Вы здесь

А как там глас народа?

Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного группой «Циркон». Эксперты обнародовали эти данные на «круглом столе», состоявшемся недавно в Москве.

Исследование было проведено в конце 2011 г., его целевая аудитория включала представителей пациентских организаций и население (работающие граждане, неработающие пенсионеры и потребители лекарств, входящие в льготные категории) из Москвы, Калуги и ряда других крупных городов России.

– Мы хотели выяснить, какие аргументы приводятся различными фокус-группами, получить возможный спектр оценок восприятия идеи лекарственного возмещения, – отметила, представляя результаты исследования, Людмила Шубина, заместитель руководителя исследовательской группы «Циркон».

Как показало исследование, среди населения сохраняется негативное отношение к любым реформам, осуществляемым в социальной сфере. Так, большинство респондентов считают, что программа может быть успешно реализована только при создании максимально понятного, простого и дифференцированного механизма возмещения. По словам Л.Шубиной, люди опасаются, что ее внедрение на практике будет чрезмерно бюрократизированным и неудобным. Основные страхи связаны с тем, что врачи будут выписывать более дешевые и неэффективные лекарства, появятся очереди в поликлиниках и аптеках, а страховым компаниям будет невыгодно возмещать стоимость дорогих ЛС.

По мнению участников исследования, будущий механизм реализации программы должен быть дифференцированным, учитывающим следующие критерии: степень социальной защищенности, уровень доходов, степень и сложность заболевания. Один из вариантов такого подхода – пациентам с хроническими и тяжелыми заболеваниями необходимо возмещать стоимость лекарственных препаратов в полном или большем объеме, чем всем остальным гражданам.

При этом идея дополнения государственной программы лекарственного возмещения индивидуальными взносами позитивно оценивается респондентами только в добровольном варианте. Введение механизма обязательного софинансирования воспринимается участниками опроса как стремление государства в очередной раз решить свои проблемы за счет населения, даже если объем индивидуального вклада будет небольшим (до 1 тыс. руб.).

Многие из респондентов знают, что подобная практика существует за рубежом, но считают, что в России данная программа работать не будет. По их мнению, это связано с несовершенством отечественного здравоохранения, недостатком специалистов, низкой квалификацией врачей.

– Понятно, что преодолеть недоверие граждан к государственным органам, финансовым институтам, социальным реформам, системе здравоохранения, врачам и т.д. – задача иного порядка и отдаленной перспективы. Но влияние фактора недоверия, безусловно, будет сказываться на восприятии программы лекарственного возмещения, – подвела итог своему выступлению Л.Шубина.

По мнению Владимира Шипкова, исполнительного директора AIPM, данное исследование побуждает к проведению более глубокого и детального анализа вопросов, связанных с разработкой программы лекарственного возмещения, как экспертным сообществом, так и органами власти:

– Предыдущий опыт реализации социальных инициатив свидетельствует, что чем проще модель программы, тем лучше она воспринимается населением и реализуется на практике. Сегодня государство имеет уникальную возможность возродить утраченное доверие населения, при условии, если создаст систему, которая будет работать и приносить реальные результаты, – подчеркнул В.Шипков.

По мнению участников «круглого стола», проблемы нужно решать комплексно, а новые механизмы, в том числе и такие, как лекарственное возмещение, должны проходить публичное обсуждение.

В настоящее время только 3,5% населения России (около 5 млн человек) получает бесплатную лекарственную помощь в рамках программы ОНЛС. Между тем около 1 млн человек в нашей стране ежегодно умирает от заболеваний сердечно-сосудистой системы, из них 20% – люди трудоспособного возраста. Эти больные также нуждаются в бесплатных лекарствах. Другой важный приоритет – дети и подростки: «Государство на бесплатные ЛС выделяет 100 млрд руб. в год. Но для того, чтобы обеспечить эти две категории больных лекарствами хотя бы с 50%-ным возмещением, необходимо порядка 200 млрд руб.».

Прежде чем вводить систему лекарственного возмещения в стране, необходимо проработать механизмы на пилотных проектах в ряде регионов. Причем в качестве сравнения надо взять «богатый» и «не очень богатый» регион. Например, Москву и Липецк, и посмотреть, как программа будет работать на деле.

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», напомнила, что в 1995-1997 гг. в Москве был реализован пилотный проект по лекарственному страхованию, аналогичные модели также проходили обкатку в некоторых других субъектах РФ.

– Лекарственное возмещение нужно внедрять через действующие механизмы обязательного медицинского страхования, сегодня для этого имеются все необходимые законодательные инструменты, – подчеркнула Л.Попович.

Если обратится к зарубежной практике, то основной тенденцией является переход от модели сопровождения болезни к модели поддержания здоровья.

– Врачам хорошо известно, что максимального эффекта от лекарственной терапии можно добиться только в дебюте заболевания, – сказала Л.Попович. – Однако наши сограждане именно на этом этапе вынуждены за лекарства платить. Это абсурдная, перевернутая с ног на голову система медицинской помощи.

По ее мнению, необходимость внедрения программы лекарственного возмещения очевидна, но для этого нужна политическая воля.

Эксперты сошлись во мнении, что при существующем уровне доходов граждане сегодня не в состоянии приобретать необходимые им медикаменты в полном объеме. По некоторым данным, более 40% людей отказываются от лечения именно из-за недостатка средств. По оценке Давида Мелик-Гусейнова, члена экспертного совета ФАС по здравоохранению, реформы в данной сфере, которые «вынашиваются» уже 20 лет, так и не реализованы на практике:

– Растет финансирование здравоохранения, мы вбухиваем деньги, но даже элементарно не считаем, в виде чего они должны вернуться. Необходимо быть реалистами: в одночасье эту систему изменить невозможно.

Еще один «бич» современного российского общества – коррупция. В своем выступлении Д.Мелик-Гусейнов привел данные ВОЗ. Согласно отчету этой международной организации, опубликованному в 2010 г., в развивающихся странах, включая Россию, до 80% средств, выделяемых из бюджета на здравоохранение, в том числе на закупку ЛС в рамках социальных программ, расходуются нецелевым образом.

По мнению эксперта, передача полномочий по обеспечению населения дорогостоящими лекарственными средствами в регионы (согласно новому закону «Об основах охраны здоровья граждан», который вступил в силу с 01.01.2012) не решит проблемы.

– Сегодня пациентские организации завалены письмами от больных, которые не получают эти лекарства. Они выигрывают суды, но всё равно остаются без лекарств – в регионах нет денег, – сказал Д.Мелик-Гусейнов.

Не только в России, но и в странах с развитой экономикой средств на здравоохранение не хватает. Изыскиваются пути, чтобы минимизировать эти расходы, привлекаются дополнительные финансовые источники. По мнению эксперта, категорической мерой, которая назрела не вчера, является увеличение акцизов на алкоголь и табак. Эти средства можно потратить, в том числе и на реализацию программы лекарственного возмещения. По подсчетам экономистов, увеличение только на 30% акцизов на эту продукцию позволит сэкономить государству порядка 1 трлн руб.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru