Вы здесь

Влюбилась ли в нас Астрахань?

Сотни студентов и врачей из многих городов России и их зарубежные коллеги готовились к форуму целый год и в первом же конкурсе – танцевальном – развернулось очень красивое соревнование.

Близость Кавказа привнесла на астраханскую сцену массу ярких костюмированных и эффектных танцев народов этого региона. Блестяще выступил ансамбль «Элефтерия» из Ставропольской ГМА с казбегским танцем, профессионально и зрелищно исполнил осетинский горский танец двукратный победитель Всероссийской студенческой весны заслуженный ансамбль народного танца «Цард» из Северо-Осетинской ГМА. Великолепным соцветием прокатились перед нашими глазами коллективы Астрахани: аварский и лезгинский дуэты, «Даймохк» с чеченским танцем, «Рубин» с танцем с кувшинами… Кавказский венок дополнили калмыцкие «Герензел» и «Улан Зола», казахский «Арулар», бурятский в исполнении Саяны Гомбоевой из Красноярска.

- Конкурс был очень высокого уровня, - говорит председатель жюри фестиваля, лауреат международных и всероссийских конкурсов танца, чемпион Европы в сольных танцах по версии Всемирной танцевальной конвенции, врач общей практики казанской поликлиники № 20 Айрат Фазылзянов. – В Астрахани собрались яркие коллективы, представлявшие различные направления хореографии, поэтому и судить их было делом не простым. Блестяще, профессионально выступила и заслуженно победила бальная пара Анна Смирягина - Виктор Дикманов из Смоленска с «Жестоким романсом». Стильно, экспрессивно показали себя Ирина Степанова и Александр Кулаков из Твери, два народных коллектива из Владикавказа и Ставрополя, представители классического, современного, восточного и индийского танцев.

В ходе конкурса жюри пришлось ввести два новых звания лидеров направлений – слишком уж хороши были исполнители индийских танцев Джосеф Пушпа Инносент Маргарет Тереза (Волгоградский ГМУ), Кхоле Смита Кашинат (Казанский ГМУ), Хариш Арунмозхидеван (Кубанский ГМУ), тверичанка Юлия Леонова и представители современных направлений, самым интересным из которых был признан ансамбль «Хапа-стайл» из Самарского ГМУ.

Как и в прошлом году в восточных танцах вновь первенствовала Анна Шевнина из Рязани. Если в классическом танце последние годы безраздельно царствовала на сцене Валентина Доний из Твери, то в этом году появилась очень понравившаяся и зрителям, и жюри Ксения Астракова из Новосибирского ГМУ. Нельзя не отметить воздушную постановку «В поисках света» казанского ансамбля «Юлдыз» и оригинальное «Фаер-шоу» астраханки Алины Загоруйко.

С горящими глазами

О состязании вокалистов рассказывает член жюри, лауреат международных конкурсов доцент кафедры факультетской хирургии с курсом онкологии Тверской ГМА Георгий Вакулин:

- Среди 80 вокалистов лидеров было слышно с самого начала. По положению о жюри я не имел права голосовать за представителей своей академии, однако не могу не сказать о выступлении нашей студентки Анастасии Виноградовой, которая взяла на себя смелость исполнить Моцарта – арию Царицы ночи из «Волшебной флейты», высший пилотаж вокального искусства. Она блестяще справилась с этой арией, продемонстрировав филигранную технику исполнения. Прекрасно показал себя Евгений Мишутин, который растёт как певец год от года, голос его крепнет, становится ярче, сочнее. Смоленский студент идет в правильном направлении, развивая вокальные способности. Его бас будет формироваться еще долго, и тогда из алмаза возникнет настоящий бриллиант. Отдельная любовь – Ольга Свирид, врач-психоневролог из Ульяновска. Она покорила зрителей внутренней харизмой, необыкновенной добротой, открытым искрящимся взором. И голос у нее замечательный. Зинаиду Губареву помню по самому первому фестивалю, когда будучи студенткой Тюменской ГМА, здорово пела «Джамайку». Теперь она – московский врач-фониатр и лидер классики за исполнение романса «Не гоните, не браните». «Лидером фольклора» заслуженно стала Ольга Яшкина из Рязани, всегда выходившая на сцену с веселыми народными русскими песнями, а здесь потрясающе исполнившая трагическую «Ехали солдаты». Говорят, что она в этом межфестивальном периоде поступила в музучилище. Как всегда замечательны, эмоциональны были Дэйвис и Симба – наши настоящие звезды. Отмечено исполнение а капелла татарской народной песни «Тафтиляу» Римом Ильдархановым. Сочный красивый баритон у рязанца Антона Минаева, уже в следующем году он может стать претендентом на победу, если будет серьёзно готовиться. Заметно прибавил Иван Панов из Московского государственного медико-стоматологического университета. Добрые слова в адрес Елены Чунихиной из Российского ГМУ им. Н. И. Пирогова: для того, чтобы хорошо петь джаз нужно иметь хороший вкус. «Старый рояль» она пела интеллигентно, свинговала как положено и стала «лидером». Запомнились Светлана Исупова из Калининграда, Анжелика Ахмедова из Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, Анна Пильникова из Волгограда, астраханцы Диана Григорьянц, Антон Мельничук, Анатолий Черняев. Вообще в конкурсе было много девушек и ребят с горящими глазами, которые безумно любят и хотят петь.


Красивым был спор за титул «лидера авторской песни» между Алексеем Вагановым из Ивановской ГМА и главным врачом Коломенского специализированного дома ребенка Мариной Подвойской, исполнившую «Врачей войны»:

Я знаю, вашу вековечную усталость,
Как рану старую, непросто залечить,
Война на улицах, дорогах и вокзалах,
А значит, снова мы – военные врачи.

Очень симпатично смотрелась на сцене Светлана Андреева из санатория «Плёс» Ивановской области со своими песнями «Волжаночка» и «Россия».

Трудно оценивать необычное

- Фольклорный ансамбль Смоленской ГМА подтвердил статус лидера среди вокальных коллективов, - говорит член жюри лауреат международных конкурсов, декан факультета по подготовке иностранных студентов Самарского ГМУ Дмитрий Горбачёв. – Это его вторая победа – уже в совсем другом составе - за пять фестивальных лет. Его выступления достойно показали мощь и прелесть русской культуры. Очень тяжело было оценивать красноярский ансамбль «Эне-Сай», потому что «Реченьку», поставленную их руководителем Ариной Котовой, сравнить нельзя было ни с чем. Это была настоящая изюминка конкурса – соединение колоритного тувинского горлового пения и русского народного вокала. Перед нами предстала и великая река Енисей, и настоящая великая Россия. Год от года прибавляет ансамбль МГМСУ: всеми членами жюри было высоко оценено исполнение спиричуэла «Dry Bones». Отдельное спасибо астраханским студентам из арт-группы «Коллега» за их многоголосье. Это очень сложно и очень красиво, им есть к чему стремиться, хотя речь идет о многих и многих часах будущих репетиций. Хочу отметить вокально-инструментальный ансамбль из Оренбурга – видно, что врачи много занимаются, хотя, судя по их должностям, не знаю, когда они для этого находят время. Пользуясь возможностью, хочу пригласить всех на фестиваль будущего года в Самару. Наш университет уже начинает к нему готовиться, учитывая опыт проведения предыдущих форумов, чтобы сделать его еще более массовым и привлекательным. Мы давно стали одной большой семьей, общение учащихся и работающих медиков не прекращается и между фестивалями. Главное здесь – не победить, а получить возможность тесного общения с нашими талантливыми, искрометными товарищами из многих городов России и из-за рубежа.

Отдельно хотелось бы отметить дуэт Актоты Абенова - Акерке Курмашева, сольные вокальные и танцевальные номера из Республики Казахстан. Даже по очень красивым костюмам было видно, с какой любовью к своим воспитанницам относятся в Атырауском медицинском колледже им. Ахмета Сундетова.

Театр сатирический и театр трагический

На 1-м месте в соревновании театров эстрадных миниатюр оказался молодой весёлый СТЭМ «Лечо» из Астраханской ГМА, запомнившиеся рыбацкими сценами в дельте Волги с участием официальных лиц.

2-е место поделили популярная команда «МВД» Тверской ГМА и знаменитый ярославский студенческий театр «ЯГМА-mater».

Очень сильное впечатление произвела на зрителей трагическая музыкальная инсценировка «Вдовы» в исполнении театральной студии Северо-Осетинской ГМА под руководством Зарины Хубаевой. Возможно, это выступление заставит изменить на следующем фестивале название номинации на «Театральный конкурс», что, безусловно, расширит возможности участников и разнообразит их творческую палитру.

Чуть не дотянулся до призового места ведомый Артёмом Папиловым смоленский «Эскулап», и, конечно, мы ждали значительно большего от очень талантливых Рины Шиловой и Оксаны Кузнецовой из ярославского студенческого театра  эстрадных пародий «Мысли в слух».

Самый красивый день

Самый красивый день фестиваля был под стать одному из самых красивых в городе концертных залов - Астраханской государственной филармонии. Он начался концертом ветеранов, который был дан силами членов жюри – три ориганальных танца исполнил Айрат Фазылзянов, показали свои вокальные возможности первый тенор дважды краснознаменного Академического ансамбля им. Александрова стоматолог Дмитрий Алёхин, уже представленные вам Дмитрий Горбачёв и Георгий Вакулин.

Последовавшая вслед церемония награждения лауреатов и дипломантов ознаменовалась вручением переходящего Кубка Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. Эта честь была предоставлена сразу трём ректорам - РГМУ им. Н. И. Пирогова академику РАМН Николаю Володину, который стоял у истоков нашего фестивального движения, Казанского ГМУ профессору Алексею Созинову и Астраханской ГМА профессору Халилу Галимзянову. Триумфаторами стали смоляне, которых жюри предпочло тверичам, также набравшим 9 очков (3 очка за 1-е место, 2 – за «лидера» и за 2-е место, 1 – за 3-е). По 4 очка набрали сразу 4 вуза – опытные рязанцы и астраханцы и дебютанты казанцы и владикавказцы.

Гала-концерт наиболее ярких участников фестиваля, который вели Георгий Вакулин и известный бард и собиратель медицинского фольклора, руководитель отдела РГМУ им. Н. И. Пирогова Николай Игнатов, по общему мнению, стал самым зрелищным в нашей 5-летней истории. 36 номеров за 2,5 часа – квинтэссенция форума – в очередной раз продемонстрировали и мастерство, и солидарность участников. Традиционными стали смешанные номера, составленные из представителей разных городов. Так, «Индийское попурри» исполнили танцоры из Казани, Волгограда и Краснодара, а танцевальная сюита «Мир Кавказу» соединила два сильнейших народных коллектива - «Элефтерию» и «Цард». «Я на горку шла» пела Ольга Яшкина, «I Believe I Can Fly» - Симба Каджа, вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» - Ольга Свирид, «Вдоль по Питерской» - Евгений Мишутин… Выдающимся был признан дуэт Анастасии Виноградовой и Дэйвиса Антонио Мартэ Рейеса «Con te partirò» (Франческо Сартори – Андреа Бочелли): их сильнейшие голоса будто соревновались друг с другом, ну а об обаянии обоих и говорить не приходится.

Финальным действием гала-концерта был «Хоровод дружбы народов», поставленный Айратом Фазылзяновым в ходе фестиваля за рекордно короткое время. Это было зрелище, не виданное, пожалуй, с советских времен – фестиваль показал необыкновенное многообразие наших культур: в соцветии калмыцких, бурятских, казахских и кавказских ансамблей чувашскую песню пел Роман Андреев, ногайскую - Алия Озганбаева. В конце хоровода одна из звезд фестивалей Ксения Волкова исполнила «Самару-городок», символизирующую город, где состоится следующий фестиваль искусств медиков. И, наконец, вместе со зрителями, в большинстве своем медиками Астрахани, арт-группа «Коллега» исполнила гимн своей академии: «Доктора, мы все одна семья».

- Уникальность фестиваля - в сочетании высокого артистического и медицинского профессионализма, - сказал нам главный менеджер генерального спонсора фестиваля японской компании «Фуджифильм» кандидат медицинских наук Александр Абалин. - Гордость за специальность присутствовала в течение всего представления. Браво!

Почему так холодно?

Как бы нам ни не хотелось, но придется рассказать и о другой, негативной стороне, этого фестиваля. К сожалению, организаторами со стороны Астраханской ГМА были допущены явные промахи, касающиеся встречи и размещения участников и гостей, обеспечения транспортом, проведения конкурсных программ и концертов.

Обычно солнечный в середине апреля древний город на Нижней Волге встретил нас холодом, дождем и… безобразной организацией.

Основную массу участников разместили в разрекламированном санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Астраханские зори» на унылом берегу одного из рукавов Волги, в 30 км от областного центра, и они сразу же попали в прохладную атмосферу, похожую на погоду.

Например, прибывших на день раньше других ребят из Тверской ГМА разместили в комнате с 6 кроватями и требовали оплатить питание, хотя с организаторами заранее было оговорено, что питание оплачивается по желанию (за завтрак и ужин - 413 руб.). Получив отказ, хозяева «Зорь» стали проявлять «особое внимание» к тверичам, которые к тому же наотрез отказались поставить 7-ю койку к себе в номер.

Из доклада руководителя делегации Рязанского ГМУ им. И. П. Павлова: «По приезду руководители делегаций были поставлены перед фактом, что в проживание включено и питание, что составило конкретно для нашей делегации 41126 рублей вместо 24000 просчитанных ранее нашей бухгалтерией на основании цен, указанных в «Медицинской газете» и на сайте Астраханской ГМА. В результате стоимость проживания одного человека составила 1030 рублей в сутки… вода (холодная и горячая) утром и вечером отсутствовала, поэтому приходилось гигиенические процедуры производить из кулера, но вода в кулере была желтого цвета; питьевой воды не было, приходилось покупать; в комплектах  белья не было полотенец; в номерах в огромном количестве ползали муравьи (фото и видеоматериал прилагается), у студентов на их укусы началась аллергия; вечером и утром до отъезда студентов в академию отключали ток, в результате чего мы не могли погладить костюмы и зарядить сотовые телефоны; из представителей вуза на территории «Астраханских зорь» эпизодически присутствовал начальник охраны вуза, который постоянно пугал, оскорблял студентов и вел себя более чем неадекватно…»

Когда после полуторасуточной дороги в поезде к полуночи в лагерь прибыли 19 смолян, кстати, самая многочисленная делегация, то они были построены в ряд руководителем «службы безопасности» Астраханской ГМА Анатолием Гурским, и он их приветствовал такими словами: «Будете шуметь или песни петь - поедете вон отсюда!»

От лагеря до сцены

«Официальные» автобусы из лагеря и обратно ходили один раз утром и один раз вечером. Как здесь не вспомнить регулярные рейсы полупустых автобусов на прошлом фестивале! Часто участники выезжали на конкурс «своим ходом».

Из докладной: «Считаю, что стартовый взнос 2600 рублей с человека был неоправданно завышен, так как мы не получили полной услуги по организации и проведению данного фестиваля, а то,  как нас заставили оплатить проживание и питание и какие условия получили делегации, как юрист, могу  квалифицировать как мошенничество по отношению к руководителям, направившим свои делегации на V-й юбилейный фестиваль».

О том, как рухнул козырёк

Ассистент кафедры здравоохранения и общественного здоровья Тверской ГМА Михаил Калиниченко – одна из знаковых и самых ярких фигур наших фестивалей. Он уже приводил к победам стэмовские команды своего славного вуза, причем за счет острот, придуманных в ходе очередной поездки. При этом колкости доставались всем – и организаторам, и членам жюри, и коллегам по состязанию. Вот и на этот раз зал оглушительно смеялся над каламбурами Михаила Калиниченко, поблагодарившего астраханских муравьёв, которые «проводили его вчера до номера, утром принесли поесть и взяли заказ на вечер». В этом году, кстати, Калиниченко в силу ряда причин первоначально в команду не включили, но в Астрахань он прибыл: взял отпуск, прилетел, поселился в гостинице (кстати, одноместный номер с удобствами стоил ему около 1000 рублей в сутки). И вот что он нам рассказал:

«После конкурса вокальных ансамблей я еду в «Астраханские зори». Вижу много знакомых лиц, знакомлюсь с ребятами из Смоленска, Ярославля, Рязани, Твери, Казани, Владикавказа, Калининграда, Новосибирска - всех не перечислить. Все настолько открыты и дружелюбны друг другу, что понимаешь, вот оно – настоящее студенческое братство! У входа в 4-ый корпус встречают два милиционера, немножко напрягаюсь… Но мои товарищи с шутками и улыбками по очереди здороваются с ними за руку, те спрашивают об успехах, желают удачи на завтра. Пока ребята расходятся переодеться по своим номерам, знакомлюсь с представителями закона. Спрашиваю: «Вы здесь для поддержания порядка?» «Порядка? Да его тут и поддерживать не надо, - отвечают, – ребята все взрослые, дружелюбные, общительные…» Чуть позже на улице раздается какой-то треск, затем крики. Все выбегают из номеров и спускаются вниз. Дверь в корпус заблокирована – обвалилась балка козырька над входом. Ребята открывают окно в фойе и по очереди выскакивают на улицу. Там стоят милиционеры и еще человек 10 из разных делегаций. Оказалось, что чуть не придавило молодого доктора из Твери. Милиционер пошел за директором лагеря. Тот появился через 20 минут. Когда подходил к корпусу на улице уже было человек 40, которые дружно ему захлопали. Отойдя в сторонку, директор начал кому-то звонить. Любопытство разбирает… Незаметно встаю в двух метрах от него. Слышу: «Тут эти уроды козырек у четвертого корпуса обломили. Приезжайте, сами разбирайтесь!» Еще через 30 минут прибыл проректор АГМА по воспитательной работе Войнов, который сходу вызывает руководителей делегаций и, не церемонясь, приказывает трем милым взрослым женщинам писать объяснительные на имя ректора АГМА по поводу всего происходящего… Женщины не понимают о чем писать, но пишут. Достаю телефон, начинаю снимать шоу на видео, некоторые делают тоже самое. Войнов с директором подходят к милиционерам и пытаются заставить и их написать объяснительные (директор хочет «повесить» козырек на студентов). В это время через окно (т.к. дверь в корпус заблокирована) «вошел» член жюри фестиваля и, узнав, что часть козырька в момент падения зацепила врача, в свою очередь, потребовал объяснительную на имя ректора Тверской ГМА от местных руководителей. Войнов в ответ заявляет, что он никому ничего не обязан писать, что факт возможных и причиненных увечий надо еще доказать, и что у члена жюри слишком много мозгов…»

А по версии выступления М. Калиниченко на гала-концерте причиной обрушения козырька в «Зорях» стали муравьи.

А за кулисами…

Перед самым началом первого концерта работники филармонии предупредили, что через 2 часа отключат свет (свет в конечном итоге не отключили, но представитель казанской делегации Алия Фаизова стояла на гала-концерте за световой пушкой)! Астраханские организаторы «оставили» гостей и сидели в зале, хотя были очень нужны за кулисами: на столике для призов, например, как всегда аккуратно возвышались коробки с ноутбуками, телевизорами и фотоаппаратами для «лидеров» от Профсоюза работников здравоохранения РФ, а вот призы от местных руководителей появились там буквально за минуту до награждения – и то после напоминания со сцены… Ведущим удалось скрыть чрезвычайное нервное напряжение. Победители, как и всегда, получили от «Медицинской газеты» премии, а призёры услышали от астраханских организаторов обнадёживающее «Потом!» Впервые занявшие вторые и третьи места не получили вознаграждения сразу. Впервые зал не был оформлен баннерами  генеральных спонсоров, зато мы узнали, кто заплатил за аренду зала (эти средства были внесены в организационный взнос). Также впервые участников фестиваля не пустили в зал на гала-концерт – они так и просидели на улице, а вечером «обошлись» без обещанного пионерского костра…

Фатальное отстранение незадолго до начала форума людей, блестяще организовавших осенью прошлого года акцию «Три дня в Астрахани», и замена их теми, кто никогда не был студентами-медиками, сказывалось на каждом шагу. Наши замечательные, талантливые астраханские друзья были настолько расстроены и подавлены происходившим, что подходили и бесконечно извинялись за своих новых начальников.

* * * * *

…Мы наблюдали, как несколько делегаций – из Красноярска, ММА им. И. М. Сеченова, Смоленска, всего около 80 человек – втискивались в старенький «Икарус». Тяжелые дорожные сумки стоявших в проходе сидевшие держали чуть ли не на головах. Многие выходили на дорогу Астрахань – Камызяк и уезжали своим ходом, не веря в «хозяйский» транспорт. В голове вертелась стэмовская шутка от «МВД»: «Камызякали-камызякали, да не выкамызякали…»

Мы вспоминали октябрьские «Три дня в Астрахани», когда влюбились в город, в людей, в южное солнце. Так тоже бывает. Влюбишься осенью, а по весне от любви ничего не остаётся…

Максим СТРАХОВ, Альберт ХИСАМОВ, Александр АНУФРИЕНКО (фото),
специальные корреспонденты «МГ».
Астрахань.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru