Вы здесь

Ловцы юных душ

Утро. Переполненный автобус. Две миловидные девчушки лет 13-15, нисколько не стесняясь окружающих, громко рассказывают друг другу о своих вчерашних похождениях, в деталях описывая, как провели ночь, сколько выпили, кто с кем ушел спать, какой плохой партнер Дима и т.д. Их речь перемежается матом и периодически повторяющимися словами: «Не помню, пьяная была». На укоризненные взгляды окружающих подружки никак не реагируют.

«Вас это не касается»

Слушать это неприятно и не слушать невозможно, так как все - в одном салоне, поэтому сидящая рядом женщина делает замечание, в ответ получает: «А вас это не касается». Обмен впечатлениями продолжается, наконец любительницы ночных приключений спохватываются: «Как вообще добраться до метро?» Судя по всему, район этот им незнаком. Получив подсказку, приятельницы, что называется, пуще прежнего окунаются в воспоминания, не обращая внимания на предложение помолчать. Только окончание поездки избавило пассажиров от необходимости выслушивать интимные подробности молодежной вечеринки. Поразили в девчушках отсутствие всякого стеснения и некая бравада, с которой те рассказывали о своих приключениях.

Как же так случилось, что весьма значительная категория юного поколения утратила не только чувство стыда, но и, по мнению ряда докторов, чувство самосохранения? По словам заведующей отделением гинекологии детского и юношеского возраста Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии профессора Елены Уваровой, порой у девочек столько половых партнеров, что не хватает пальцев на руках, чтобы пересчитать, а о предупреждении нежелательной беременности и профилактике заболеваний, передающихся половым путем, они даже не задумываются. Воспитанные на глянцевых журналах, гламуре и телепередачах типа «За стеклом», «Дом-2», юные создания слабо ориентируются, что такое хорошо и что такое плохо, а потому, скажем, частую смену партнеров не считают зазорным, наоборот, полагают, что это «круто». Акушеры-гинекологи уже давно бьют тревогу по поводу слишком раскованного поведения подростков, но пока усилия их тщетны.

Что ни фильм, то...

Что видит сегодняшний ребенок с малых лет? Вот иллюстрация. Знакомая врач, специалист одного из региональных центров по профилактике и борьбе со СПИДом приехала в гости к своим приятелям, в нормальную интеллигентную московскую семью, где растет маленький ребенок. Взрослые сидят на кухне, общаются... В соседней комнате играет 4-летний малыш, работает телевизор. Вдруг ребенок стремительно влетает в кухню со словами:
- Бабушка, скорее иди смотреть кино, уже целуются, сейчас трахаться будут.
Видавшая виды врач была просто шокирована:
- Это куда ж мы идем, если уже в таком возрасте ребенок знает, что за чем последует! Сколько будет продолжаться с экрана пропаганда вседозволенности, свободы чувств и действий! Ведь что ни фильм, то кровь, насилие, секс, сигареты, вино... Складывается впечатление, что все мы живем на помойке, где нет ниче
го светлого и чистого...

Как воспитать в ребенке неприятие к табаку или спиртному, если они подаются в такой красивой упаковке, с таким флером и повсюду. Еще недавно на улице, в транспорте, чуть ли не со всех щитов обрушивалась реклама спиртного, рассчитанная на самые разные категории: женщин («Между нами, девочками»), «настоящих» мужчин, подростков («Общайся - приобщайся»). Стоишь на эскалаторе в метро, а перед глазами проплывают слоганы, один завлекательнее другого. Выбирай напиток на любой вкус. Сейчас, правда, всё это красивое безобразие убрали (надолго ли?), но в мозгу подростков, да и взрослых, осталось, что вечеринка и общение без пива практически невозможны. Выработан четкий стереотип, в соответствии с которым всякие «джин-тоники» и пиво не считаются  за алкогольные.

По словам заместителя начальника Управления Роспотребнад-зора Бориса Бокитько, в последние годы потребление алкогольных напитков среди молодежи, в том числе подростков, стало обыденным делом и воспринимается как норма поведения. Горячительное употребляют 82% молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет. Каждый третий 12-летний подросток пьет пиво. А ведь именно подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю. Да и само по себе пиво небезобидно.

Специалисты Московского научно-практического центра наркологии поставили опыт на лабораторных животных. Крыс-самок, разделив на три группы, поили тремя напитками. Практически ни один орган не остался непораженным после их употребления. Причем самая большая патология по результатам патологоанатомического и гистологического исследований была обнаружена в группе животных, которые принимали пиво. При этом поражение печени отличалось от типичного алкогольного: печень оказалась увеличенной в 3 раза, черного цвета, из плотной фиброзной ткани. Практически полностью была редуцирована поджелудочная железа. Ужасно выглядели репродуктивные органы: полностью был изменен эпителий матки животного, наблюдались атрофия желез миометрия и очаговый папилломатоз. Яичники пребывали в таком состоянии, что фолликулы практически отсутствовали. (Напрашивается вопрос: не с употреблением ли пива связаны многочисленные случаи бесплодия у молодых женщин, у которых не обнаружено ни инфекций, ни абортов?)

В группе животных, употреблявших низкосортную водку, отмечались остатки фолликул. Соответственно беременность в группе пива наступала только у 14%, в группе водки - у 56%, в контрольной группе - у 91%.
Между тем с банками «янтарного», «клинского» и прочего в руках и по сей день можно видеть девочек-подростков на улицах, во дворах, несмотря на якобы запреты.

Хитрее и изощреннее

Сейчас реклама сомнительных ценностей, товаров и услуг стала более изощренной. На какие только уловки ни пускаются производители, например, табачных изделий! Запретили власти наземные завлекаловки -ушли под землю, в метро. Распространился запрет на метро, начали активно использовать переходы со станции на станцию. Немного притихшие было, они вновь поднимают голову: вдоль эскалатора теперь стараются не вывешивать зазывные щиты, зато в вестибюле, при входе на эскалатор, реклама размещена, причем не скромно и незаметно, а вполне вольготно, так что все спускающиеся и поднимающиеся пассажиры миновать ее не могут. Например, при входе в вестибюль станции метро «Цветной бульвар» тебя «приветствуют» одни сигареты, обещающие «110 незабываемых мгновений Нью-Йорка», а при выходе на платформу к поездам другие приглашают взять «курс на Карибы». Интересно, что щит не просто рекламирует табачную продукцию, а, подогревая интерес, предлагает принять участие в увлекательной акции, втягивая в свою орбиту всё больше потребителей. Особенно клюет на всевозможные акции молодежь. На нее преимущественно и рассчитан пиар сомнительных ценностей и услуг, который преследует человека повсюду.

Выходишь, скажем, из того же метро, а неподалеку от него -баннер размером эдак 8 на 4 метра призывает к общению посредством «Клинского». А чуть поодаль, на оживленном шоссе зазывно сияет всеми цветами радуги игровой клуб. Блеск золотого тельца застит глаза поставщикам услуг и тем, кто им покровительствует. Иначе, как объяснить, что при запрете на рекламу, например, табачных изделий в общественных местах, в транспорте, реклама всё же размещается.

Пока я доезжаю с работы до дома, как минимум три раза с рекламных щитов табачники призывают меня попробовать их продукцию, дважды на моем пути владельцы игровых автоматов призывают срубить «кон», посетить развлекательный центр. Тот же самый путь (кто ежедневно, кто несколько реже) проделывают и многие подростки, перед взором которых проплывают всё те же щиты. Как тут устоять?!

Тем более что ловцы юных душ действуют всё изощреннее, раскидывают свои сети изобретательно и прицельно.

Наверное, в жизни каждого человека бывают ситуации, когда кажется, что нет никакого выхода, что ты одинок и помощи ждать неоткуда. Хорошо, если он найдет в себе силы обратиться к квалифицированному психологу, пойти в храм... А если нет? Бредет он куда глаза глядят и вдруг натыкается на яркий бан-нер: «Вас что-то не устраивает в жизни? Всё идет не так, как вы хотите? - звоните по телефону»... Почему бы не позвонить? Если один звонок обещает разрешить все твои проблемы... В такие моменты человек готов ухватиться за соломинку. Звонит, а там... «Покупайте книгу... используйте ее и будет вам счастье, приходите на тренинги, присоединяйтесь к сообществу людей, желающих себя изменить». Удивительно, что этот баннер висит в метро, на стенке вдоль эскалатора. Хочешь не хочешь, глаза невольно скользят по рекламным щитам. Если учесть, что метро является самым быстрым видом транспорта, ежедневно в Москве им пользуются миллионы москвичей и гостей столицы, то аудитория у желающих прорекламировать свои услуги или товар получается колоссальная. К тому же размещены щиты на станции, которая находится практически в центре города. Кстати, неподалеку от нее располагаются учреждения, активно посещаемые детьми и подростками.

А кто помешает подростку зайти в Интернет на многочисленные сайты последователей «духовного гуру»? Достаточно набрать лишь несколько букв и... «Приветствуем вас! Мы представляем сообщество людей, стремящихся улучшить качество своей жизни. У нас это получается!»

Поставьте себя на место ребенка!

Конечно же, в таком жизненном пространстве, напичканном рекламой сомнительных ценностей, трудно воспитать здоровую личность. Недавно Государственная Дума рассмотрела законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Предлагается установить ряд дополнительных мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей, созданию у них навыков здорового образа жизни, в том числе не допускать нахождение лиц, не достигших 14 лет, в помещениях по продаже товаров сексуального характера, алкоголя и в других местах, где можно нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка, а в ночное время в определенных местах - без сопровождения взрослого.

- Введение законопроектом нормы «защита детей от негативного воздействия на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие», несомненно, усилит обязательства государства, направленные на охрану здоровья детей, - считает председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Ольга Борзова.

И этот шаг следует только приветствовать. Но разве объекты, где происходит «исключительная» реализация алкогольной продукции, в большинстве не являются пунктами общественного питания? Разве нахождение в метро, увешанном щитами с рекламой табака, или на улице с ее бесконечными соблазнами сегодня не оказывает отрицательного воздействия на детей?

Поэтому предпринятых мер явно недостаточно. Нужен комплексный подход и, безусловно, создание такой правовой атмосферы, в которой соблюдение закона было бы обязательным для всех. А то у нас получается по принципу: если нельзя, но очень хочется, то можно. Вот и расцвечиваются общественный транспорт, улицы города и т.д. рекламой сомнительных ценностей, а дети и подростки воспринимают их как истинные. Если бы каждый взрослый поставил себя на место ребенка (желательно своего собственного), то, наверное, понял бы, как ему непросто приходится.

Валентина ЕВЛАНОВА

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru