Вы здесь

Лучший друг или главный враг?

 Новый медицинский термин «кибернетическая лудомания» введен в медицинский обиход совсем недавно, хотя его смысл хорошо известен многим врачам. Так называется разновидность интернет-зависимости от компьютерных игр, которая кардинально меняет образ жизни человека и приводит к тяжелым последствиям. Известны многочисленные случаи, когда увлеченные дети и подростки начинали вести себя неадекватно, теряли ориентацию в пространстве и даже умирали от истощения.

Что нового в ящике Пандоры

Печальный рекорд пребывания в виртуальном пространстве поставил 28-летний кореец, который скончался в интернет-кафе после 50-часовой игры. Он практически не делал перерыва на сон и еду и только изредка отлучался в туалет. Причиной его смерти назвали остановку сердца, вызванную истощением. Кстати, статистика свидетельствует о том, что около 3% жителей Южной Кореи в возрасте до 40 лет считают себя «игрозависимыми».

Люди, подверженные этому заболеванию, входят в состояние продолжительного эмоционального стресса, который приводит к нарушению кровоснабжения головного мозга. При этом, несмотря на резкое ухудшение самочувствия, человек не в силах прекратить игру, исчерпывая в ней все имеющиеся у организма внутренние ресурсы. Мировая медицина пришла к заключению, что пристрастие к компьютерным играм является заболеванием, которое представляет серьезную угрозу для психического здоровья человека и создает непреодолимую психологическую зависимость, не менее тяжелую, чем от алкоголя или наркотиков. Такие люди не в состоянии самостоятельно победить болезнь, и им необходима квалифицированная медицинская помощь.
В связи с этим разработаны специальные программы семейной терапии для интернет-зависимых, возникли узкие направления специализации психотерапевтов и психиатров. Наиболее распространенной методикой, используемой в диагностике интернет-зависимостей, является тест с 15 симптомами, в который включены разнообразные вопросы. Они содержат информацию об эмоционально-психическом и физическом состоянии человека, начиная с того, насколько неодолимой является тяга к компьютеру, и заканчивая тем, насколько честно пациент отвечает на вопрос о времени, проведенном в сети, о болях в спине и прибавке в весе.

Особую опасность представляет неумеренное увлечение компьютерными играми для неустойчивой детской и подростковой психики. Установлено, что реакция мозга на сцены жестокости и насилия у тех, кто увлекается агрессивными играми, понижена. Однако не все психологи разделяют озабоченность тех, кто считает интернет-зависимость, и в том числе игроманию, серьезной проблемой личности и общества. Для них важен другой аспект - если увлечение компьютером не влечет потерю работы, проблемы в семье, замкнутость, тревожность, тягу к алкоголю и наркотикам, оно является неопасным.

В поисках позитива

На противоположном полюсе от тех, кто считает компьютерные игры дорогой к психическим расстройствам, находятся специалисты, которые уверены в том, что они имеют огромный лечебный потенциал. Установлен приз в 30 тыс. долл. для разработчиков лучших компьютерных игр, способных решить конкретные вопросы здравоохранения и медицины. Именно игры должны стать принципиально новым методом борьбы с болезнями, контролировать, корректировать и обучать больных людей. В этой области уже накоплен значительный опыт.

Так, в результате работы большого коллектива добровольцев - программистов, компьютерных графиков, аниматоров, онкологов и психологов на рынок выпущена особая видеоигра. Она предназначена для онкологических больных, в первую очередь для детей. Игра похожа на обычную «стрелялку», только врагом, которого надо победить, здесь выступает не вышедший из повиновения робот, не инопланетянин, не земной мафиози, а тяжкий недуг.

В ходе игры можно победить болезнь и избавиться от ее последствий. Главный герой и защитник -храбрый нано-робот Рокси, который перемещается по организму и ведет жестокую борьбу с раковыми клетками. Целью игры становится не просто отвлечь ребенка или взрослого от тяжелой болезни, но и оказать им психологическую помощь, показав позитивное развитие ситуации, в игровой форме продемонстрировать эффективность помощи и важность личной воли в победе над болезнью. На сегодняшний день распространено более 76 тыс. копий этой игры. Предложен и оригинальный способ лечения амблиопии с помощью компьютерных игр. Лечебный эффект от подобной игры наступает уже после одного часа тренировок, однако, поскольку механизм действия виртуальной реальности на неврологическом уровне еще не изучен до конца, ученые используют эту методику достаточно осторожно и продолжают дальнейшие исследования.

Саморегуляция и тренинг

Лечебно-оздоровительные игры применяются как немедикаментозный метод лечения, чтобы научить человека регулировать вегетативные функции - частоту сердечных сокращений, артериальное давление и другие в ходе легкой компьютерной игры. Подобный тренинг учит человека саморегуляции и расслаблению, помогает в профилактике и лечении гипертонии, неврозов, язвенной болезни и ишемической болезни сердца. Индивидуальные программы антистрессовых компьютерных игр вырабатывают навык саморегуляции в стрессовых ситуациях, который приобретается в процессе игры и используется в жизненных стрессовых ситуациях.

Для детишек с различными психопатологиями, трудностями в общении и обучении создана специальная игра, которая контролирует их внимание, развивает усидчивость и способность сосредоточиться. На руку ребенку надевают датчик, который измеряет пульс. Главная особенность игры состоит в том, что она ориентирована на успех, и чем спокойнее становится пульс ребенка, тем больше приятных сюрпризов он получает, на мониторе появляются новые скоростные машинки и радостные картинки. Постепенно ребенок понимает, что когда он нервничает, его успехи меньше, и начинает самостоятельно корректировать свое состояние. Такие игры позволяют значительно ускорить лечение и эффективно влиять на некоторые виды психической патологии, облегчить больным детям процесс обучения в школе и улучшить их социальную адаптацию. Лечение компьютерными играми требует индивидуального подхода и проводится для каждого конкретного случая особыми «дозами» - от 20 до 40 и более игр до получения позитивного результата.

Для помощи в лечении разного рода психических отклонений у взрослых создан новый универсальный инструмент. Он стал результатом «скрещивания» компьютерной игры и лечебной системы, основанной на эффекте биологической обратной связи (БОС). Эти системы используются уже несколько десятилетий и основаны на активном участии пациента в процессе лечения. Наблюдая за характеристиками какой-либо функции организма на приборах, пациент старается изменять их в сторону улучшения. Например, следя за своей энцефалограммой, пытается исправить ее. Если отклонение мозговой активности игрока превысит определенный, заранее установленный предел, на джойстик посылается сигнал помехи, который затрудняет игру и сигналит о необходимости корректировки поведения. Медики утверждают, что эта методика чрезвычайно эффективна при лечении так называемого иракского синдрома, она постоянно совершенствуется, и на ее развитие направлено 4 млн долл.

Игрушки не только для детей

Одним из наиболее перспективных направлений применения компьютерных игр является их использование для тренировки умственных способностей и противостояния процессам старения мозга. Самой передовой страной в этой области на сегодняшний день является Япония.

Компьютерные игры для людей пожилого возраста в Японии стали «хитом» последних лет. Разработчики придумывают всё новые и новые разновидности их, которые предназначены для того, чтобы держать мозг в тонусе, сохранять жизненную активность и ясность ума. Тиражи подобных игр в Японии давно превысили миллионную отметку, и сейчас они выходят на европейские рынки. Во многих японских городах открываются специальные классы для обучения основам работы с компьютером людей преклонного возраста.

Очевидно, что интеллектуальные игры для пожилых людей имеют большие перспективы. Главное в этом направлении терапии - определить оптимальные дозы нагрузок, поскольку негативные стороны увлечения стали известны задолго до того, как были созданы и опробованы терапевтические игры. Как бы ни изменялись и улучшались методы диагностики и лечения, для медиков по-прежнему остается неизменным принцип «не навреди».

Ирина ВИНОКУРОВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru