Вы здесь

Золотоканительный фабрикант

Его жизнь, взаимоотношения с рабочими фабрики, забота о простых тружениках являются просто замечательным примером для наших современных капиталистов и олигархов. В его деятельности есть много вдумчивых мероприятий и по сохранению здоровья простых тружеников, и по созданию на фабрике нормальных человеческих условий коллективного общения тружеников.
 
В дружной семье
 
Купцы, фабриканты и промышленники Алексеевы были известны в Москве, да и в России не менее, чем Беляевы, Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы. В районе Таганки, на Малой Алексеевской улице, они владели золотоканительной фабрикой. Продукция фабрики отличалась высоким качеством и пользовалась устойчивым спросом не только в России, но и за ее пределами. За участие в международных ярмарках и выставках владельцы предприятия имели почетные дипломы, свидетельства и даже государственные награды.
 
Рядом с фабрикой, на Большой Алексеевской улице, располагался собственный дом Алексеевых. 5 (17) января 1863 г. в этом доме в семье Сергея Владимировича и Елизаветы Васильевны Алексеевых родился второй сын, нареченный именем Константин.
 
Отец Константина был коренным москвичом и чистокровным русским, а мать родилась в Петербурге и была русской по отцу и француженкой по матери.
 
В своей дружной и преданной семейной жизни супруги нажили в общей сложности 9 детей – 5 мальчиков и 4 девочки.
 
Летом семья жила на даче в имении Любимовка, в 30 верстах от Москвы, около полустанка Тарасовка Ярославской желез ной дороги. В те годы москвичи очень любили театр, представления, причем в большой моде были домашние спектакли, в которых зачастую участвовали все члены семьи, поэтому всегда удовлетворялось острое желание всех молодых быть артистами, но не всегда находились зрители, что, впрочем, никого не смущало.
 
Во дворе усадьбы Алексеевых стоял небольшой полуразвалившийся флигель. В арке этого домика была устроена маленькая сцена с занавесью из пледов. Первое сценическое выступление Кости состоялось именно в этом театре в живых картинах «Четыре времени года». И было ему тогда всего 3-4 года.
 
Как и многие промышленники его круга, Сергей Владимирович Алексеев был известным благотворителем. В Любимовке он учредил лечебницу для крестьян, получившую наименование Елизаветинской (в честь жены). В одного из докторов этой лечебницы влюбилась потом Зинаида – старшая из четырех сестер Алексеевых. В семье настолько деликатно относились друг к другу, что постепенно весь дом стал усиленно интересоваться медициной. Со всех сторон съезжались доктора и студенты – товарищи избранника сердца Зинаиды. Одним из друзей семьи Алексеевых стал студент университета Алексей Фёдорович Марков – живой, талантливый человек, избравший своим будущим поприщем медицину. Среди навещавших Любимовку друзей были любители драматического искусства, что позволило затеять домашний спектакль.
 
А инициатором создания домашнего театра в семье Алексеевых стал любимый репетитор гимназиста Константина – Иван Николаевич Львов. Заметим, что он был первым, кто разглядел такое яркое и очень знаменитое потом сценическое дарование своего воспитанника...
 
28 декабря 1876 г. 13-летний гимназист 4-й московской мужской гимназии Константин Алексеев присутствовал на любительском спектакле в «Секретаревке» (один из известных в то время любительских театров Москвы). Актеры-любители в тот вечер играли три водевиля, два из которых поставил Львов. В двух водевилях две разные роли играл актер-любитель А.Ф.Станиславский.
 
Загадка псевдонима
 
Впоследствии удалось установить, что этот псевдоним принадлежал как раз студенту-медику Алексею Фёдоровичу Маркову, игрой которого Константин Алексеев просто «упивался», так как «нашел в нем свой идеал».
 
Откуда же появился псевдоним Станиславский? Как говорят достаточно много знающие французы, «шерше ля фам!»
 
В те годы восхищение студента Алексея Маркова и гимназиста Константина Алексеева, да и более старшего поколения, вызывала одна из самых талантливых балерин Большого театра Мария Петровна Станиславская. В 1871 г. она окончила балетную школу в Петербурге и через год была переведена в Большой театр в Москву. Танцевала центральные партии всего балетного репертуара Большого. Ею восторгались в «Лебедином озере», «Фаусте», «Коньке-горбунке», «Эсмеральде». Через 16 лет Мария Петровна покинула сцену и с 1888 г. переключилась на педагогическую деятельность. Умерла Станиславская уже после революции, в 1921 г.
 
Итак, первой из Станиславских фамилию прославила балерина. А чего достиг второй воспреемник этой фамилии студент Марков?
 
Алексей Фёдорович окончил Московский университет, стал прекрасным хирургом. Основным местом его работы оказалась Яузская больница для чернорабочих. Умный, веселый, доступный и добро желательный к своим пациентам, он быстро завоевал уважение, популярность и любовь в среде рабочих и бедняков. Врачуя представителей бедных слоев населения, более всего страдавших от болезней и эпидемий, Алексей Фёдорович нередко сам заражался и тяжело болел. Известно, что он несколько раз перенес гриппозную пневмонию, а также сыпной и возвратный тифы. Избранная им профессия не оставляла досуга для участия в спектаклях, и он оставил любительскую сцену.
 
К театральной карьере
 
В эти же годы его большой почитатель и друг Константин Алексеев уже осознанно мечтает о театральной карьере. В своей замечательной книге «Моя жизнь в искусстве» он потом напишет: «Мой первый дебютный спектакль состоялся в день именин матери, 5 сентября 1877 г. » Было ему в ту пору 14 лет.
 
Алексеев продолжает играть в любительских спектаклях, постоянно анализируя секреты профессии и свое мироощущение на сцене.
 
В 1881 г. , в 18-летнем возрасте Константин окончил 6-й класс классической гимназии. Учиться дальше он не захотел и в начале 1882 г. поступил в контору золотоканительной фабрики «Владимир Алексеев».
 
Забегая вперед, отметим, что талант всегда многогранен. Константин не только успешно и быстро освоил свои прямые конторские обязанности, но и заинтересовался самим процессом производства, его технологией. Он с удовольствием вникал во все новшества золотоканительного дела и довольно скоро стал заметным и признанным специалистом и руководителем.
 
Через 12 лет, в 1894 г. , на 32-м году жизни Константину Сергеевичу доверяют пост председателя правления товарищества и ди ректора фабрики. Понимая, как важно отвлечь рабочих от пьянства, оказать им своевременную медицинскую помощь, повысить уровень их образования и культуры, увлечь на досуге делом, достойным чело века, Константин Алексеев сразу выделяет помещение и организует на своей фабрике читальню для рабочих, где для неграмотных применяется и такая форма просвещения и вовлечения в культуру, как публичные чтения. В России умеют петь и любят свои песни, которые чаще всего исполняют хором. И Алексеев организует хор из рабочих. А для рабочих и технических служащих со смекалкой и образованием он устраивает вечерние научные курсы. Через год, в 1895 г. , золотоканительная фабрика по инициативе Константина Сергевича выступает инициатором создания общества трезвости, которое затем становится ядром при создании аналогичного общества всего Рогожского района Москвы. Наконец, на территории фабрики создается амбулатория для рабочих и ей отводится светлое и просторное помещение. Константин Сергеевич приглашает на заведывание приемным покоем амбулатории своей фабрики Алексея Фёдоровича Маркова – да, да, того первого по псевдониму «господина Станиславского», а в помощь ему берет фельдшера Николая Ивановича Борисова, уже прослужившего 16 лет под Москвой в Елизаветинской лечебнице, основанной в Любимовке еще его отцом, С.В.Алексеевым. Марков совмещал работу в Яузской больнице и амбулатории фабрики Алексеева в течение 18 лет, с 1895 г. по 1913-й. К Маркову обращались в любое время дня и ночи.
 
Уже будучи тяжело больным, Марков не мог отказать людям и продолжал ездить по вызову. Доктор умер 19 января 1913 г. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве. В последний путь врача провожала многочисленная длинная процессия. В скорбном молчании шли за гробом рабочие и служащие фабрики, простой люд рабочей Рогожки.
 
Родоначальник театральной системы
 
А Константину Сергеевичу Алексееву (господину Станиславскому – третьему носителю этой фамилии) было суждено участвовать в создании Московского художественного общедоступного театра, который 115 лет тому назад, 14 (26) октября 1898 г., открыл свои двери для зрителей спектаклем по драме Алексея Константиновича Толстого «Царь Фёдор Иоаннович».
 
Затем на собственные деньги Константин Сергеевич построил на фабрике театр для рабочих. Его открытие состоялось 24 апреля 1904 г. На следующий день, 25 апреля, газета «Русские ведомости» сообщала: «На золотоканительной фабрике... по инициативе правления выстроено здание с постоянной сценой, где предполагается устраивать чтения, концерты и спектакли для рабочих фабрики. В этом же здании имеется в виду открыть библиотеку и читальню, а в свободные от спектаклей и чтений дни все помещения будут предоставляться в пользование рабочих как рекреационная зала. Число мест в зрительном зале рассчитано на 250 человек».
Вот так влюбленный в театральное искусство с детских лет фабрикант Константин Сергеевич Алексеев, выбрав в 18 лет псевдоним Станиславский, выразил свое поклонение таланту балерины и врача. Мог ли знать в ту пору юноша, что станет великим актером и режиссером и создаст систему Станиславского, которая станет знаменитой и авторитетной во всем мире, и самые яркие и талантливые актеры будут ей следовать!
 
Василий ПОЛЯКОВ,
врач высшей категории,
доктор медицинских наук,
профессор,
член Союза писателей России.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru