Вы здесь

Он оперировал великого физиолога

... Это произошло весной 1927 г. Иван Петрович Павлов заболел, врачи поставили диагноз механической закупорки камнем общего желчного протока. Великому физиологу, которому тогда было 78 лет, требовалась операция. Как раз в это время в Ленинграде проходил XIX съезд российских хирургов, и виднейшие специалисты, собравшиеся на врачебный консилиум, подтвердили необходимость оперативного вмешательства. Но кому можно поручить произвести эту операцию? Зашла речь о приглашении одного из германских профессоров. Однако Павлов на это не согласился, сказав: «Я вовсе не считаю немецких хирургов лучше наших и ни в коем случае не допущу, чтобы меня оперировал немец, когда здесь присутствует цвет нашей хирургии».

Великий физиолог доверил свою жизнь и здоровье замечательному специалисту, профессору хирургии Московского университета А.В.Мартынову, который в ленинградской Обуховской больнице с успехом провел эту операцию. Вскоре Павлов выписался из больницы в хорошем состоянии, написав Мартынову: «Всем этим я обязан Вашей товарищеской помощи. Примите же мою глубочайшую благодарность за нее. Всякий раз, как в дальнейшей моей деятельности буду особенно удачлив и счастлив, я, естественно, обращусь мыслию к тому, с кем для меня была связана возможность этих удач и счастия».

Его призвание -хирургия


Будущий замечательный хирург родился в 1868 г. в семье земского врача в деревне Слободка Рязанской губернии. После окончания 1-й гимназии в Рязани он решил пойти по стопам отца и поступил на медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы Алексей с большим интересом занимается изучением не только чисто медицинских дисциплин, но и всех других, например химии. Все-таки главное внимание он уделял хирургии, твердо выбранной им в качестве будущей основной медицинской специальности.

Но вот в 1891 г. университет окончен, получен врачебный диплом: можно начинать практику? Нет, посчитал Мартынов, ведь изучение хирургии только началось. Благодаря рекомендации профессора А.А.Боброва ему удалось поступить сверхштатным ординатором (экстерном) в московскую Басманную больницу. Должность эта была неоплачиваемой, работал Мартынов бесплатно. Зато ему предоставлялся широкий простор для овладения хирургическим мастерством, и молодой врач в полной мере использовал его в практической работе. Не бросал он и научных исследований, которые продолжал проводить под руководством профессора Боброва: эти исследования он осуществлял сначала в Басманной больнице, где постигал мастерство хирурга и становился клиницистом, а потом в хирургической клинике университета, находившейся в Ново-Екатерининской больнице: там он тоже был первоначально сверхштатным ординатором.

Не забывал молодой врач, ученик профессора Боброва, и о научных исследованиях. Темой будущей докторской диссертации Мартынов избрал мало исследованную в России проблему хирургии поджелудочной железы. Ему удалось проанализировать и обобщить большой материал, в том числе результаты собственных экспериментов в анатомическом театре и опытов на животных. Исследование позволило ему прийти к определенным выводам, вся важность которых стала понятной в последующем, с развитием хирургии поджелудочной железы в клинике. Интересно, что в это же время Мартынов предложил метод внебрюшинно-го дренирования кистозных полостей при кистах тела или хвоста поджелудочной железы.

Диссертация А.В.Мартынова -он защищал ее в 1897 г. - получила высокую оценку ученого совета медицинского факультета, а молодой врач стал доктором медицины. А еще через год он стал уже приват-доцентом госпитальной хирургической клиники Московского университета.

Полезной оказалась для Мартынова командировка в Германию (1900), во время которой он побывал в ведущих хирургических клиниках, возглавляемых Бергманом и Кенигом, Зоннен-бургом и Раухом, Микуличем и Вильдебрандтом. Знакомство с этими хирургами, с повседневной работой их хирургических клиник помогло молодому русскому врачу увидеть плюсы и минусы немецкой хирургии тех лет, определить достойное для применения в российских клиниках и больницах.

Со временем мастерство хирурга Мартынова росло, множилось число удачно проведенных им сложных операций, возрастал его авторитет как ученого. В 1904 г. он становится профессором кафедры хирургической патологии Харьковского университета и почти год работает там. Но и Московский университет не захотел лишаться перспективного 
профессора. В результате профессор Мартынов возвратился в Москву, возглавил и в течение нескольких лет успешно руководил одной из хирургических клиник университета. Наконец, в 1910 г. он встал во главе госпитальной хирургической клиники -одной из ведущих на медицинском факультете Московского университета: ей он руководил без малого четверть века, до последнего дня жизни.

Военно-медицинское дело

В годы Первой мировой войны профессор Мартынов, как и другие ведущие российские хирурги, много занимался военно-полевой хирургией. Он был консультантом-хирургом медицинской части Красного Креста сначала на Северо-Западном фронте, а позднее - на Юго-Западном фронте. Ему пришлось не только оперировать и заниматься другой обычной хирургической работой, но еще и организовывать летучие медицинские отряды, следить за выполнением ими главной задачи, заключающейся в возможном приближении надлежащей хирургической помощи к линии огня.

Вникнув в проблемы военно-медицинской службы, профессор Мартынов высказал несколько чрезвычайно здравых предложений об организации специализированной медицинской помощи раненым на фронте и в тылу. Так, он предложил создать сеть медицинских учреждений, в которых раненым могли бы оказывать, наряду с хирургической, еще и ортопедическую и неврологическую помощь: организация подобных учреждений (травматологических институтов) была признана весьма целесообразной, один такой институт был создан в Москве, а Мартынов стал там главным консультантом.

Он был далек от политики, хотя, если дело касалось вопросов, затрагивавших медицинскую этику, интересы больных и медицинского персонала, всегда высказывался ясно и недвусмысленно. Так, когда осенью 1917 г. началась забастовка «низших служителей» университетских клиник, Мартынов на заседании совета университета поддержал профессоров, которые выступали против «начавшегося похода на университет со стороны большевиков».

Авторитет Мартынова среди медицинской общественности, в особенности на медицинском факультете Московского университета, был непререкаемым. Об этом хорошо знала и новая власть. Характерный пример: когда в августе 1918 г. при образованном незадолго до того Нар-комздраве был создан ученый медицинский совет, членами его избрали пятерых профессоров медицинского факультета, в том числе Мартынова. А когда летом 1919 г. в университете были объявлены выборы нового руководства, деканом медицинского факультета был избран и в течение трех лет оставался профессор Мартынов: на этой должности он многое сделал для поддержки клиник и лабораторий, для проведения нормального, насколько позволяли непростые условия жизни, обучения студентов.

На научной стезе

Мартынов занимался целым рядом проблем быстро развивавшейся тогда хирургии. Одной из таких проблем было учение о грыжах. В то время существовали и применялись различные методы хирургического лечения этой патологии. Проанализировав клиническую практику, в том числе и собственную, он выступил за применение наиболее рациональных способов грыжесечения и пластики пахового канала. Предложенный им способ грыжесечения (способ Мартынова) предусматривал переход от мышечной пластики при операциях грыжесечения к апоневро-тической пластике (правда, первым предложил использовать апоневротическую пластику, но только при лечении послеоперационных грыж, И.П.Алексинский в 1903 г.). Мартынову принадлежат также описание грыжи пахового треугольника (1900) и способ пластики апоневроза при срединной травме живота (1926).

Существенный вклад внес Мартынов в развитие хирургии желчных путей. Первые операции на желчных путях он произвел еще в 90-х годах XIX века; делал он такие операции и в дальнейшем, применяя все виды использовавшихся тогда вмешательств. Он выдвинул и отстаивал положение о необходимости радикальной операции при холециститах - хо-лецистэктомии. При этом он предложил свой способ закрытия культи пузырного протока (способ Мартынова).

Одним из приоритетных направлений научной деятельности Мартынова была хирургическая эндокринология, прежде всего патология и хирургическое лечение заболеваний щитовидной железы. Он рассматривал базедову болезнь как заболевание всего организма, связанное с развитием своеобразного невроза и вовлечением в патологический процесс щитовидной железы. Клинический опыт позволил ему установить, что наиболее приемлемой при базедовой болезни является операция резекции щитовидной железы. Он предложил и использовал (1910) собственный метод резекции щитовидной железы (способ Микулича - Мартынова).

Параллельно с работой в хирургической клинике Мартынов в течение трех лет (1907-1910) заведовал по совместительству еще и андрологической клиникой: это положило начало его работам в области урологии. Под его руководством андрологичес-кая клиника активизировала лечебную и научную работу. Здесь профессор Мартынов произвел первое удаление предстательной железы, внедрил операции на почках, в том числе разработанную им новую методику операции при подковообразной почке (операция Мартынова), применял пересадку мочеточников в кишку, предложил способ нефропексии при нефроптозе (1903), в общем, превратил андрологическую клинику в урологическую. Урологией он продолжал заниматься и дальше.

В своей научной и практической деятельности профессор Мартынов придерживался наиболее прогрессивного направления - восстановительной и реконструктивной хирургии. Как установили А.Шабанов и И.Бого-рад, в одной из своих работ (1930) он утверждал, что «восстановление утраченного, созидание заново недостающего -это, может быть, наибольшее достижение хирургии». Жизнь, современный этап развития мировой хирургии подтвердили правоту и обоснованность мнения профессора Мартынова.

Признание медицинской общественности

Хирурги России хорошо знали и высоко ценили Мартынова. Не удивительно, что его постоянно избирали руководителем Общества русских хирургов в Москве и Русского хирургического общества. Он активно участвовал в работе ежегодно проводимых съездов российских хирургов, а на одном из них (XVII съезде, проходившем в 1925 г.) был избран председателем, что было высокой честью и означало признание его как одного из лидеров российской хирургии тех лет.

Российские врачи хорошо знали профессора Мартынова еще и как одного из основоположников и активных деятелей медицинской и хирургической печати в России. Он часто выступал в журнале «Хирургия», возглавил (вместе с И.П.Алексинским) вновь созданный журнал «Русское хирургическое обозрение», основал «Ежегодник Екатерининской больницы» и реферативный журнал «Ежегодник русской медицинской печати», редактировал журналы «Клиническая медицина», «Вестник хирургии и пограничных областей» и др.

Профессор А.В.Мартынов создал большую научную школу. В числе его учеников были известные хирурги В.Р.Брайцев и А.М.Заблудовский, М.Е.Егоров и И.Г.Руфанов, П.П.Ситковский и С.Д.Терновский, Р.М.Фронштейн и В.Р.Хесин, А.Н.Шабанов и Е.С.Шахбазян и др. «Прошли годы ученичества, и по разным местам нашей обширной родины разбросала нас судьба, - сказал на юбилее учителя доктор М.А.Нольде, один из его учеников. - Но в минуты сомнений и слабости, когда человек невольно ищет поддержки, перед нами всегда встает образ Алексея Васильевича. Вдумчивый, внимательный и всегда благожелательный, он не раз указывал нам верный путь в нашей жизни. Несчастны те люди, которые, приближаясь к пределу своей жизни, не могут вспомнить, если не счастливого, то светлого времени в своей жизни. Мы, ученики Алексея Васильевича, избежали этого несчастья. У всех нас есть светлый период в нашей жизни -период работы в его клинике».

Все его ученики достойно продолжали исследования по тем отраслям хирургии, изучению которых особое внимание уделял их учитель - замечательный российский хирург А.В.Мартынов.

                                                                                   *   *   *
...Более века назад, в 1900 г., молодой врач Мартынов выступил на заседании Общества русских врачей в Москве с речью, которую он назвал «Об ответственности в хирургии». Вот как, с присущей ему скромностью, закончил он свое выступление: «Наша хирургия еще только начинает развиваться. Мы, русские, еще мало создали своего. Среди хирургов всего света теряются имена наших более чем немногочисленных хирургов. И, однако, теперь же мы можем отметить разницу в направлениях хирургии. Пожелаем, чтобы это различие не уменьшалось, чтобы русские хирурги прежде всего видели больного, его нужды, его страдания и искренним желанием помочь страждущему стремились вперед, на поприще нашей науки и нашего искусства». В этих словах профессор Мартынов выразил свое кредо врача и хирурга.

Марк МИРСКИЙ, профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru