Вы здесь

Сергей НИКОНЕНКО: Мой герой - добрый человек

Народного артиста РФ Сергея Никоненко знают не только стар и млад, но и люди самых разных вкусов и профессий. Кто-то любит созданный им образ Есенина из фильма «Пой песню, поэт!», кто-то - пионервожатого Петю из «Звонят, откройте дверь!» кто-то - Колобка из «Каменской». Но найти человека, которому бы что-то не нравилось в этом актере, практически невозможно. Он кажется удивительно понятным и настоящим. Зрители убеждены, что сыгранных им персонажей они видели в жизни не раз.

Разговор с Сергеем Никоненко подтвердил: он действительно простой и искренний человек. И при этом - прекрасный актер...

- Сергей Петрович, при нашем знакомстве вы обмолвились, что в юности имели отношение к «Медицинской газете»...


- Да, приходилось ее разносить по подписчикам...

Моя трудовая жизнь началась с того, что я, учась в школе рабочей молодежи (ШРМ), работал кондуктором автобуса. Потом пошел разносить утреннюю почту, и мне достался самый громадный участок. От Суворовского бульвара (который теперь Никитский) к Музею Востока, дальше шел громадный дом № 12, затем - до кинотеатра «Художественный», шашлычной и заканчивался он магазином «Меха». Туда я бросал последнюю газету. У меня всегда была полная сумка разных газет, в том числе и вашей.

- И это - единственная встреча с медициной в вашей жизни?

- Мой отец, Пётр Никанорович, был стеклодув, до и после войны работал в горячем цехе Московского электролампового завода. Но поскольку он был большой любитель охоты и прекрасный стрелок, стендовый, он затем стал руководить охото-рыболовной секцией спортобщества «Динамо».

Так вот, он мне завещал, и я пока этого придерживаюсь (хотя мне без 2 лет уже 70!): «Сережа, врачей избегай, найдут чего-нибудь - и залечат. Существует, говорил он, только две болезни - простуда и отравление. И от каждой есть проверенное народное средство».

Вот так он, несмотря на трудности, будучи раненым и в Гражданскую, и в Великую Отечественную, все-таки 80 лет прожил! Может быть, потому, что ходил на охоту, много двигался, дышал чистым воздухом.

Хотя, кто понимает, - непросто быть 16 лет председателем охото-рыболовной секции.

Всегда был воздержан. Был высокого роста, ширококостный, жилистый, худой. А мама, Нина Михайловна, была маленькая, но - мотор в семье. Семью вела, конечно, она. Я, отец, брат - надо было троих мужиков обстирать, накормить. У нее была легкая рука: что ни посадит -растет, что ни приготовит - по-моему, вкуснее я ничего не ел. Делала всё быстро, ловко, всё горело в руках. Все говорят, что я похож на маму, чему я очень рад. Хотя отца любил бесконечно - за его спокойствие, уверенность, основательность. У него отсутствовало понятие суеты жизни.

- Мне кажется, вы и от отцовского характера многое взяли. Насколько я знаю, вы выбрали профессию актера, можно сказать, еще в детстве. Чем это было вызвано?

- С профессией повезло, я ее действительно рано выбрал, в 13 лет. В 1954 г. в пионерском лагере отмечали 50-летие со дня кончины Антона Павловича Чехова и решили поставить одноактную пьесу «Юбилей», где мне досталась роль старика Хирина. Несмотря на то что я всегда выглядел моложе своих лет, сыграл так, что на линейке мне дали громадный торт, на котором громадными же буквами кремом было написано: «Лучшему артисту лагеря». И судьба моя была решена!

А в драмкружок пошел, потому что моя знакомая девочка занималась в Московском городском доме пионеров в студии художественного слова. Ей было 10 лет, училась она в другой школе, а у меня чувства к ней проснулись, мне ее надо было видеть. Так что записался в этот кружок, а потом поступил в театр-студию Дома пионеров. В результате успеваемость в школе резко упала - до такой степени, что в 8-м классе учился 2 года! Но родители отчасти даже радовались, поскольку таким образом я оказался оторван от улицы, перестал пропадать. А то уже и в милицию попадал до 13 лет, был сорванец, оторва.

Заканчивал 10-й класс уже в ШРМ. И летом, ровно 50 лет назад, поступал во все театральные вузы - их 4 в Москве, и ни в один меня не приняли. Остался не самый желаемый (желаемый был - «Щука», 5 минут ходьбы от дому) - ВГИК. Туда надо было ехать на троллейбусе с Арбата час, что по тем временам казалось очень долго. Вот туда и поступил. На 2-м туре стало понятно, что мастерскую набирает Сергей Герасимов. И когда я проучился у него 2-3 месяца, понял, что я должен быть признателен и благодарен тем вузам, которые меня не взяли. Сразу понравилась атмосфера - творческая, доброжелательная.

Этот курс называли «4 Наташи»: Аринбасарова, Белохвостикова, Бондарчук, Гвоздикова. Мастера, чтоб не путать, всем курсам давали названия: «Молодогвардейцы», «Рыбников - Бондарчук», «Гурченко - Кириенко», «Никоненко - Губенко» и так далее.

- Судя по вашей фильмографии, творческая жизнь складывалась более чем успешно. А несыгранные роли остались? Говорят, каждый актер мечтает сыграть Гамлета, каждая актриса - Джульетту.

- Востребован был всегда, слава богу. Конечно, некоторые огорчения были, что утвердили не меня, а другого артиста. Но я знал: будут и другие роли. Вот о чем действительно жалею - что не сыграл Хлестакова. Всё время видел, что не так его играют! Для меня ключевым было отчаяние Городничего: «Фитюльку за важного человека принял!» Где же эта фитюлька?! А вот ее-то я и мог сыграть.

В знаменитом фильме 50-х очень хорош Толубеев - Городничий, великолепны и Яншин, и Гарин. А вот фитюльки (Олег Горбачёв слишком для этой роли внушительный!), которую они сами придумали, там не оказалось!

Впрочем, фраза «Не по чину берешь!» (как и весь Гоголь в целом) - настолько актуальна! Отказаться от дармовых денег, которые тебе сами приносят и кладут в карман, не каждый может. Наше общество еще не выработало столько презрения к этому металлу, к недобросовестности, непорядочности.

А Гамлета я, кстати, сыграл! В студенческом спектакле.

- Думается, нельзя говорить о вашей творческой востребованности в прошедшем времени. Вы ведь и сейчас участвуете в новых проектах?

- В конце года я снялся в картине «Черта с два!», где мне предложили сыграть роль Пахана. Неожиданно, но это было вдвойне интересно. Тем более, показалось, что я такого человека видел и знал.

Продолжается работа над фильмом «Аннушка». Это мелодрама, история двух женщин - матери (в первой серии) и в течение 15 серий - дочери. Я играю одного из ее знакомых, просто доброго человека, который ей помогает в довольно трудной жизни. Главную роль исполняет Мария Буравлёва. Хотелось бы, чтобы у нее успешно сложилась творческая судьба.

Пригласил также на одну из главных ролей Лёшу Корякова - с ним познакомился у Станислава Говорухина, который снял Лёшу в фильме «Пассажирка».

Удивительное совпадение: это моя 16-я картина как режиссера, и состоит она из 16 серий.

И еще недавно в одной итальянской картине сыграл «предварительно юбилейную» -190-ю роль в кино! Это роль русского профессора, который приезжает в Италию читать лекции о Чехове.

- Когда вы начали их считать?

- Как-то сын, будучи подростком, спросил, сколько у меня фильмов. Я и предложил: давай считать. Причем убил двух зайцев сразу: он записывал под диктовку. А я ошибки проверял. С тех пор и считаем.

- Вы сказали очень важную фразу: «Мой герой - добрый человек». Большинство созданных вами образов именно такие. Вы наделяете их своими чертами или они на вас влияют?

- Я стараюсь у каждого человека что-то почерпнуть, если он мне интересен. Специально, конечно, это не запоминаю, всё само в память откладывается. А потом в нужный момент всплывет. Иногда через колоссальное количество времени. Это входит в природу актерских способностей.

Образ складывается из эмоциональной памяти, из того, что ты фиксируешь. И конечно, из твоего отношения к этому персонажу.

- Известно, что вы были очень дружны с Александром Абдуловым, работали с Олегом Янковским. Их уход стал для всех настоящим потрясением...

- Не представляю, как Ленком переживет эти потери...

С Александром Гавриловичем я дружил, мы жили по соседству в Москве, и настолько мне было приятно это общение, что даже дом себе построил рядом с его домом на Валдае. Что я скажу: жил он, наверное, неправильно, азартно осуществляя все свои фантазии - такие мальчишеские, в дым, куда заведет. Если бы он жил правильно, он бы прожил, наверное, дольше. Но это была необыкновенно интересная, яркая жизнь!

Когда узнал о смерти Олега Ивановича - руки затряслись. Тоже еще не возраст... К сожалению, медицина еще пока бессильна против этого заболевания.

Олег Иванович был человек ироничный, любил всё красивое, элегантно одевался, очень следил за собой. (В отличие от Александра Гавриловича, который то в затрапезных джинсах ходит, то вдруг оденется, как денди лондонский). А у Янковского это было в крови, у него всё было выдержано в едином стиле. Даже трубка у него была стильная, которая, наверное, совсем была противопоказана для его легких.


- Чем сейчас занимается ваш сын, благодаря которому мы знаем количество ваших ролей?

- Он окончил Высшие режиссерские курсы у Аллы Суриковой и Владимира Фокина, стажировался у меня на картине. В «Аннушке» я ему доверил снять одну ерию, но пока - под моим присмотром. Зовут его Никанор. Он сделал большое хорошее дело: подарил мне внука, которого назвал Петькой (я на это сильно надеялся, когда называл его Никанором!). И у меня растет теперь Петр Ника-норович Никоненко - полный тезка моего бесконечно любимого отца.


- Невозможно обойти в нашем разговоре тему Есенина. Известно, что вы с супругой актрисой Екатериной Ворониной создали уникальный Культурный центр Есенина.

- Да, и, может быть, это главное дело моей жизни. Есенинский центр находится в квартире первой жены поэта - Анны Романовны Изрядновой. Там жил и первенец Сергея Есенина - Георгий Сергеевич, расстрелянный в 1937 г. В той же квартире зимой 1939 г. жила мать поэта Татьяна Фёдоровна Есенина. Сам Есенин неоднократно бывал в этой квартире, там он сжег свои рукописи в сентябре 1925 г. Перед отъездом в Ленинград, где произошла трагедия, поэт зашел к Изрядновой, попрощался с сыном, курил папиросы и оставил эту пачку у нее на столе. Анна Романовна очень берегла ее...


- Однако фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» получил не самую высокую оценку критиков...

- Поэтому лет 17 назад мы с поэтом Евгением Юшиным написали сценарий «На розовом коне». Хотели сделать полнометражную двухсерийную картину о Есенине. Не удалось. Сейчас понимаю: мы хотели объять необъятное. А нужно было брать конкретный случай, в котором проявился бы незаурядный по своей природе великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. Что Пушкин, что Лермонтов, что Есенин  они так просто не даются. Но работа не прошла даром: именно тогда не пришла в голову идея создания музея, поскольку много знал, много было накоплено...

- Сергей Петрович, недавно в рамках кинофестиваля «Золотой витязь» состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Российский кинематограф сегодня и завтра». Вы также участвовали в обсуждении данной проблемы. Действительно возможны перемены в нашем кино?

- Этот фестиваль - нужный, полезный, один из самых серьезных на сегодня. Здесь поднимаются вопросы образования, культуры, большое внимание уделяется тому, что происходит в духовной жизни народа. Не случайно был проведен и «круглый стол», на котором я услышал много горестных рассуждений о судьбах нашего Отечества. Я же считаю, что с Россией можно низко поступать, а вот унизить ее никто не может. Мы по-прежнему будем ставить фильмы, играть роли, писать сценарии. Но если государство станет поддерживать картины, утверждающие высокие нравственные ценности, духовные, патриотичные, от этого выиграет не кинематограф - выиграет вся страна.


Беседу вела Алёна ЖУКОВА

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru