождения. Так, кон­ституции Чешской Республики и Словацкой Республики про­возглашают, что «чело веческая жизнь достойна охраны уже до рождения». Поправка в Конституцию Ирландии, при­нятая на референдуме 1983 г. , устанавливает, что государство «признает право на жизнь не рожденного ребенка на­равне с правом на жизнь его матери, гарантирует в своих за конах уважение, защищает и поддерживает настолько, на­сколько это возможно, своими законами это право».

В октябре 2011 г. Суд Евро­пейского союза признал, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, определив, что оплодотворенную челове­ческую яйцеклетку уже надо считать человеком, и запре­тил любые евгенические экс­перименты и манипуляции с эмбриональными стволовыми клетками человека.

Решительно выступая против абортов, РПЦ видит в преодо­лении этого греховного деяния не только задачу решения де­мографической проблемы, но и высокий духовный смысл, напря­мую связанный с преодолением человеческого одиночества и отчужденности, личностной и материнской самореализацией женщины, сохранением ее пси­хического здоровья.

А решать проблему надо. Тем более ключевой темой посланий Президента страны Федеральному Собранию РФ 2010-2011 гг. была политика в области материнства и детства. Причина этого – самая что ни есть прямая. По данным Инсти­тута демографии Высшей шко­лы экономики, число жительниц Москвы детородного возраста, ко торые не могут или не желают иметь детей, увеличилось за последние 20 лет более чем вдвое. В 90-е годы бездетных женщин было в столице от 5 до 7%, а сейчас таких дам ре­продуктивного воз раста – 16%. А сколько из них, как «между нами, женщинами» говорят, «пошли на аборт»?

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru