Вы здесь

Вернём уважение нашему делу!

«Изжить въевшиеся привычки, сложившийся стереотип поведения медицинских работников мы должны все вместе. Восстановление этических норм потребует постоянной серьёзной работы, в том числе ужесточения государственного и ведомственного контроля и надзора».

(Из доклада главы Минздрава России В.Скворцовой на расширенном заседании коллегии министерства об итогах деятельности в 2012 г. и задачах на 2013 г.).


Поговори со мною, доктор…
Тема медицинской этики и деонтологии в конце нынешней весны не только прозвучала на итоговой коллегии Минздрава России, но и стала предметом острой дискуссии участников целого ряда мероприятий федерального уровня. Прошли всероссийские научно-практические конференции «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» и «Научно-организационные аспекты прогнозирования, планирования и сохранения кадров в здравоохранении РФ», слушания в Общественной палате РФ по проекту кодекса профессиональной этики медицинских работников. Готовится единый учебник по медицинской этике для вузов...

Такое внимание закономерно. Ведь, как точно подметила Вероника Скворцова, «этика и деонтология являются основой медицинской деятельности. На взаимоотношениях медицинских работников внутри профессионального сообщества, медицинских работников и пациентов, медицинских работников и общества строится вся система здравоохранения».

Сегодня эти взаимоотношения у нас во многом девальвированы.

«Неумение или нежелание лечащего врача своевременно «поговорить по душам» с больным, неспособность системы «признавать свои ошибки» оставляет у пациентов чувство обиды», – говорит президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. По его словам, с жалобами на медиков в эту общественную организацию обращаются не потому, что не помогло лечение или кто-то скончался, а потому, что врачи пренебрегают нормами этики. «90% всех конфликтов в здравоохранении возникают из-за нежелания или неумения врача разговаривать с пациентами, нежелания врача и системы признавать свои ошибки», – утверждает А.Саверский.

«Многие врачи не умеют у нас разговаривать с больным. Бывает, что врач знающий, а общаться с пациентом совершенно не умеет», – не отрицает президент Национальной медицинской палаты профессор Леонид Рошаль.

«Во многих случаях отношения пациента и врача сводятся к минимуму, – согласен и директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Игорь Маев. – Определяющим стал прибор, а личность больного зачастую отходит на второй план. Мы всё чаще слышим критику, связанную с вопросами этики, падением престижа медицинской профессии. Поэтому проблемы нравственности и деонтологии приобретают особое значение».

Как известно, при Минздраве России создан совет общественных организаций по защите прав пациентов, расширяется взаимодействие министерства с общественными и благотворительными организациями. Работает, наконец, Совет по этике, возглавляемый директором НИИ пульмонологии ФМБА России академиком РАМН Александром Чучалиным.

Для врача или для медработника?
Престиж медицинской профессии в наши дни резко упал, облик медработника приобрёл даже гротескные черты, утверждают эксперты. С «помощью» СМИ он подаётся пациентам как алчный, глумливый и невежественный. Надо менять ситуацию, поднимая нравственный уровень врача, фельдшера и акушерки, медсестры и лаборанта, чётко следуя нормам профессиональной этики.

Исходя из этого, I Национальный съезд врачей, на который съехалось 5697 делегатов из 83 регионов страны, принял 5 октября 2012 г. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации. Проект его разработала экспертная группа Национальной медицинской палаты. Остаются, разумеется, в силе и аналогичные документы профессиональных сообществ – Кодекс православного врача, Кодекс специалистов стоматологического профиля, Кодекс профессиональной этики акушерок РФ и др. Да и Клятву Гиппократа никто не отменял…

Казалось бы, чего больше? Следуй их постулатам и канонам. Тем более что, как считает инициатор принятого на прошлогоднем съезде врачей кодекса Л.Рошаль, «это не «священная корова», то есть он открыт для критики и правки. Но Леонид Михайлович идёт дальше: «Сегодня встаёт вопрос о том, что мы должны иметь не только кодекс врача, но и кодекс медсестры. Поэтому сейчас мы стоим на пороге создания кодекса профессиональной этики медработника».

Действительно, такого, единого для всех медиков, кодекса, который включал бы морально-этические принципы и нормы поведения, у нас нет. Но нужен ли он, единый? Тот же А.Чучалин, поддерживая предложение доработать свод-кодекс этических норм, считает, что основным должен стать кодекс профессиональной деятельности врача РФ, а вторым документом – этический свод медицинских работников (медсестёр, медтехников и др.).

С младых ногтей
«Уважительному отношению к личности и достоинству человека нельзя научить, – справедливо говорится в приветствии В.Скворцовой участникам одной из указанных выше конференций. – Оно воспитывается с детства и является основным моральным принципом медицинской деятельности».

«Врача мало научить. Его нужно воспитывать», – согласен ректор Казанского ГМУ профессор Алексей Созинов. Потому, полагает он, особое значение наряду с моральным воспитанием медработника приобретает привитие навыков осмысленного позитивного взаимодействия в любых ситуациях профессиональной жизни, базирующееся на принципах взаимоуважения, принятия, беспристрастности и непредвзятости.

46 вузов Минздрава выпускают 32 тыс. врачей и фармацевтов в год, интернов и ординаторов – 22 тыс. Специалистов со средним медицинским образованием мы готовим около 63 тыс. в год (хотя уже к окончанию первого года работы в здравоохранении и фармации остаются 20% из них). Всего на 1 января 2013 г. в медицинских организациях страны трудились 2 млн 162 тыс. медработников.

На всех них и ориентирован проект будущего Кодекса профессиональной этики медицинских работников России. Кроме того, должна быть «сквозная программа образования по вопросам этики в рамках доди-пломного и последипломного образования», убеждён А.Чучалин. По его мнению, они должны входить в перечень экзаменационных вопросов.

И.Маев, в свою очередь, обращает внимание на подготовку профессионалов-специалистов с учётом высокотехнологичных аспектов современной медицины. «В этой связи вопросы медицинской этики и деонтологии приобретают сегодня новое и принципиально важное значение», – полагает он. Включить в проект кодекса «рекомендации по применению новых биомедицинских технологий, которые в нём отсутствуют», считает обязательным и заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова Ирина Силуянова.

Как сообщил на конференции заместитель министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян, количество часов преподавания медицинской этики в вузах и колледжах планируется увеличить, а заодно и заложить единую методическую основу этой дисциплины. «Стремительный технологический прогресс в здравоохранении делает ещё более актуальными этические основы нашей специальности. В течение следующего учебного года нам предстоит провести подготовительную работу, с тем чтобы с 2014 г. преподавание медицинской этики было введено повсеместно, во всех вузах», – сказал он.

Обязателен для всех?
Должен ли кодекс быть обязательным для всех врачей? Л.Рошаль убеждён, что этот свод правил должен носить именно такой характер.

«У нас в законе нет механизма, который бы делал подобный документ обязательным к исполнению, – обратил внимание на слушаниях в Общественной палате заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Дорофеев. – Поэтому кто-то будет ему следовать, а кто-то нет. Единственный путь воздействия в данном случае – контроль, но тут возникает другой вопрос: кто возьмёт на себя роль контролирующего органа? Им не может быть министерство или его структуры, иначе это будет не этический кодекс, а законодательный акт».

«Чтобы обеспечить исполнение принципов, заложенных в кодексе, необходимо подготовить законопроект, который бы легализовал создание этических комитетов при лечебных учреждениях, – не сомневается И.Силуянова. – Они помогут и главным врачам управлять профессиональным коллективом, и в то же время будут направлять разрешение конфликтов и разбирательств по исполнению медработниками кодекса».

А главный врач городской поликлиники № 220 Департамента здравоохранения Москвы Вера Шастина вообще считает, что свой кодекс должен действовать в каждой медицинской организации. «Чтобы вновь пришедшие врачи и сёстры понимали: они работают в организации со своими правилами и устоями. Морально-этические принципы должны воспитываться коллективом», – заявила она на слушаниях в ОП.
 
«Наша основная задача – вернуть уважение к специальности, – разделяет озабоченность медицинского сообщества помощник главы Минздрава России Ирина Андреева. – Нужно принять нормы, чтобы каждая медицинская организация смогла сформировать на основе кодекса морально-психологический климат в своём коллективе и установить отношения между всеми участники медицинского процесса».

Под контроль медицинского сообщества
Анализ лучшей практики применения кодексов профессиональной этики показывает, что формирование и исполнение норм и правил поведения представителями профессии, которые дополняют требования, установленные законодательством, наиболее эффективно работают в профессиональных общественных организациях – к такому выводу пришли участники слушаний в Общественной палате РФ. Как заявил С.Дорофеев, лучшим выходом из ситуации будет введение в отрасли саморегулирования. В таком случае, полагает он, само врачебное сообщество будет выступать гарантом исполнения этических норм. Но при одном условии: членство в профессиональной организации должно стать для медиков обязательным.

В нашей стране – более 150 общественных организаций, союзов и ассоциаций, объединяющих врачей, а также специалистов со средним медицинским образованием. Роль таких профессиональных объединений в этике и деонтологии огромна. За рубежом министерства здравоохранения не занимаются стандартами и протоколами терапии. Это и ещё многое другое (например, повышение квалификации врачей, взаимоотношения с пациентами, работа со страховыми компаниями) передано профессиональным ассоциациям, и они несут ответственность за качественную медицинскую помощь.

К тому же моральная ответственность – это, так сказать, не административная единица измерения, а форма деятельности совести человека, включающая анализ собственного поведения человека (поступков, чувств, отношений и т.д.) и соотнесение его с этически должным. Применительно к медицинской деятельности – с эталоном (читай, кодексом), задающим требования профессиональной этики и деонтологии.

Да не всё так плохо с престижем медиков, уверяют противники «рамочной этики». О непрестижности профессии часто говорят, дескать, сами медработники, имея в виду низкие зарплаты и социальную незащищённость. А у обывателей врач – по-прежнему престижная и уважаемая профессия, что подтверждает и высокий конкурс в медвузы, фельдшер на селе как был, так и остаётся одним из самых уважаемых людей. И подкрепляют свои доводы данными ВЦИОМ: при проблемах со здоровьем большая часть населения – 62% – идёт за помощью именно к медику.

Но ведь треть-то населения (!) страны боится идти к врачам. Занимается самолечением, обращается к разного рода целителям, знахарям и колдунам, а то и вовсе махнёт рукой на своё здоровье…

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru