Вы здесь

Там, где вредно и опасно

Согласно данным Росстата и государственного доклада Роспотребнадзора «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 г.», в стране в 2008 г. трудилось 68 млн человек (33,7 млн женщин). При этом практически каждый четвертый работник находился в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям: 24,9% в 2007 г. и 26,2% в 2008 г. (данные за 2009 г. еще официально не опубликованы).

В таких видах экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, строительство, транспорт и связь, порядка 2 млн 390 тыс. человек были заняты на работах в условиях повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, 3 млн 35 тыс. - на работах с повышенными уровнями шума, ультра- и инфразвука, более 845 тыс. человек работали при воздействии повышенного уровня вибрации. А отсюда - активное формирование профессиональной патологии.

Всё вышеназванное легло в основу беседы главного специалиста профпатолога Министерства здравоохранения и социального развития РФ, доктора медицинских наук, профессора Андрея БУШМАНОВА с нашим корреспондентом доктором медицинских наук Наилёй САФИНОЙ.

-    Андрей Юрьевич, что мешает руководству предприятий с вредными и опасными условиями труда выполнять требования санитарного законодательства в области охраны труда и профилактики профессиональных заболеваний, чтобы свести к минимуму риск утраты здоровья у работников опасной сферы производства?

-    Этому есть простое объяснение. Наибольшее число работников, занятых во вредных и опасных условиях труда в Российской Федерации, трудится на предприятиях с негосударственной формой собственности. По данным Росстата на начало 2008 г., удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда на этих предприятиях, составил в добыче полезных ископаемых 38,1%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды -30,7%, в обрабатывающих производствах - 26%, тогда как на предприятиях с государственной формой собственности удельный вес соответственно составил 31,6; 27,6; 20,8%. При этом удельный вес работников предприятий негосударственной, государственной, а также смешанной форм собственности (независимо от отраслевой принадлежности) составляет соответственно 56,3; 32,1; 11,6%. То есть половина работников предприятий страны подвергается значительно большему риску утраты здоровья, работая на предприятиях негосударственной формы собственности. В условиях экономического кризиса работодатели предприятий негосударственной формы собственности вкладывают ограниченные средства в обновление оборудования и приобретение средств индивидуальной защиты, не проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда. К чему это приводит? На многих предприятиях основные производственные фонды характеризуются запредельным износом, используются устаревшие технологии и оборудование. Износ основных производственных средств, машин и оборудования достигает 60-70%, а на отдельных предприятиях - 90%.

-    Цифры удручают... Вы, как главный внештатный профпатолог Миндравсоцразвития России, постоянно выполняющий экспертную функцию, можете привести типичные нарушения требований трудового законодательства на предприятиях с негосударственной формой собственности?

-    Их немало. Это и временное использование работников без заключения трудового договора, что является грубейшим нарушением права работников на охрану труда. Как правило, вышеназванное происходит от наличия высокого процента незанятого населения и низкой потребности организаций в работниках. Это и обеспеченность средствами индивидуальной защиты органов дыхания на 50-70% от потребности, органов слуха - на 40-60%, средствами защиты от вибрации - всего на 20%, спецодеждой и спецобувью - менее 60% от необходимого количества.

Почти повсеместно выявляются грубые нарушения правил хранения, применения и транспортировки ядохимикатов. Во многих субъектах ежегодно выдаются санитарные паспорта на право хранения и применения пестицидов лишь 10-60% складов. Но самым грубым нарушением, с моей точки зрения, является частое несоблюдение норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей, отсутствие организации трудоустройства беременных женщин, под которым понимается перевод их на легкий труд.

-    В одном из ваших интервью вы сказали, что качественный показатель цивилизованного общества - это отсутствие профзаболеваний у женщин, что явилось для меня совершенно новой информацией. Какова ситуация в нашей стране по этому показателю?

-    К сожалению, в Российской Федерации в 2008 г. из всех выявленных профессиональных заболеваний на долю женщин приходилось 20,5%, из них 43,5% случаев привели к утрате трудоспособности, причем 250 женщинам была установлена группа инвалидности. Наибольший удельный вес случаев профзаболеваний у женщин в этом же году был зарегистрирован в здравоохранении - 19,6%, металлургическом производстве - 15,7%, сельском хозяйстве -11,5%, производстве транспортных средств и оборудования -11,1%, производстве машин и оборудования - 7,2%, строительстве - 5,1%. Профзаболевания от воздействия физических перегрузок отдельных органов и систем у работниц (23,7%) регистрировались в форме монополинейропатий рук - 23,1%, миофиброзов - 16,5%, пояснично-крестцового радикулита - 14,6%, периартрозов - 14,3%, шейно-плечевого радикулита и ларингита - по 5,8%. Среди заболеваний у них же от воздействия промышленных аэрозолей преобладали такие нозологические формы, как силикоз - 33,2%, хронический пылевой бронхит -20,3%, асбестоз - 4,8%.

 -    Как можно объяснить, что при существовании в здравоохранении системы ежегодных медицинских осмотров лиц, работающих в особо вредных и опасных условиях труда, и сохранении принципа профилактики профзаболеваемость остается на высоком уровне? Наверное, есть какие-то еще причины помимо преобладания предприятий с негосударственной формой собственности, где трудится большинство работников, занятых во вредных и опасных условиях труда?

-    К сожалению, в период развала СССР была разрушена стройная система медицинского обеспечения работающих на производстве. Произошло резкое сокращение медико-санитарных частей, здравпунктов и цеховой терапевтической службы с передачей их функций территориальным лечебно-профилактическим учреждениям. Всё это привело к свертыванию профилактической деятельности на предприятиях, неполному охвату работников вредных профессий периодическими медицинскими осмотрами и значительному ухудшению их качества. Сложилась ситуация, когда профессиональные заболевания выявляются в большинстве своем лишь по обращаемости на поздних стадиях развития болезни и только тогда, когда появляется ограничение трудоспособности и требуется возмещение ущерба, нанесенного здоровью.

Хочу привести показательный пример. Так, в докладе главного государственного санитарного врача РФ Г.Онищенко «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 г.» указывается, что в Самарской области более чем на 40% обследованных объектов не были организованы профилактические медицинские осмотры работниц, контактирующих с вредными производственными факторами (ОАО «Завод авиационных подшипников», ОАО «Сызранский автоагрегатный завод», ЗАО «Завод ЖБИ-6» и др.). В Ростовской области количество недосмотренных в 2008 г. составило более 60 тыс. работающих. Охват работающих медосмотрами из числа подлежащих в 2008 г. составил в республиках: Чеченской - 57%, Саха (Якутия) - 63%, Алтай - 80,2%, Калмыкия - 86%, Адыгея - 88,9%, а в Орловской и Магаданской областях - соответственно 78,4 и 85,8%. Не могу не остановиться на еще одном очень важном моменте. Во многих субъектах Российской Федерации остается нерешенным вопрос выделения штатных должностей профпатологов в лечебных учреждениях, проводящих периодические медицинские осмотры, проблемой - участие онкологов в проведении периодических медосмотров лиц, контактирующих с канцерогенами. Специалисты, ведущие профилактические осмотры, зачастую не имеют специализацию по профпатологии, во многих из них не участвуют врачи узких специальностей (невролог, окулист, эндокринолог, уролог и др.), не проводятся необходимые лабораторно-инструментальные исследования рабочих, контактирующих с шумом, вибрацией, пылью, свинцом, ртутью.

Наверное, не скажу ничего нового, если обращу внимание на то, что низкое качество медосмотров во многом обусловлено переводом данной деятельности исключительно в экономическую плоскость и, как следствие, возникновением финансовой зависимости медицинских учреждений от работодателя.

-    Одновременно являясь и главным профпатологом Федерального медико-биологического агентства, как вы можете оценить состояние профпатологической службы ФМБА России?

-    Нужно отметить, что Федеральному медико-биологическому агентству удалось сохранить стройную систему ежегодных медицинских осмотров лиц, работающих в особо вредных и опасных условиях труда (работники атомной, космической, химической отраслей, спецсудостроения и др.) с 99%-ным охватом числа нуждающихся. Существенно расширен в большинстве медучреждений спектр дополнительных исследований в ходе медосмотров. Более того, совместно с производственниками удалось практически свести к единичным случаи превышения годовых норм (20 миллизивертов) облучения у работников Росатома. Как итог, профессиональная заболеваемость в системе Росатома - одна из наиболее низких в стране (0,7 на 10 тыс. работающих), а профзаболевания от воздействия ионизирующего излучения в 2008 г. не зарегистрированы вообще. Это следует расценивать как предмет для подражания в хорошем смысле этого слова.

-    Какие на данном этапе делаются шаги на пути совершенствования профпатологической службы в стране?

-    В 2008-2009 гг. Минздравсоцразвития России обратил особое внимание на главных специалистов. В качестве базовой принята концепция значительного усиления организационно-методической работы. В соответствии с этим при главном профпатологе была создана группа экспертов из числа наиболее компетентных специалистов-профпатологов ведущих учреждений страны. Только за 2008-2009 гг. ими проведена серьезная работа по совершенствованию нормативной базы в профпатологии. Совместно специалистами центров профпатологии Федерального медицинского биофизического центра им. А.И.Бурназяна, НИИ медицины труда РАМН, Новосибирского, Волгоградского и Ростовского центров профпатологии подготовлен порядок оказания неотложной и плановой медицинской помощи при профессиональных заболеваниях (отравлениях) и представлен в Минздравсоцразвития России.

Совместно со специалистами профцентров субъектов РФ, НИИ медицины труда РАМН, Центра промышленного здравоохранения ФМБА России подготовлен и направлен в Минздравсоцразвития России основополагающий регламент по проведению медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда (взамен приказа МЗ РФ № 90 от 1996 г.). При этом существенно пересмотрен объем обязательных исследований при медосмотрах, расширен список профессиональных заболеваний, при которых разрешена экспертиза по установлению связи заболевания с воздействием профессиональных факторов.

В качестве перспектив профпатологической службы следует отметить работу по подготовке 26 стандартов оказания медицинской помощи при профзаболеваниях. Я считаю, что Российской Федерации необходим Федеральный центр профпатологии, который должен осуществлять организационно-методическую и арбитражную функции в сложных, повторных и судебных случаях экспертизы связи заболеваний с профессией и профпригодности. Работа в этом направлении тоже сейчас проводится.

-    Андрей Юрьевич, понятно, что состояние службы будет зависеть от кадрового потенциала. Какие в настоящее время есть возможности по подготовке врачей по специальности «профпатология»?

-    В структуре Федерального медицинского биофизического центра им. А.И.Бурназяна действует Институт последипломного профессионального образования, в составе которого функционирует возглавляемый мной коллектив кафедры профпатологии, гигиены и медицины труда, укомплектованный сильными специалистами в этой области. Такое взаимодействие с курсантами-врачами, безусловно, дает мощный толчок для успешного развития профпатологической службы в России.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru