Вы здесь

Попасть в Список...

Инициаторами и организаторами дискуссии выступили комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по индустрии здоровья, Торгово-промышленная палата РФ и Клуб инвесторов российской медицинской, фармацевтической и биотехнологической промышленности.

Открывая заседание, президент РСПП Александр Шохин подчеркнул, что Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) является важным инструментом системы регулирования цен и элементом Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. По его словам, одна из главных задач на сегодняшний день - не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости лекарств и неэффективных механизмов финансирования лекарственной помощи за счет бюджетов разных уровней. В этой связи вопросы ценообразования, формирования механизмов регистрации предельных цен на фармацевтическую продукцию чрезвычайно актуальны.

- Система лекарственного обеспечения - крайне сложный механизм, где методы экономической и социальной политики государства должны согласовываться с юридическими, морально-этическими и научными подходами и нормами, - подчеркнул А.Шохин.

Помимо Перечня ЖНВЛС существует много разных перечней, которые частично пересекаются, и, по словам директора Департамента социального развития и охраны окружающей среды аппарата Правительства РФ Нелли Найговзиной, «живут своей жизнью». Она считает, что основной вопрос заключается в том, каково место и значение Перечня ЖНВЛС в Программе госгарантий оказания медицинской помощи.

- Мы должны решить, что является приоритетом при его составлении: эффективность лекарства как таковая или задачи по снижению смертности от управляемых причин, которые ставятся перед системой здравоохранения, - отметила Н.Найговзина.

О необходимости определения «смысловой направленности перечня» говорила в своем выступлении и заместитель руководителя Рос-здравнадзора Елена Тельнова. Сегодня большинство препаратов, включенных в перечень (около 70%) - зарубежного производства. Между тем анализ показывает, что половина из препаратов, находящихся в перечне, «мертвые». Они не получали деклараций соответствия, не ввозились на территорию Российской Федерации и, соответственно, не участвуют в обращении на фармрынке. При этом по 622 международным непатентованным наименования (МНН) имеется лишь по одному производителю. Как эта ситуация может сказаться на доступности лекарственной помощи, если, к примеру, производитель вдруг откажется от ввоза препарата или по каким-либо причинам прекратит его производство - этот вопрос остается риторическим.
 
*   *   *
При формировании перечня, прежде всего, решается задача доступности лекарственной помощи для населения и в этом контексте наиболее сложным является вопрос государственного регулирования цен на ЛС.
Экономический кризис обострил проблемы, имеющиеся в данной сфере. Существующий порядок государственной регистрации отпускных цен на жизненно важные лекарства, который носит заявительный характер, по мнению Е.Тель-новой, не является убедительной мотивацией для производителей прибегать к этой процедуре. В подтверждение своих слов она привела данные, полученные в ходе анализа регистрационных удостоверений в Российской Федерации. В частности, было выявлено, что цена зарегистрирована всего на 62% препаратов, по МНН - на 44%, а по упаковке - лишь на 6,6%.

Начиная с 2007 г. цены на лекарственные препараты в долларовом эквиваленте снижались, а в рублях росли. Так, за 9 месяцев 2009 г. они увеличились на 3,6%. Кроме того, при ввозе лекарственных препаратов на таможне зачастую регистрируются заниженные цены, что уменьшает налогооблагаемую базу. В дальнейшем при регистрации лекарственных средств в Росздравнадзоре заявляется цена, значительно превышающая предыдущую, что дает производителям возможность ценовой игры на проводимых аукционах и конкурсах.

Для предотвращения подобного развития событий Правительством РФ разработана стратегия ценообразования, предусматривающая введение обязательной регистрации предельного уровня цен на лекарства, исходя из их себестоимости, а также разработку единой методики формирования торговых надбавок, введение цены в лицензионные требования условий фармацевтической деятельности, установление мониторинга за уровнем цен.

- Если данные меры будут реализованы в полном объеме, то это позволит значительно сэкономить средства как населения, так и государства, - добавила Е.Тельнова.

По мнению генерального директора Ассоциации российских фармпроизводителей Виктора Дмитриева, при формировании перечня также важно учитывать вопросы, связанные с формированием цен на лекарства внутри страны. Отечественным производителям важно попасть в данный список, поскольку это создает определенные гарантии увеличения продаж. Однако у них должна быть возможность изменения цены на свою продукцию, что обусловлено колебанием курса валют. С июля 2008 г. по январь 2009 г. эти изменения составили порядка 40%, в результате чего резко упала рентабельность производств и некоторые предприятия стали фактически работать себе в убыток.

- Когда мы говорим о заявительном или обязательном характере регистрации, то несколько уходим в сторону от существующих проблем. Регистрация цены должна быть обязательной, но заявительной, а не обязательной разрешительной, - считает В.Дмитриев.
*   *   *
В мировой практике понятие «основные лекарственные средства» появилось в связи с необходимостью сбалансировать объем лекарственной помощи с имеющимися ограниченными ресурсами здравоохранения. Подобная ситуация характерна не только для развивающихся стран, но и для индустриальных государств, где значительная часть эффективных, но дорогостоящих медикаментов не доступна для большинства населения. К концу 2006 г. 156 стран имели официальные перечни основных лекарств, из них 127 обновились в течение последних 5 лет.

Ни одна государственная система медицинского страхования не может себе позволить возмещать затраты на все лекарственные препараты, имеющиеся в обращении на рынке. Именно перечни должны стать ориентиром для закупок и снабжения медикаментами в государственном секторе. При этом они должны включать в себя только те лекарства, эффективность и безопасность которых подтверждена достоверными данными клинических исследований, считает председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности Валерий Сергиенко. Вместе с тем, по его словам, прежде чем разрабатывать перечни, списки, формуляры лекарственных препаратов, необходимо в первую очередь сформировать национальную лекарственную политику и уже на ее основе создавать любые другие документы.

При выборе тех или иных моделей лекарственного обеспечения, считают в комитете Торгово-промышленной палаты, стоит основываться на четко определенных критериях, учитывающих национальную специфику, а именно: способность государства контролировать уровень расходов на обеспечение льготных категорий, степень доступности основных лекарственных средств для пациентов, наличие стимулов для назначения дженериков, гарантий обслуживания льготных рецептов и ряд других факторов.

Согласно общепринятой практике, в перечень включаются лекарственные средства по международным непатентованным наименованиям. В то же время в России имеется большое количество отечественных препаратов, к примеру всем известный феназепам, которые не имеют МНН. Включение их в перечень нарушает основополагающие принципы его формирования, обозначила проблему эксперт ВОЗ Галина Шашкова. Кроме того, по ее словам, необходимо предусмотреть механизмы, позволяющие врачам назначать препараты, не включенные в перечень. Прежде всего это касается лекарственных средств, применяемых в педиатрической практике.
 
*   *   *
- Проблема формирования перечня ЖНВЛС является достаточно серьезной как для фармацевтической промышленности, так и для дистрибьюторов, но в первую очередь следует делать акцент на больных, то есть на той целевой аудитории, которой собственно он и предназначен, - подчеркнул заместитель начальника отдела Минздравсоцразвития России Андрей Гайдеров.

Основным критерием включения препаратов в перечень должна быть эффективность препаратов, их востребованность практическим здравоохранением. Он также сообщил о том, что вышел приказ Мин-
здравсоцразвития России о порядке формирования проекта Перечня ЖНВЛС, согласно которому данный перечень на следующий год должен быть сформирован до 15 июля.

Участники «круглого стола» выступили с инициативой создания уполномоченного государственного органа, ответственного за экономическую оценку фармакотерапии и медицинской помощи в целом. Подобные институты существуют в разных странах мира, один из наиболее известных и авторитетных из них - Национальный институт здоровья и качества медицинской помощи NICE в Великобритании.

Выступавшие отмечали, что составление Перечня ЖНВЛС не должно более оставаться ведомственным процессом: к нему необходимо привлекать экспертов, представителей финансовых, бюджетных и налоговых служб, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также организации пациентов. Они предложили законодательно закрепить концепцию формирования Перечня ЖНВЛС и утвердить его основные принципы и критерии.

По мнению экспертов, документ должен состоять из трех разделов. В первый входят лекарства, применяемые при неотложных состояниях, которые должны гарантированно финансироваться из федерального бюджета и быть доступными всему населению. Во втором разделе - препараты, жизненно необходимые для терапии при хронических заболеваниях (ими обеспечиваются отдельные категории граждан по принципу долевого финансирования из федерального и регионального бюджетов). Последний раздел - препараты, улучшающие качество жизни (в данном случае предусматривается частичная оплата ЛС пациентами).

Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru