Вы здесь

Учись учиться

1-й Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова является основоположником большинства отечественных медицинских школ. Причем в лидерах он с очень давних времен – с 1758 г. Большинство имен великих медицинских светил России связано с «Первым медом». Можно назвать Н.В.Склифосовского, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, И.М.Сеченова, Н.А.Семашко, М.П.Кончаловского, Е.М.Тареева и многих других.

И сегодня среди сотрудников университета – яркие представители российской науки и медицины, многие главные специалисты Минздравсоцразвития России, десятки академиков, заслуженных врачей РФ, лауреатов государственных и правительственных премий. Но вуз должен быть открыт для новых учеников и последователей великих ученых. Приближается лето, а значит, и пора поступлений в вузы. Как идет подготовка к приему новых студентов в «Первом»? На эти и другие темы наша беседа с проректором по учебной работе университета профессором Андреем СВИСТУНОВЫМ.

– Андрей Алексеевич, мы встречаемся с вами в день открытых дверей 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова. По каким новым специальностям осуществляется подготовка в вузе в последние годы?

– Стремительно развивающаяся медицинская отрасль требует новых направлений подготовки, а наш университет не только всегда шагал в ногу со временем, но и по многим специальностям был в стране поистине первым. Поэтому в последние годы мы ведем набор по следующим новым перспективным специальностям: «Биотехнология», «Биоинженерия и биоинформатика», «Клиническая психология», «Педиатрия», «Социальная работа», «Менеджмент в здравоохранении», «Материаловедение и технология материалов».

Из них, пожалуй, только педиатрия как медицина для детей является традиционной и не нуждающейся в особых пояснениях. Биотехнология использует биологические процессы для целенаправленного воздействия на природу, а также в интересах промышленного получения полезных для человека продуктов, в частности лекарственных средств. Это стремительно развивающаяся наука с огромными перспективами и принципиально новыми возможностями, высокой рентабельностью, испытывающая постоянную потребность в кадрах. В данной сфере и теоретиков, и практиков ждут величайшие открытия. Именно с этой специальностью связаны генная инженерия, микробиология, биохимия.

«Биоинженерия и биоинформатика» подразумевает формирование совершенно новых практических подходов для решения проблем здравоохранения и сельского хозяйства, для разработки современных технологий и материалов. Биоинженерия возникла на стыке физико-химической биологии, биофизики, генной инженерии и компьютерных технологий, что позволило перейти от простого улучшения свойств объектов к созданию абсолютно новых, с заданными свойствами – вплоть до не существовавших до этого живых организмов и биосистем, сконструированных для нужд человека.

«Клиническая психология» – межотраслевая специальность широкого профиля. Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

«Социальная работа» — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. Данная деятельность способствует взаимодействию людей с их окружением.

Весьма востребована специальность «Менеджмент в здравоохранении», по которой готовят экономистов-менеджеров, способных обеспечить рациональное управление экономикой здравоохранения в современных условиях.

Специальность «Материаловедение и технология материалов» особенно актуальна для нашего университета, располагающего динамично развивающимся стоматологическим факультетом, собственной амбулаторной и стационарной стоматологической службой. Выпускники по данной специальности призваны разрабатывать новые материалы для нужд стоматологии, травматологии и ортопедии и иные оригинальные импортозамещающие технологии. Именно в нашем вузе есть возможности для разработки этих технологий, их апробации и внедрения с формированием полного инновационного цикла.

– Какие факультеты университета считались самыми престижными среди абитуриентов в прошлом году? Что показал конкурс? Как вы относитесь к династиям в медицине?

– Самой большой популярностью по-прежнему пользуется лечебный факультет. На нем обучается больше всего студентов. Не сильно отстают и такие специальности, как «стоматология» и «фармация». Но стоит отметить, что конкурс на новые специальности тоже был очень высоким, поскольку это чрезвычайно перспективные направления с великолепными возможностями для выпускников. На подготовку по данным специальностям направлены лучшие ресурсы.

Средний балл ЕГЭ при поступлении прошлым летом выше, чем ранее. Более 150 поступивших являлись призерами школьных олимпиад, 362 окончили школу с медалью. Некоторые престижные столичные вузы в последний раз не смогли выполнить план приема на бюджетные места даже после второй «волны» абитуриентов, поэтому им пришлось объявлять дополнительный прием. Наш вуз с такой проблемой никогда не сталкивался и год за годом увеличивает число студентов.

В стенах нашего учебного заведения выросли целые династии знаменитых врачей, которыми мы, безусловно, гордимся. Да и профессиональную преемственность не столь знаменитых медиков мы только приветствуем. Скажу, что более трети студентов набора-2010 явились продолжателями медицинских династий.

Даже среди иностранных студентов у нас учатся уже внуки выпускников нашего вуза. Есть продолжатели династий из США, Израиля, стран Западной Европы, в которых собственное медицинское образование на высоком уровне и родители могли бы оставить учиться ребенка в стране проживания. Но отправляют к нам.

– Не раз в прессе высказывалось мнение, что далеко не всегда количество баллов, полученных на ЕГЭ, соответствует уровню знаний поступающих. Не пришлось ли отчислить часть первокурсников из-за этого уже после первой сессии?

– Очевидно, что любая новая система, включая ЕГЭ, внедряется с определенными шероховатостями. Однако отдельные сложности и ошибки не аргумент против ЕГЭ. В нашем университете пока не наблюдается массовых отчислений, особенно с младших курсов. Тем не менее систему отбора абитуриентов в медицинский вуз необходимо совершенствовать и дальше, не выстраивая альтернативу ЕГЭ, а дополняя его. Возможно, дополнительными вступительными испытаниями, а также вовлечением максимального числа абитуриентов в систему университетского довузовского образования (университетские медико-биологические классы, межшкольные олимпиады, интенсивные курсы по подготовке к поступлению).

– На ваш взгляд, с чем нужно помнить абитуриентам при поступлении в медицинский вуз?

– О том, что они, помимо уважаемой, универсальной и всегда востребованной профессии, также получают призвание, навсегда связанное с обязанностями и ограничениями. О них говорится и в «Клятве врача», произносимой выпускниками. Это благородная, но все-таки непростая ноша – всегда и всюду быть готовым бескорыстно прийти на помощь, спасти жизнь, облегчить страдания.

Сегодня любой врач должен также приобретать навыки исследователя – они нужны ему не только для успешной карьеры, но и для выбора максимально рациональной тактики обследования, диагностики и лечения.

– Как вы оцениваете ситуацию с образованием в России? Например, присоединение к Болонскому процессу.

– Что касается общей ситуации в высшем медицинском образовании, то я ее оцениваю как обнадеживающую. Были серьезные провалы, связанные с кризисом 90-х годов, преемственностью подготовки кадров, сокращением научной работы, но они стремительно преодолеваются – причем успешно. По крайне мере это касается «классических» вузов с традициями, научными школами, поколениями преподавателей, устойчивой практической базой. Десяткам новых вузов, возможно, сложнее, но я не берусь давать общую оценку положению вещей там, тем более оно весьма индивидуальное.

Приходит осознание важности различных международных рейтингов и индексов цитируемости, как, впрочем, и того, что данные вещи достаточно субъективны. Просто «работой с рейтингами» необходимо плотно заниматься. Это в значительной степени менеджерская, имиджевая, медийная, пиар-составляющая. В умении себя красиво подать даже посредственные западные вузы с соответствующими огромными службами, бюджетами и опытом обошли большинство российских. Нам этому тоже надо учиться.

Наш университет является полноценным участником Болонского процесса, каждый год, в процессе независимого аудита подтверждая соответствие стандартам качества ISO. Необходимо подчеркнуть, что без системы менеджмента качества невозможно полноценно развивать экспорт образовательных технологий - это «точка роста» для отечественного высшего образования. И не в последнюю очередь медицинского и фармацевтического.

-    Есть ли специальная программа в 1-м МГМУ, поддерживающая одаренных студентов? В чем сегодня смысл проведения студенческих олимпиад и научных конференций?

-    Одаренные студенты, как и прежде, получают повышенную стипендию. Кроме того, имеют отличные шансы на получение именных стипендий и грантов, например, уже знаменитую «потанинскую» стипендию. Одаренный студент, не ленящийся реализовывать свои таланты, имеет возможность перейти с коммерческой формы обучения на бюджетную. Вдобавок именно лучших студентов стараются привлекать для участия в международных обменах и стажировках - на старших курсах есть возможность посетить ведущие медицинские университеты Европейского союза и США. Подчеркну, что студенты, прошедшие зарубежную стажировку, становятся мобильнее, более ориентированные на успех, но при этом всегда сохраняют верность избранной профессии и своей Родине.

Активное вовлечение студентов в научные исследования -одна из традиционно сильных сторон «Первого меда».

-    На ваш взгляд, будут ли всегда первыми выпускники вашего университета? Если да, то что вселяет в вас эту уверенность?

-    Уверенность вселяет то, что сохраняя лучшие традиции, мы постоянно стремимся к развитию. А иначе сегодня нельзя - изменения в методиках, способах лечения, диагностике, фармакологии, организации медицинской деятельности и, наконец, в образовании огромны. Прорывные технологии, о которых не мечтали вчера, показывают совершенно потрясающие результаты.

И мы, пусть иногда и с большим напряжением, - а как без этого? - стараемся соответствовать современным требованиям. И пока двигаемся вперед, мы сохраним свое лидерство. Иных тенденций, к счастью, я не вижу. Наш ректор Пётр Глыбочко не дает нам застояться в самолюбовании, а весьма энергично подталкивает к постоянному движению вперед.

За статус «Первого среди равных» красноречивее любых слов говорят цифры - наши выпускники очень востребованы на рынке труда в самых престижных медицинских учреждениях.

Беседу вел
Алексей ПАПЫРИН,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru