Вы здесь

Перед полетом у нее выступили слезы...

Ровно полвека назад, в 1958 г., впервые в открытой печати появились публикации: «Исследования жизнедеятельности животных при полетах в негерметизированной кабине ракет до высоты 110 км», «Исследования жизнедеятельности животных при полетах в герметических кабинах до высоты 212 км» и «Человек в космосе», в которых обосновывалась возможность полетов высокоорганизованных живых организмов на ракетах. Их авторы выступали в них под псевдонимами, так как все они были сотрудниками сверхсекретного Научно-исследовательского испытательного института авиационной медицины, который в настоящее время носит название «Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Министерства обороны РФ». С появлением этих публикаций космическая медицина, выросшая на плечах медицины авиационной и отчасти морской, вступила в этап становления как наука. Поэтому не будет преувеличением сказать, что космический полет Лайки на втором искусственном спутнике Земли 3 ноября 1957 г., на подготовку которого было отведено менее одного месяца, ознаменовал не только начало космической эры человечества - а это подтверждено специальным постановлением конгресса Международной астронавтической федерации в сентябре 1967 г., - но и трансформацию космической медицины в науку, имеющую большое теоретическое и прикладное значение.

Наш внештатный корреспондент доктор медицинских наук Наиля КРУГОВЫХ побывала на открытии памятника Лайке в Государственном научно-исследовательском испытательном институте военной медицины Министерства обороны РФ. Вот что она там увидела и услышала.

В подготовке и осуществлении запуска в полет Лайки самое активное участие принимали врачи и биологи. Никто из них, кроме А.Р.Котовской, не имел специальной подготовки в области физиологии животных, но зато все они были готовы, по образному выражению Игоря Сергеевича Балаховского, одного из участников запуска первого живого существа в космос, «грызть гранит науки в любом направлении». Вот имена тех, кто начинал подготовку собак к вертикальным и орбитальным полетам: В.И.Яздовский, О.Г.Газенко, А.Д.Серяпин, В.И.Попов, Е.М.Юганов, И.И.Касьян, И.С.Балаховский, А.М.Генин, А.Р.Котовская, А.А.Гюрджиан, Е.А.Петрова. Для полного списка не хватило бы и целой страницы нашей газеты! Сейчас имена тех из них, кого уже нет с нами, увековечены на мемориальных досках этого института рядом с недавно открытым памятником Лайке. А оставшимся в живых участникам подготовки Лайки к космическому полету выпала честь открытия памятника.

По праву первым в списке военных врачей, готовивших собак к полетам в космос, стоит Владимир Иванович Яздовский - доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, полковник медицинской службы, один из основоположников отечественной космической медицины. Пройдя через горнило Великой Отечественной войны начальником медицинской службы штурмовой авиадивизии, он в 1948 г. возглавил программу научных исследований по космической биологии и медицине в нашей стране. 24 июня этого года ему исполнилось бы 95 лет. За личный вклад в освоение космического пространства его избрали действительным членом Международной астронавтической академии и наградили большой золотой медалью Международной авиамедицинской академии.

В неопубликованных материалах к биографии В.И.Яздовского, записанных с его же слов, которые Владимир Иванович спешил наговорить незадолго до своей кончины в апреле-мае 1998 г. на магнитные пленки Валентину Круговых, издателю и редактору исторической литературы - «Космических альманахов», мемуаров выдающихся деятелей авиакосмической медицины, в том числе книги В.И.Яздовского «На тропах Вселенной», ставшей своего рода космическим бестселлером, есть уникальнейшие факты из периода подготовки Лайки к полету. «...4 октября 1957 г. полетела ракета с первым спутником. Тогда американцы запустили кусок металла. А мы в это время уже готовились к полету на ракете по орбитальной кривой и хотели поместить в кабину животных. У нас еще оставался примерно год для того, чтобы решить эту задачу. Но вдруг меня вызвали в Совет Министров: «Нужно подготовить к ноябрю полет собаки, разработав для нее кабину со всем оборудованием». Были конструкторы, которые говорили, что за этот срок невозможно успеть всё сделать, и их снимали с работы. Я должен был со своими сотрудниками подготовить животных, системы жизнеобеспечения, всю систему регистрации, тренировку, питание в виде пулемета, который выдавал бы собаке порцию еды вместе с водой. Вот так подготавливали мы полет собаки Лайки. Лайка раньше не летала, но мы ее предпочли всем другим собакам, учитывая ее ум, тренируемость и великолепное выполнение всех задач. Один раз в кабине основного спутника она жила 20 дней и выполнила все задачи! Лайка была спокойной - сколько бы ни подходили к ней журналисты или чужие люди, она никогда не лаяла. Ее отловили собачники на улице и предложили ее нам. Даже им, собачникам, она очень понравилась. Лайка была бело-черная, гладкошерстная, похожа на сибирскую лайку, небольшого роста, очень коммуникабельная, ела и пила хорошо. Лайка была настолько умна, что когда мы с С.Королёвым подошли к ней перед полетом, то увидели в ее глазах слезы. Она поняла, что полетит и не вернется. Нужно сказать, что еще до полета Лайки многие академики говорили, что нам не будет удачи, потому что невозможно выдержать такие колоссальные перегрузки. И все они были посрамлены! 3 ноября 1957 г. был совершен полет Лайки! Она открыла дорогу всем живым в космос!»

По воспоминаниям И.С.Балаховского, удостоенного чести в группе ветеранов открыть памятник Лайке, в то лето 1957 г. их относительно небольшой коллектив работал как одно целое, хотя у каждого были свои обязанности. Будущий академик О.Г.Газенко, вместе с А.Р.Котовской и А.А.Гюрджианом занимался непосредственной подготовкой животного к полету. Именно Олег Георгиевич предлагал послать Лайку, поскольку она была наиболее спокойной и у нее хорошо проходила регистрация физиологических функций.

Александр Дмитриевич Серяпин, участвовавший в открытии памятника в числе других ветеранов, в те далекие годы занимался установкой для регенерации воздуха, в его обязанности входило кислородное обеспечение Лайки. В функции будущего доктора медицинских наук, полковника медицинской службы, заслуженного врача РФ И.С.Бала-ховского входили организация и разработка питания для нее. К юбилею полета Лайки Игорь Сергеевич вспоминает в «Космическом альманахе»: «Я занимался питанием. Основную трудность мы видели в том, как подавать животному воду - собаки ведь ее лакают из какого-либо сосуда, а как налить воду в сосуд в условиях невесомости? Решили поступить так - приготовить гель, который не будет разлетаться в невесомости, но в то же время будет содержать достаточное количество воды и других питательных веществ. Тогда еще не было готовых сухих кормов для животных, поэтому мы делали их сами - высушивали мясо, пропускали его через мясорубку вместе с сухарями и этот порошок добавляли в агаровый гель».

Мне как женщине глубоко импонировали воспоминания о подготовке полета доктора медицинских наук, профессора, действительного члена Международной академии астронавтики А.Р.Котовской, которая сказала на митинге: «Роль жен в этой работе чрезвычайно высока. Только они знали все сладости и горести на этом пути. Здесь присутствуют вдова Владимира Ивановича Яздовского Тамара Петровна и вдова Олега Георгиевича Газенко Ольга Алексеевна. Низкий поклон им».

О масштабах работ по космической медицине и биологии в те годы свидетельствуют такие факты: всего только до полета Ю.А.Гагарина с 1948 по 1961 г. в СССР было подготовлено и проведено 29 запусков геофизических ракет, осуществлены полеты двух искусственных спутников Земли, четырех кораблей-спутников. В этих полетах эксперименты были проведены на 42 собаках (из них 15 летали в космос два раза и более) и на огромном числе других биологических объектов.

Полет Лайки на ИСЗ-2 дал мощный толчок развитию и последующим успехам советской космонавтики. Он ответил на множество вопросов, без решения которых был невозможен полет первого человека в космос. Выступающие на митинге ветераны космоса и Великой Отечественной войны подчеркивали, что для них запуск искусственного спутника Земли среди побед советского народа стоит на втором месте по значимости после Великой Победы в 1945 г.

Я стояла рядом с памятником Лайке, слушала вдохновенные слова Игоря Сергеевича Балаховского о тонкостях подготовки ее к полету, о связи поколений, необходимой для достижения великих целей, воспоминания о своем знаменитом деде - народовольце, биохимике Алексее Николаевиче Бахе, о своем отце Сергее Даниловиче Балаховском, который участвовал в разработке метода лиофилизации плазмы крови, который спас жизни не одной тысяче бойцов во время Великой Отечественной войны, его обращение к сегодняшним врачам - читателям «Медицинской газеты» о необходимости шире смотреть на миссию врача, видеть человека в целом, не замыкаться в своей узкой специальности. Еще я думала о том, что это не первый и, наверное, не последний памятник благодарного человечества Лайке, смотрела на ветеранов космической медицины, любовно украшавших открывшийся памятник букетами из четных количеств гвоздик, и в душе неожиданно стали выкристаллизовываться строфы, посвященные этому бескорыстно преданному человеку существу, сослужившему огромную службу всему человечеству:

Я Лайку, отлитую в бронзе, видала
На постаменте человеческой любви,
В ракете из ладоней ввысь она взмывала,
Казалось, подбежит - ты только позови.
В глазах дрожали непридуманные слезы,
Не вытерли их долгие, не по-собачьи длинные года,
Людские оправдала Лайка грезы,
Покинув Землю, в космос улетая навсегда...

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru