Вы здесь

Листы скорби и достоинства

Этот кирпичный дом в районе Таганки имеет давнюю, дореволюционную биографию. В середине 90-х прошлого века здесь произошла жуткая и даже мистическая история. Хозяин творческой мастерской известный скульптор, имевший при советской власти высокие звания и должности, в перестройку оказался не удел, спился, остался один и в 1994 г. замерз в снегу у родного порога. Похоронили. От скульптора остались многочисленные бюсты Ленина (иные громадных размеров), они, некогда служившие источником хорошего заработка, оказались никому не нужны. В громадном подвале мешки с цементом и гипсом превратились в непробиваемый монолит... Старинный дом выглядел заброшенной свалкой. В таком состоянии его согласился принять Геннадий Добров, некогда учившийся вместе с погибшим скульптором.

У Доброва была своя мастерская в Столешниковом переулке, почти напротив дома, где жил известный писатель Владимир Гиляровский. Но старую многоэтажку решили снести. Так Геннадий и его супруга Людмила оказались на Таганке, где я их наконец посетил после многолетних обещаний.

Мастерская-дом за 15 с лишним лет его обихаживания представляет собой совершенно неповторимый богемный уголок -творческое пристанище с антикварным лицом, со множеством дверей, комнат, уголков, чуланов, с неповторимым двориком, собакой и кошками, деревянными тотемами, бюстами и скульптурами...

Иным покажется, что эта семейная пара отмечена достатком. Отнюдь. Чтобы покрывать все жилищно-коммунальные расходы, они сдают квартиру. Зимой особняк никак не отапливается, и его обитатели живут внутри утепленного большого короба в углу большой комнаты... Зато есть свет, вода и две скромные пенсии.

Читатель спросит: а причем здесь медицина и «Медицинская газета»? Отношение к нам Геннадий Михайлович имеет очень тесное. Ну, во-первых, он только в течение двух лет (2004-2006) пять раз крупно публиковался в «МГ». Темой его графики стали сюжеты из жизни пациентов психиатрических больниц России, начиная с Магадана и кончая городом Камышином на Волгоградчине. Так, вслед за иллюстрациями и текстами в профессиональном
врачебном издании родилась книга-альбом «Душевнобольные России». Во-вторых, сам он, уже имея за плечами среднюю художественную школу и Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, работал санитаром в больнице, создал галерею портретов инвалидов войны на острове Валаам. А посещения бывших концлагерей в Чехословакии, Польше и Германии вылились в серию рисунков «Реквием». Бывал в Афганистане, Грозном, в известной 124-й лаборатории Ростова-на-Дону.

На протяжении 6 лет Добров ездил по российским домам престарелых, разыскивая одиноких и брошенных инвалидов войны - позже эта серия из 60 портретов получила название «Автографы войны». Они хранятся (но почему-то не выставляются) в фондах музея на Поклонной горе.

На пути его маршрутов были остановки в известных монастырях России. Так, в Свято-Геннадиевской обители Ярославской области Геннадий Михайлович работал над серией «Покаяние». Была поездка и в разрушенный Цхинвали. Работы Доброва выставлялись в Центральном доме художников, Манеже, штаб-квартире ООН, в штате Массачусетс. Он участник почти 70 художественных выставок. Работы хранятся и за рубежом, в Берлинском музее капитуляции. Вот только два из многочисленных отзывов о его творчестве, опубликованных в газетах «Известия» и «Советская культура». Чингиз Айтматов: «Мне принесли репродукции работ Геннадия Доброва... Я буквально заболел, я всю ночь не спал. Я бы разослал эти репродукции по свету...» (1987 г.) Академик Дмитрий Лихачёв: «Ищут нетронутые уголки Земли жалостливые живописцы... Не ведая сострадания, оберегая собственные чувства, они обходят стороной трагедии и страдания людей. Исключений немного, скажем, творческий подвиг художника Геннадия Доброва» (1989 г.). Художника привлекал в этой тематике еще и великий стоицизм людей, жестоко покалеченных судьбой. Он сказал:

- Они никого ни в чем не обвиняли, они оставались героями до конца. В их чертах я видел отсветы оптимизма, потому что любая жизнь при здравом уме самодостаточна и прекрасна. Но не надо впадать, как выразился Достоевский, «в голубиное незлобие» и юродивую радужность, многие персонажи моих рисунков устают сопротивляться своим бедам, потерям близких, стрессам, безысходности. Я хочу привлечь внимание к этим несчастным всего общества, к сожалению, по большей своей части беззаботного, легкомысленного и потому невероятно жестокосердного.

...В день посещения мастерской на Таганке я высказал мысль, что надо иметь крепкую психику, чтобы видеть и запечатлевать такие страдания и людские трагедии. А Геннадий Михайлович, которому 73 года, неважно себя чувствует, в конце беседы даже прилег. Счастье, что рядом с ним в качестве ангела-хранителя уже на протяжении почти 40 лет находится Людмила Васильевна, личность ко всему литературно одаренная.

Добров мне сказал:
- После Афганистана у меня начало гаснуть зрение, потом сильно обострился диабет, болят ноги...

Каждый из нас увлеченно принялся делиться своими методами лечения, вышла очень живая и заинтересованная беседа.

...В 1996 г. Доброву присвоено звание «Заслуженный художник РФ», а недавно Президент РФ подписал Указ о присвоении Г.М.Доброву почетного звания «Народный художник РФ». В среде 
российских художников сейчас это происходит очень и очень редко.

Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru