Вы здесь

Призвание: да, но….

Прочитал я в нашей славной «Медицинской газете» статью В.Беляевой «Поклянись, вступая….» И подумал: да, живёт, живёт в нашей стране проблема призвания к докторской профессии, уже более 110 лет. Ещё в «Записках врача», первое издание которых вышло в 1903 г., В.В.Вересаев много говорил об этом. Да и затем очень многие наши крупные медики высказывались на эту тему. Их старательно цитирует в своей статье В.Беляева. И тезис этот в теории звучит убедительно. И вроде аксиома это: «Чтобы стать хорошим врачом, человеку нужно призвание». Но…

Но, скажите, а чтобы стать хорошим лётчиком, разве не нужно призвание? А хорошим слесарем или парикмахером? Очень даже нужно! Цитат и примеров этому можно привести сколь угодно много. Например…

Наличие склонности к тому или иному делу, призвание, талант – важные качества, необходимые для формирования хорошего специалиста любого профиля.

И всё же, нельзя не вспомнить доброе старое юридическое правило: «Audiator et altera pars» – «Пусть будет выслушана и другая сторона». Можно привести не меньшее число примеров из жизни людей, вроде бы не имевших поначалу никакого призвания к избранной профессии, но тем не менее ставших впоследствии крупными специалистами своего дела.

Известный русский терапевт профессор С.П.Боткин в молодости имел склонность к математике, готовился к математической карьере и поступил на медицинский факультет совершенно случайно. Всё же в последующем он стал одним из самых авторитетных врачей и учёных своего времени.

Немец Теодор Бильрот имел с детства склонность к музыке, делал в ней большие успехи и медицинское образование получил, лишь уступив настоянию родителей. В результате из этого, казалось бы, не имеющего призвания к медицине человека получился блестящий врач, один из корифеев медицинской практики и науки, хирург с мировым именем, увековечивший себя разработкой множества операций, которые производятся и сегодня и носят его имя.

Знаменитый отечественный хирург Н.И.Пирогов рос в семье казначея военного ведомства, не имея какого-либо определённого представления о медицине, и на медицинский факультет поступил случайно, по совету знакомого своего отца – известного московского врача Е.О.Мухина. Несмотря на это, Н.И.Пирогов стал одним из самых выдающихся хирургов, известных не только в России, но и во всём мире.

Думается, что достаточно примеров, показывающих, что не всегда призвание явно наличествует в начале карьеры выдающихся медиков.

Кроме того, прежде чем говорить о призвании, следует определиться: а что же это такое – призвание?

В известном словаре С.И.Ожегова говорится, что «призвание» – это «склонность к тому или иному делу, профессии» или «жизненное дело, назначение». Профессор Б.Г.Кравцов считал, что призвание – это «совесть, способность, интерес». И.А.Кассирский рассматривал призвание как «зов сердца».

Можно видеть противоречивость этих определений. Определение Б.Г.Кравцова даёт право считать, что призвание сродни таланту (врождённому, биологическому свойству) в сочетании с приобретаемыми – интерес, совесть. Ожеговское определение – «склонность к тому или иному делу» – это скорее расширенное изложение того же самого термина «призвание», чем расшифровка сути этого явления. А уж «зов сердца» – скорее романтическое представление, чем информативное определение. В целом же можно видеть, что все говорят о каких-то физиологических, психологических или суммарных, личностных и, возможно, социальных качествах человека. Что же это за качества?

Вот перечень (очень краткий, неполный) известных личностных положительных свойств человека: трудолюбие, коммуникабельность, внимательность, чуткость, отзывчивость, мягкость, тактичность, терпимость, великодушие, обходительность, мудрость, коллегиальность, честность, усидчивость, решительность, настойчивость, выдержка, хладнокровие.

Сразу возникает вопрос, какие же из них нужно иметь человеку, чтобы стать хорошим врачом? Все? Несколько? Или достаточно одного из них?

Н.И.Пирогов был одним из самых великих хирургов XIX столетия. Не исключаю, что у него были все вышеуказанные качества. Однако нет никакого сомнения, что великим его сделало одно из них – трудолюбие. Читая его «Дневник старого врача», в этом можно легко убедиться.

Человечество знает много блестящих специалистов своего дела, которых таковыми сделал в первую очередь огромный труд.

В советский период вопросами профотбора, в том числе и в медицину, занимались много и серьёзно. И многие специалисты отмечали, что как только мы переходим к применению этих положений на практике, то сразу возникают непреодолимые трудности.

В частности, сразу возникал вопрос: а кто точно знает, какие именно свойства нужны для того, чтобы стать хорошим врачом? Или: много ли вы знаете людей, обладающих всеми этими качествами в том возрасте, когда надо выбирать профессию медика?

Медицина, физиология давно показали, что многие психофизиологические качества личности не могут считаться раз и навсегда данными, постоянными, устойчивыми. В юности во все времена, тем более сегодня, у большинства людей превалирует эмоциональная сторона функции центральной нервной системы, а из свойств – эгоизм, эгоцентризм, высокомерие, заносчивость, жёсткая категоричность («юность жестока»), безжалостность, малая коммуникабельность со старшим возрастом и т.д.

Отсюда: если исходить из вышеуказанных представлений о необходимых для врача психофизиологических качествах, то большинство современных молодых людей не могут быть приняты в медицинские учебные заведения.

Кроме того, одной из кардинальных проблем применения требования «призвания» становится вопрос: кто же и как должен определить наличие призвания для желающих поступить в тот или иной вуз? Сам молодой человек? Или его родители? Или школа? Или какие-то комиссии?

В Древней Спарте склонность к профессии определяли следующим образом: в просторном зале выставляли множество различных предметов, орудий, инструментов, предназначенных для выполнения той или иной работы. В зал открывался доступ детям, которым доставлялась свобода выбора инструментов для игр, различных поделок. По истечении определённого срока у детей обнаруживалась склонность к тому или иному роду деятельности, и тогда родители без колебаний избирали для них соответствующую профессию. Такой выбор деятельности, как правило, оправдывался в последующем — люди, избравшие свою профессию таким путём, добивались наибольших успехов в работе. Однако, как это сделать на практике? Ведь то, что было пригодно в Спарте, малопригодно сегодня.

Спартанскому методу примерно соответствует предлагаемый некоторыми учёными: пусть поступающие в медицинские институты и училища год поработают санитарками и нянями. Подежурят бессонными ночами у постели тяжелобольных... И если они выдержат, значит, годятся в медики. Увы, увы! Если бы всё обстояло так легко! Нетрудно показать, что никакой гарантии выявления призвания такой отбор не даёт. Проверено в советские времена много раз.
Большое значение придаётся также привлечению в медицину детей медработников. Представляется, что юноши и девушки, выросшие в семьях медработников и решившие посвятить себя той же профессии, — это действительно люди, имеющие склонность к медицине. Однако и это мнение едва ли можно считать априорным. Преемственность поколений во врачебных семьях ещё не гарантирует от ошибок в выборе профессии будущего врача. Разве все дети во врачебных семьях мудры, человеколюбивы, добры и наделены способностями или очень трудолюбиво воспитаны? Отнюдь!

В.Беляева предлагает выявлять призвание, проводя собеседование до поступления в медвуз. Было это, было… Проходили мы такой этап. В советское время собеседованию уделяли очень много внимания и времени, и… не дало оно ничего. Ну не помогает никакое собеседование выявить у сидящего перед тобой 18-летнего призвание, и всё!

Из вышесказанного можно понять, что благое намерение или пожелание о необходимости «призвания» к профессии врача на практике чрезвычайно трудно претворимо в жизнь.

Кроме того, нельзя не отметить ещё одну нереальность требования призвания у каждого абитуриента медвуза. Допустим, мы согласимся с утверждением, что призвание, талант в данной области обязательны для формирования высококвалифицированного специалиста. В наши медицинские вузы ежегодно поступают десятки тысяч молодых людей. Можно ли серьёзно утверждать, что все они должны иметь призвание? Едва ли, если мы не хотим желаемое выдать за действительное. Ведь «врачебное призвание» – это не пустые слова. Хороший врач, врач, как говорят «от Бога» – это то же самое, что хороший писатель, хороший артист.

Если сегодня мы видим столько серости в таких, казалось бы, «самим Богом» положенных иметь этот «божий дар» профессиях, как писательская, актёрская, композиторская и т.д., то, что же говорить о врачах? Талант среди рода человеческого не такой уж частый гость, да и призванных не столь уж много.

Как же быть со всеми этими сложностями сегодня и отрицать ли нам необходимость призвания для того, кто хочет стать хорошим врачом? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Однако можно на него взглянуть с разных точек зрения, спокойно оценить и другие мнения.

Во-первых, признать, что призвание нужно и важно, однако его выявление на практике встречает большие трудности и нельзя рассчитывать на его наличие у всех желающих стать врачами.

Во-вторых, а что если поставить вопрос так: каждый студент может стать хорошим врачом, даже если у него на первых порах нет призвания.

Едва ли есть сомнение, что задатки хороших качеств есть у всех молодых людей и педагогам медвузов надо в течение всех 6 лет обучения стараться разбудить и развивать качества, из которых складывается призвание – интерес к предмету, чуткость, сострадание, стремление к самосовершенствованию, самопожертвованию и др. И вот здесь-то важнейшим элементом подготовки хорошего врача из каждого студента является фигура педагога. Очень многое зависит от его умения, хотения, добросовестности.

Известный польский врач и просветитель Владислав Беганьски ещё очень давно писал: «Реформируйте систему изучения медицины. Не только о знаниях там должна идти речь, но и о сердце. Развивайте в учениках сочувствие, прививайте им сознание долга. Учите, что больной не только «более или менее интересный патологический случай», но и несчастный человек, наш ближний, и учите при этом не только словами, но и собственным примером».

И именно здесь просто неоценимо «призвание» самого педагога медицинского вуза. От его умения зависит очень многое.

Сумеет преподаватель разбудить эти качества, заронить в душу будущего врача стремление к постоянному самосовершенствованию, трудолюбию, чуткости, умению общаться с людьми, наряду с постоянным пополнением профессиональных знаний – и задача воспитания хорошего врача во многом будет решена.

Каждый преподаватель вуза сам должен стать образцом для будущего врача. «Личный пример воспитателя – это луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно», как говорил замечательный педагог К.Д.Ушинский.

Тем более что гол в ворота призвания сегодня раз и навсегда забит Минобрнауки в виде ЕГЭ. Молодые люди будут поступать в медвузы вовсе не по призванию, а по баллам ЕГЭ. И никуда никто от этого не денется, ибо это закон, против которого, как известно, не попрёшь.

Ибрагим ШАМОВ, профессор.
Махачкала.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru