Вы здесь

Школа для преподавателей

Год назад состоялась первая общероссийская конференция, посвященная медицинскому образованию. Тогда ее организаторы и участники высказали единодушное мнение о том, что такие форумы должны стать традицией и проводиться ежегодно. Так и произошло. На базе 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова недавно прошла II Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование – 2011», организаторами которой стали Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, Ассоциация медицинских обществ по качеству. Мероприятие было хорошо организовано и оснащено. Экспозиция различных технологий обучения в высшей медицинской школе по своему масштабу ничем не уступала солидным выставкам. Тематика конференции была большой и многогранной. Краткий отчет позволяет отразить лишь некоторые, непосредственно имеющие отношение к образованию, аспекты.
 

Кто куда бежит и куда не бежит
«Гвоздем» программы первого дня стало выступление заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ члена-корреспондента РАМН В.Скворцовой. Большая часть доклада была посвящена различным аспектам модернизации здравоохранения. Несколько меньше - кадровой политике, то есть подготовке специалистов здравоохранения и их работе. К 2015 г. будет ликвидирована городская интернатура, останется только ординатура продолжительностью от 3 до 5 лет, причем только на базе клинических кафедр. Муниципальные учреждения здравоохранения уделяли мало внимания подготовке интернов и ординаторов. Работа над Положением о клинической больнице и университетских клиниках продолжается. (Уж который год!) Отметив, что недопустимо значительная часть выпускников медвузов не идет на практическую работу, а уходит либо вообще из медицины, либо на фармфирмы, заместитель министра информировала аудиторию о повышении стипендии (теперь она будет именоваться зарплатой) для интернов и ординаторов, а также аспирантов. Видимо, эта мера рассматривается как способ удержать выпускников вузов в медицине.

Однако, как ни странно, ничего не было сказано о «денежном довольствии» преподавателей, чтобы удержать их в профессии. Нет, не в профессии врача, а в профессии педагога высшей школы. Ассистенты и доценты не только подрабатывают на стороне, но и просто уходят заведовать отделениями или на должность главного врача больницы. И выпускники не стремятся в аспирантуру, не «бегут» в преподаватели. А бегут совсем в другую сторону, в первичное здравоохранение - там зарплата больше. Раньше для выпускника попасть в ординатуру, затем в аспирантуру и остаться на кафедре было верхом мечтаний. А для кафедры такой «алгоритм» обеспечивал пополнение педагогического состава молодежью.

«Народ (в смысле преподаватели вузов, наполнявшие аудиторию) безмолвствовал»: никто не спросил Веронику Игоревну, что она и министерство думают по этому поводу. От своей «застенчивости» страдают и сами преподаватели, и будущее высшего медицинского образования.


Университетская клиника - гарантия качества
Ректор 1-го Московского государственного медицинского университета член-корреспондент РАМН П.Глыбочко в своем выступлении подчеркнул, что задачи подготовки врачебных кадров должны определяться Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. А согласно этой концепции, в недалеком будущем медицинский вуз так должен учить, чтобы выпускник сразу был готов, как это было и раньше, приступить к работе в ЛПУ в качестве молодого специалиста. Естественно, в таком случае акцент в учебном процессе должен быть сделан на выработке у будущего врача практических умений и навыков. Докладчик говорил о необходимости восстановить учебно-методическое объединение, создать единую федеральную электронную библиотеку и т.д. Однако для подготовки специалистов нового поколения для здравоохранения нужна соответствующая клиническая база. В выступлениях Глыбочко и других докладчиков говорилось о том, что клиническая больница должна быть на голову выше обычной по материально-техническому оснащению. Студент должен получать образование, видя перед собой новейшее оборудование, новейшие методы диагностики и лечения. Наиболее оптимальными являются собственные университетские клинические базы. 1-й МГМУ им. И.М.Сеченова имеет собственные клинические базы, где заведующий кафедрой является одновременно директором клиники (отделения). На примере 
одной из таких кафедр/клиник ректор университета показал, что становится более эффективным не только учебный процесс, но и  лечение.

В стране 56 медицинских вузов, из них только 13 имеют собственные клиники. Как говорится, выводы делайте сами.


Education for Health
Таким был девиз выступления профессора из Великобритании Тревора Гиббса (Trevor Gibbs). В переводе на русский он означает «Медицинское образование - для здравоохранения». Профессор специализируется в области обучения практическим навыкам. Это обширная по своему значению область преподавания медицины не сводится только к «рукодельным» умениям. В процессе обучения студент должен научиться работать в команде. Сейчас не время врачей-одиночек. Значит, на студенческой скамье студент под руководством преподавателя учится обсуждать конкретную клиническую проблему. В британской высшей медицинской школе выпускник готовится к работе в первичном звене в качестве family doctor (семейного врача), потому что именно эти врачи выполняют 90% всей медицинской помощи, оказываемой населению. Поэтому большую часть учебного времени студент проводит, работая в community (община), по-нашему, на участке. Как это удается организовать английским преподавателям, докладчик в своем выступлении нe раскрыл. Большое внимание уделяется практическим навыкам - измерению артериального давления, забору крови для простейшего анализа и даже пальцевому ректальному исследованию. Для этой цели имеются центры обучения практическим навыкам, которые оснащены разнообразными симуляционными технологиями. 

Особо профессор Гиббс подчеркнул, что обучать преподаванию клинической медицины должны кафедры медицинского образования, что должна быть такая специальность - педагог медицинской школы, потому что медицинское образование - это наука.


Симуляция симуляции рознь
Не скрою, что испытывал негативное отношение к фантомам, муляжам и прочим симуляци-онным технологиям в учебном процессе на клинической кафедре. Казалось, что ничто не может заменить больного. Он не только объект для отработки технических приемов обследования и оказания ему необходимой помощи, каким является муляж, но и человек, который нуждается среди прочего в сострадании, понимании, добром сочувственном отношении. Контакт только с муляжом или фантомом в процессе обучения может оставить за бортом обретение будущим врачом перечисленных качеств, без которых медицина утрачивает гуманитарную составляющую профессии.

Однако из услышанного на конференции выяснилось, что в настоящее время имеется большое разнообразие симуляционных технологий. Многие из них призваны на доклиническом этапе обучения дать возможность студенту освоить некоторые манипуляции, чтобы достаточно уверенно и с минимальным риском ошибиться подойти к постели реального больного. Например, освоение с их помощью перевязок, техники инъекций, способов ухода за тяжелыми больными. К сожалению, не было продемонстрировано и не говорилось о таких же симуляционных технологиях для больных детей. Вот уж точно кто нуждается, чтобы к ним подступались с различными манипуляциями предварительно подготовленные с помощью муляжей и фантомов студенты. Были продемонстрированы учебно-производственная аптека, учебная процедурная, учебная операционная. Не хватает в этом списке учебной палаты в терапевтическом и педиатрическом отделении. Для обучения «у постели больного», о чем академик РАМН Н.Мухин говорил как о способе обучения, который не смогут заменить никакие дистанционные технологии, преподаватель всегда вынужден входить с группой в 8-10 студентов в больничную палату, в которой и без того уже находятся почти столько же больных. Собрать анамнез, толком научить обследовать больного в этих условиях весьма, мягко говоря, затруднительно. Выходом из положения не могут быть и учебные центры, о которых говорилось в ряде докладов и демонстрировались фотографии симпатичных зданий, отведенных под них. Учебная палата должна быть в отделении, чтобы не заниматься перемещением больного в эти центры, которое для него может быть крайне нежелательным. Только какой же заведующий отделением пойдет на то, чтобы выделить палату для учебного процесса.

Несомненно, симуляционные технологии необходимы для «рукодельных» дисциплин – хирургии, анестезиологии-реаниматологии, акушерства и гинекологии, стоматологии. В этих специальностях «не проходит» или не пользуется популярностью балльно-рей-тинговая оценка (профессор Е.Алексеева, Научный центр здоровья детей РАМН), равно как и тесты. Эти методики нацелены на выявление суммы знаний, накопленных в процессе занятий. А в хирургии и иже с ней необходимо не только знать, но и очень крепко уметь. В этих дисциплинах должны быть разработаны иные методы оценки. До нужного ли уровня студент освоил умения и навыки, необходимые для практической работы, – вот что должны определять эти методы. С другой стороны, использовать эти же симуляци-онные технологии для обучения терапевтическим дисциплинам вряд ли целесообразно. Если они в ближайшем будущем (по окончании вуза) не будут востребованы в практической работе выпускника, обретенные навыки быстро «угаснут», не оставив ни в голове, ни в руках никакого следа.

В свое время конгресс «Человек и лекарство» стал востребованной ежегодной школой для тысяч врачей. Конференции по медицинскому образованию, если будут созываться ежегодно, могут стать такой же востребованной школой для многих преподавателей
 медицинских вузов.

Рудольф АРТАМОНОВ, профессор

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru