Вы здесь

Когда врач – «свой» человек

На недавно состоявшемся Президиуме Правительства РФ было одобрено предложение министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой о выделении дополнительных средств регионам, которые достигли наивысших показателей в рамках реализации программ здравоохранения. Нужно отметить, что отбор регионов для выделения средств определялся с учетом следующих критериев – исполнение программы модернизации здравоохранения, темп снижения значения показателя младенческой смертности в 2011 г. по сравнению с 2010 г., реализация плана по открытию офисов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, темп снижения значений показателя смертности населения и смертности по основным причинам в 2011 г. по сравнению с 2010 г. По выполнению данных критериев Республика Татарстан признана одной из лучших, и, согласно постановлению Правительства РФ, ей будет выделено более 600 млн руб., причем эта сумма является наибольшей среди регионов после С.-Петербурга.

Каким образом решается в Татарстане организация офисов врачей общей практики? Об этом специальному корреспонденту «МГ» доктору медицинских наук Наиле САФИНОЙ рассказали руководитель Управления здравоохранения по Набережным Челнам Министерства здравоохранения республики Ильнур ШАРАФУТДИНОВ и главный врач городской поликлиники № 6 Нияз МУЗАГИТОВ.


-    Ильнур Хасанович, прежде чем говорить о врачебных офисах, хотелось бы иметь общее представление о здравоохранении Набережных Челнов.

-    Набережные Челны - это город гармоничного развития медицинских технологий и осознанного движения населения к здоровому образу жизни. У нас самый низкий показатель смертности по республике - 8,1 на тысячу населения, а естественный прирост за прошедший год составил +5,9 на тысячу населения, и это при всем при том, что за последние 10 лет количество женщин детородного возраста в городе уменьшилось на 10%. За истекшие 3 года летальность от инсульта снизилась на 28%, первичный выход на инвалидность - на 12%, госпитальная смертность от инфаркта миокарда за прошедший год составила всего 7,1%. Безусловно, всё вышеназванное - это результат системных изменений оказания медицинской помощи населению, происходящих в последние годы не только в нашем городе, но и в республике в целом благодаря усилиям министра здравоохранения Татарстана Айрата Закиевича Фаррахова.



Не могу не отметить серьезную роль в организации здравоохранения Набережных Челнов центров здоровья, за более чем двухлетний период работы которых обследовано свыше 23 тыс. человек, причем отклонения в состоянии здоровья выявлены у 57% населения. Анализ деятельности центров здоровья показал, что в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом повторных посещений стало не только на порядок больше, но и выявилась полная коррекция лабораторных и функциональных отклонений у 35%. Сегодня уверенно можно сказать, что люди начали понимать значимость поддержания своего здоровья и, более того, свою личную ответственность за него.


-    Ильнур Хасанович, а не получается так, что центры здоровья в чем-то берут на себя функции офисов врачебной практики?

-    Идеология организации и деятельности этих структур, конечно, разная, хотя какие-то точки соприкосновения в процессе работы и возникают. Но я хотел бы обратить внимание на другой момент. Это уже невозможно отрицать, что вместе с изменением системы оказания стационарной медицинской помощи, ориентацией ее на высокотехнологичные методы с четкой логистикой поступления больного без потери времени на ожидание оказания диагностических и операционных пособий всё явственнее проступают проблемы первичного звена оказания медицинской помощи. Эти проблемы надо решать комплексно, учитывая слабость материальной базы поликлиник, большой объем рутинной непрестижной работы, а отсюда и серьезный кадровый дефицит. Понятно, что сама организационная система первичного звена также требует эволюции. Тем не менее развитие этой службы сегодня всё же становится приоритетным, что неоднократно подчеркивалось и в ходе совещания по вопросам реализации демографической политики на период до 2025 г. и региональных программ модернизации здравоохранения, проведенного Президентом РФ Владимиром Путиным в Набережных Челнах. Мы со своей стороны готовы реализовывать любые начинания, в том числе и организацию офисов врачей общей практики, и даже можем предложить свою собственную концепцию их развития, о чем далее расскажет главный врач городской поликлиники № 6 Нияз Фаязович Музагитов.

– Нияз Фаязович, поликлиника, руководимая вами, стала первой в Набережных Челнах, при которой открылся офис врачебной практики. Действительно ли эта структура так необходима в системе организации амбулаторно-по-ликлинической службы?



– Если честно, пока не было опыта создания врачебного офиса, мне казалось, что проблемы в нашем поликлиническом звене неустранимы. Посудите сами: поликлиники в городах создаются на район с радиусом обслуживания до 3 км и количеством населения 50-60 тыс. человек, то есть поликлиника – это место скопления достаточно большого количества людей. Это во-первых. Во-вторых, в настоящее время на амбулаторно-поликлиническую службу возложено более 20 видов функций от приема пациентов с обслуживанием на дому до выполнения направлений Национального проекта «Здоровье». В-третьих, львиную долю рабочего времени врача, а это до 30%, забирает обслуживание пациентов на дому с затратами времени на дорогу. Но и это еще не всё. Большинство поликлиник города построены в прошлом веке по старым нормативам, и нерациональное расположение помещений в учреждении ведет к толчее томящихся пациентов. При таком положении избежать образования очередей и повысить качество обслуживания невозможно даже при 100% укомплектованности штатами.

 

В связи со всем вышеназванным еще в 2008 г. была создана рабочая группа Управления здравоохранения под руководством мэра Василя Гаязовича Шайхразиева для разработки концепции развития здравоохранения города.


– Я правильно поняла, Нияз Фаязович, что вы, челнинцы, начали процесс модернизации здравоохранения, не дожидаясь официального объявления ее программы в целом по стране?

– В общем-то да. Рабочая группа, о которой я говорил ранее, изучив проблему поликлиник, рассмотрела как один из вариантов улучшения организации амбулаторно-поликлинической службы – возможность размещения в жилых комплексах отделений, или офисов, врачей общей практики. В 2010 г. данная концепция была полностью проработана, причем офисы на первых этажах вновь строящихся домов рассматривались как составные элементы центра жизнеобеспечения микрорайона. Совместно с проектной организацией мы, врачи, нашли решение для набора помещений врачебного офиса. Строительство отделений общей площадью 528 м2 в новом микрорайоне Прибрежный начали в конце марта 2011 г. Общая сумма проекта, включая строительно-монтажные работы, оборудование, устройство территории, составила более 32 млн руб. Торжественное открытие офисов под эксклюзивным названием «Твой доктор», а это наш бренд, состоялось 30 апреля 2011 г. То, к чему мы стремились, произошло: сегодня мы можем оказывать квалифицированную первичную медико-санитарную помощь населению района в количестве 15 тыс. человек в шаговой доступности. Офисы построены в соответствии с современными требованиями к медицинскому учреждению – создан максимальный комфорт пациентам и персоналу. В проекте предусмотрено всё до мелочей – от логистики движения пациента до душевой кабины медицинского персонала. Имеется весь набор необходимых помещений для оказания медицинских услуг на 4 врачебных участка в каждом офисе. Его мощность рассчитана на 60-70 посещений в смену. Помимо врачебного приема в офисах оказываются ежедневно востребованные медицинские услуги от забора анализов и снятия ЭКГ до лечения по типу дневного стационара и физиопроцедур.



– Давайте попробуем подсчитать примерную экономию от введенного в действие проекта.



– Если считать, что самое дорогое – это время, то мы добились следующей экономии. Например, если в поликлинике при необходимости пациенту регистрации ЭКГ он идет сначала на прием к врачу, а потом уже в кабинет функциональной диагностики, тратя дополнительный ресурс времени, то в офисе ЭКГ выполняется одномоментно с приемом врача, а это – экономия времени ни много ни мало в 2 раза. Произошло перераспределение потоков пациентов на приеме участковой службы и узких специалистов, снизилась нагрузка на поликлинику – большинство вопросов пациентов сразу снимаются в офисе. Мы подсчитали, и оказалось, что офисы врачей общей практики разгружают поликлинику в пределах своих мощностей до 10% посещений. В счет сокращения «транспортного плеча» при обслуживании пациентов на дому образуется экономия времени врача на дорогу до 17 часов в месяц, и это время, конечно же, идет на полезную работу. В связи с этим врач стал больше заботиться о пациентах. Первые итоги работы показали – количество принятых пациентов в офисах по сравнению с участком поликлиники увеличилось на 7%, а количество пациентов, направленных к узким специалистам, уменьшилось на 20%. Мы заметно ощущаем, что образовалась экономия времени как пациента, так и врача. Сами же пациенты микрорайона экономят время и деньги на ежедневных поездках в поликлинику на лечение и обследование.


Мало того, в результате реализации проекта решилась не одна задача – построено современное медицинское учреждение в районе, оптимизировалась работа участкового врача, что дало больше возможностей в реализации лечебно-диагностического процесса. Современные комфортные условия отделений и уменьшение очередей создали благожелательную обстановку, а близость месторасположения сократила дистанцию не только физически, но и эмоционально. Участковый врач стал своим, «домашним». В нашей поликлинике имеются еще 3 района, где есть острая необходимость разместить подобные отделения. Создание подобных подразделений – это новая модель оказания первичной амбулаторно-поли-клинической помощи населению, которая является одним из приоритетных направлений в модернизации здравоохранения. Сейчас, уже имея опыт работы с офисом врачебной практики, твердо убежден, что в центральных поликлиниках должны работать только узкие специалисты и тяжелая медицинская техника, а участковая сеть врачей должна располагаться в жилых микрорайонах.

– Спасибо, Нияз Фаязович. А теперь уже обращаясь к вам, Ильнур Хасанович, хочу спросить: похоже, вы как руководитель всего здравоохранения крупного современного города не будете останавливаться на достигнутых успехах в организации офисов? Результаты же отличные!



– Они даже превзошли наши ожидания. Мы предполагаем продолжить работу по открытию во вновь строящихся микрорайонах города новых подобных офисов, а в старых микрорайонах строить модульные офисы для первичной участковой службы. Таким образом, поликлиники города будут выполнять в основном только диагностическую функцию, а офисы – оказывать первично-медицинскую помощь. В наших офисах оказывается весь необходимый набор медицинских услуг: прием врачей общей практики с оказанием первичной медико-санитарной помощи по терапии, неврологии, офтальмологии и хирургии. Выполняются врачебные назначения в виде инъекций, инфузий, перевязок, физиолечения, проводится забор анализов, подбор очков, работает дневной стационар. Функциональные исследования: холтеровское мониторирование, измерение внутриглазного давления, электрокардиография, антропометрия, определение остроты зрения.


– Знаю, Ильнур Хасанович, что вам и вашим коллегам есть, что рассказать и показать в плане организации офисов в детской амбулатор-но-поликлинической службе, но пусть это будет отдельной темой для нашего следующего разговора.

– Конечно. Обобщая же всё вышесказанное, отмечу, что сегодня система оказания медицинской помощи в Набережных Челнах, как впрочем и во всей республике, находится в процессе стабильного развития. Здравоохранение Татарстана из отрасли, финансируемой по остаточному принципу, перешло в разряд отрасли приоритетного внимания, а это есть не что иное, как гарантия нашего будущего.


Набережные Челны.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru