Вы здесь

«Медицинский туризм»: мифы и реальность

Экономическая составляющая лечебного процесса становится всё важнее Главного врача московской городской клинической больницы № 7 Мергена Бадма-Гаряева легче всего встретить в выходные или праздничные дни – после того, как он проведёт обход территории, заглянет в ряд отделений, побеседует с медиками и пациентами.

Мерген Сергеевич работает в этой должности сравнительно недолго, но изменения, которые произошли в одной из крупнейших муниципальных больниц столицы, заслуживают внимания. Все они нацелены не только на улучшение оказания медицинской помощи больным, что, естественно, является первостепенной задачей. Здесь озабочены и усовершенствованием организации процесса, рачительным хозяйствованием и даже – созданием корпоративного единства. Что в итоге тоже положительно сказывается на лечебном процессе.

«Скорая» – для всех, лечение – по страховке

– Мерген Сергеевич, ваше лечебное учреждение является больницей скорой помощи. Соответственно, вы никому не можете отказать в госпитализации. Насколько я знаю, этим многие злоупотребляют. Появился даже термин «медицинский туризм», обозначающий стремление многих приезжих лечиться в столице, причём бесплатно, разумеется.

– Да, это большая проблема, но думаю, мы сумели максимально оптимизировать работу с поступлением иностранных граждан, за лечение которых никто не собирается платить. В нашем бюджете заложены экстренные госпитализации, а вот дальнейшее лечение раньше ложилось на плечи больницы. Это были серьёзные затраты для учреждения. Сейчас нами разработан комплекс мер, которые дают возможность выполнить врачебный долг, «не разоряя» больницу.

Мы по-прежнему принимаем всех иностранных граждан. Среди общего количества много беременных женщин из стран ближнего зарубежья, поступающих к нам в экстренном порядке в родах. При этом часто приходится проводить им полное обследование, выхаживать детишек. Однако теперь иностранные граждане у нас на персонифицированном учёте. Картину отслеживаем ежедневно. И по стабилизации состояния с каждым решаем вопрос дифференцированно: или с рекомендациями выписываем, или, с согласия пациента, переводим его на платное обслуживание.

– Считается, что в Москве цены непомерные, никто «не потянет»…

– На самом деле большинство согласно платить! Просто установка такая: «я еду лечиться, и вы обязаны меня лечить!» Мы обговариваем и объясняем необходимый объём медицинской помощи и порядок её получения. Что ни в коем случае не предполагает ущемления прав пациента на бесплатную медицинскую помощь или недостаточность помощи. В каждом конкретном случае стараемся подходить персонифицировано.

Это позволило компенсировать те финансовые потери, которые несло учреждение.

– Так называемый «медицинский туризм» – не только финансовая проблема. Знаю, что многие отделения вашей больницы просто переполнены и значительное число среди пациентов составляют приезжие. Не расценивается ли это как нецелевое использование бюджетных средств?

– Да, получается, что в муниципальную больницу, существующую на средства городского бюджета, не могут попасть люди, которые этот бюджет формируют, – сами москвичи. Здесь, конечно, тонкая моральная грань, но об этом нужно говорить и стараться принимать разумные меры. Руководители города, отрасли озабочены складывающейся ситуацией, но она не решится на этом уровне. Вопросы организации миграционной политики – прерогатива государства, а не отдельно взятого субъекта. Пока не будет государственного решения, с проблемой не справиться. Мы ведь ездим за границу не только с загранпаспортами, но непременно – с минимальной медицинской страховкой…

Хотелось бы, чтобы подобная практика была введена и у нас, это расширило бы возможности оказания помощи иностранным гражданам. Хотя, повторяю, в экстренной помощи мы не отказываем никому.

В разные двери

– В таком огромном комплексе, каким является ваша больница, нетрудно и заблудиться. Вы не подсчитывали, сколько времени проводят здесь пациенты?

– В прошлом году мы упорядочили госпитализацию больных, свели до минимума количество «пустых» походов в больницу. Раньше пациент, который собирался лечь на лечение, должен был получить визу заведующего, согласовать время госпитализации и т.п. Иногда люди вынуждены были приходить по 2-3 раза. Мы ушли от этого, разделив потоки больных, – тех, кто госпитализируется экстренно и планово. Теперь они поступают в разные приёмные покои, пользуются отдельными раздевалками в гардеробе, идут по «своим» переходам, получают необходимый объём помощи. Соответственно с каждым контингентом работают прикреплённые к этой службе медики. А что касается большого количества пациентов, то это не случайно. ГКБ № 7 является одним из крупнейших современных лечебных учреждений Москвы, обеспеченных новейшим медицинским оборудованием, что позволяет оказывать специализированную высококвалифицированную медицинскую помощь населению, включая высокотехнологич-ную. В больнице – 1438 коек плюс 103 реанимационные.

Медицинская помощь оказывается по таким профилям: хирургия, терапия, трав-матология, терапия, кардиология, гастроэнтерология, аллергология, неврология, акушерство, гинекология и неонтология. В стационаре круглосуточно работают ангиография, рентгенология (в том числе КТ и МРТ), эндоскопия, ультразвуковая служба, лабораторная диагностика.

В течение года в больнице получают помощь более 50 тыс. больных. В нашем родильном доме принято более 7 тыс. родов. К слову, большой плюс в профессиональном плане – роддом при многопрофильной больнице. И зачастую женщины, изучая возможности медицинского обслуживания, выбирают именно нас. Если ещё говорить об оптимизации лечебного процесса, то одной из перспективных задач является пересмотр профиля некоторых отделений. После проведённого анализа оказалось, что в структуре поступивших по некоторым направлениям больных немного, по другим – избыток. И это не только экономическая составляющая, но и медицинская.

Значит, какие-то службы не нужны, и достаточно оставить несколько коек в структуре одного отделения или открыть новое. Например, количество реанимационных коек было увеличено до 103, что позволило оказывать более широкий объём медицинской помощи; произошла реорганизация аллергологического отделения путём слияния двух отделений. Безусловно, подобное структурирование проводится по согласованию с Департаментом здравоохранения, после тщательнейшего анализа ситуации главными специалистами.

Уравниловка – оскорбительна

– Многие медики из регионов стремятся работать в столице, полагая, что здесь очень высокие зарплаты. Это соответствует действительности?

– В нашей больнице зарплаты действительно хорошие. Но берутся они не «с потолка». Если специалисты работают с большой интенсивностью, у них и доплаты серьёзные. Иными словами: люди готовы работать, мы готовы платить. Согласитесь, сама специфика врачебной деятельности подразумевает ненормированный рабочий день. Собственно, врачи привыкли так работать. С переходом на тарифную оплату труда появились возможности достойной оплаты. Можно теперь платить врачу за интенсивность труда столько, сколько он заработает, но не в ущерб качеству, разумеется.

Я вообще считаю, что процесс уравниловки оскорбителен для профессионалов. Но при этом учитываются и все огрехи, обоснованные претензии в оказании медицинской помощи, которые поступают от пациентов, представителей страховых компаний или обществ по защите прав пациентов. За это предусмотрены не только административные взыскания, но и финансовые, например, через систему премиальных выплат. Да и оплата за интенсивность труда – прерогатива администрации.

- Расхожим стало утверждение: больного мало вылечить, нужно уметь это правильно показать.

- Да, документов становится всё больше и больше. Это оформление истории болезни, медкарты, статистические отчёты и т.д и т.п. Изменились требования страховых компаний, и мы стали терять много денег из-за их нарушений (преимущественно как раз из-за неправильного оформления документации). Сейчас этому уделяем большое внимание.

Или ещё пример: работа консультационного отдела. Трудно было грамотно подсчитать нагрузку его сотрудников, так как в течение одного месяца через отдел проходило, допустим, 100 человек, в течение другого – 200.

Специалисты «сидели» на окладе, не было возможности платить им за интенсивность труда. Мы расформировали этот отдел, прикрепили сотрудников по профильным отделениям и оплачиваем их работу наравне с врачами стационара. Люди, безусловно, выиграли.

Из совокупности решения подобных проблем складываются авторитет администрации и корпоративная сплочённость. Этому способствует и то, что главный врач всегда доступен – сотрудникам и пациентам нет надобности записываться на приём и ждать в очереди: зайти и обсудить проблему можно в любое время…

Беседу вела 
Алёна ЖУКОВА,
корр. «МГ».
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru