Вы здесь

Человек. Врач. Учитель.

Медики часто говорят, что с детства мечтали лечить людей. С врачом, о котором мы хотим рассказать, было всё иначе: в юности он мечтал быть учителем и даже учился в педагогическом училище. Но всё изменила война. Он награжден тремя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», двумя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени.



Ключ к характеру



19-летним юношей Андрей Кузеев ушел на фронт. Служил санинструктором и всю войну «лечил» бойцов, «как умел». А к концу ее понял, что хочет лечить, «как надо». Это и послужило толчком в выборе профессии: после демобилизации из армии в августе 1945 г. он прямиком направился в 1-й Московский мединститут им. В.И.Ленина.



Часто, вспоминая те годы, Андрей Иванович удивляется, как, не помня ничего из учебной программы, не успев взять в руки учебники, он вместе с другими обожженными войной абитуриентами шел на экзамен. Шли они, как на штурм. Но в институте их ждали внимательные, добрые люди, которые радовались любой правильно названной формуле, решенной задаче и – ставили им оценку, открывающую двери вуза. Все понимали, что они, проливавшие кровь на военных полях, дожившие до Победы, заслужили право на учебу. И бывшие солдаты Великой Отечественной войны с лихвой вернули выданный им кредит доверия.



Годы в институте – это учеба через «не могу». Не только профессии, но и тому, как жить в большом городе, общаться с высокообразованными людьми, понимать балет и оперу, поэзию и живопись. Жизнь впроголодь, но такая интересная, студенческая!



О своих друзьях-сокурсниках Андрей Иванович может говорить часами, перечисляя их должности, достижения – многие их них стали известными специалистами. А кумиром всю жизнь был и остается академик АМН СССР В.Х.Василенко, его научный руководитель, человек, благодаря которому состоялся врач Кузеев.



Защитив кандидатскую диссертацию, Андрей Иванович переехал в Краснодар. Сначала работал на кафедре факультетской терапии Кубанского медицинского института им. Красной Армии у профессора Т.Р.Петровой, а затем создал и возглавил курс внутренних болезней стоматологического факультета. Там он сформировал свой коллектив и свою школу, такую же сильную и профессиональную, как и ее руководитель. Именно ему «отдавали» в клиническую ординатуру на «доводку до кондиции» выпускников-краснодипломни-ков. Тех самых, которых потом посылали на работу в систему 4-го Главного управления, то есть в лечебные учреждения и здравницы, где пациентами были руководители страны.



Клинические ординаторы 1976-1987 гг. Г.Бурлак, Н.Бурлак (Сенченко), М.Никитин, Н.Щерба, И.Похотько, П.Крупнов, Е.Томилова, Ю.Астапов, А.Почтаренко вспоминают, как учились у него еще 2 года после окончания института – и это было счастливое время. «Андрей Иванович не только посвятил нас в тонкости своего высокого искусства врачевания, – рассказывают они. – Главными он всегда считал и считает высокие человеческие качества, которым учит нас – и студентов, и клинических ординаторов – на собственном примере. В каждом ученике он видит личность, умеет найти ключи к характеру каждого, помогая раскрыться». Андрей Иванович любит бывать с молодежью. Раньше отмечать День медицинского работника летом выезжали за город, обязательно готовили суп на костре, пекли картошку и шумно общались. Наверное, именно поэтому многие его ученики по-прежнему бегут к нему, чтобы получить «кусочек жизненной энергии».


Его главное дело – лечить

Главное дело жизни Андрея Ивановича – лечить людей. О том, как он опрашивает, осматривает, слушает, прощупывает, перкутирует своих пациентов, надо снимать учебные фильмы. Нужно исписать много страниц, чтобы написать фамилии всех, кому он дал возможность жить дальше. У него есть «семейные клиенты»: от деда до внука. Андрей Иванович настоящий семейный врач.



И все 60 лет своей медицинской деятельности он всегда работает по самым высоким меркам, самым лучшим критериям своей профессии.



– У него было и остается удивительное качество – умение изменить свой диагноз, лечение, тактику ведения больного, если в конструктивном споре ты докажешь свою правоту, – вспоминают его ученики. – Так он учил нас мыслить, не успокаиваться на, казалось, уже решенной медицинской задаче. Расслабленность допускалась только после выздоровления больного.

 

Еще одна характерная черта – жажда знания нового в своей специальности. Андрей Иванович всегда много читал и до сих пор в свои 90 лет читает много медицинской литературы – рефераты, научные журналы, книги. У него есть подшивки избранных медицинских статей с 70-х годов прошлого века. Порой по телефону или в беседе обязательно спросит: «А ты читал в «Клинической медицине» за март…» И бывает стыдно, что еще не читал – не хватает времени. А у него на расширение кругозора медицинских профессиональных знаний всегда оно есть.

Наверное, поэтому до сих пор его приглашают консультировать сложных больных многие клиники города, и он успешно работает, применяя в лечении самые современные методы. – Редко в жизни встречаются люди, в которых сочетаются высокий профессионализм, ум, порядочность, человечность, душевность, доброта и культура, – говорят коллеги. – С ними мысленно идешь по жизни – вместе, рядом, если даже разделяют сотни километров. О нем можно говорить много и восторженно, но для нас Андрей Иванович остается Человеком, Врачом, Учителем, Научным руководителем и Другом, рядом с которым нам тепло и уютно, и на которого мы равняемся всю жизнь.

 

Нам всем повезло



Еще мнение учеников: за многие годы, что они знают Андрея Ивановича Кузеева, он мало изменился. Лишь появились морщинки на лице. Но их не замечаешь, потому что в разговоре, беспрестанном движении, желании трудиться, лучезарной улыбке и заразительном смехе не видно его возраста – 90 лет!



– Наверное, не многим в жизни повезло так, как нам, его ученикам, – говорят его бывшие клинические ординаторы. – Ведь Андрей Иванович не только терпеливо передавал нам свои знания, учил терпению в общении с больными, но и собственным примером воспитывал в нас высокие человеческие качества и отношения: порядочность, самоотверженность, коллегиальность, бескорыстие, взаимовыручку. В каждом ученике он видел личность, к каждому из нас у него был свой подход, свой «золотой ключик», при помощи которого он давал возможность раскрыться всем. Всегда требователен и принципиален в вопросах оказания медицинской помощи больным и нашему вниманию к ним как врачей, но прощал все «нелепости», «смешочки и гримасочки» молодости.



Хотя он прекрасно разбирается в балете и опере, поэзии и литературе, театре и культуре в целом, он всегда поддерживает молодежь в «современном культурном досуге». На курсе внутренних болезней стоматологического факультета, который он создал и возглавлял около 20 лет, постоянно проводились традиционные «кафедральные вечера». На них клинические ординаторы пели частушки о «болях и печалях своих и кафедральных», показывали фокусы, юмористические сценки, устраивали карнавалы, танцевали. В процесс обязательно вовлекались все ассистенты и доцент курса, их жены, бывшие ординаторы, которые частенько «по старойпамяти» приходили в свой второй дом. Всё это «безобразие» записывалось на кинопленку, а потом многократно просматривалось на экране и озвучивалось вживую…


– Но есть одно плохое качество у нашего шефа, как величаем его мы, его ученики, – он не любит говорить и рассказывать о себе, – поясняют врачи, давно ставшие известными в крае. – Лишь иногда его можно «расколоть» на воспоминания о Великой Отечественной войне, где он был санинструктором. Обо всем, конечно, не расскажешь: было много горя, трудностей. У нас сохранилось одно интервью о «его» войне. Вот одна цитата, в которой всё.


«Страшно и тяжело было всем, – а по-другому и невозможно. Бывало, идешь – слякоть, усталость, спать хочется. Сейчас бы в хату теплую, даже в печку готов залезть. Желание одно: уснуть, чтоб тихо было, и ветер не дул, и дождь не лил, грязи не было. Держишься за повозку и спишь на ходу.



Раненых выносили под огнем противника. Помню, тащил я одного солдата по траншее – ничего, не очень тяжелый был. Он постанывает, я тащу… Но вот впереди «мертвое» пространство, его надо пройти так, чтобы снайпер не подстрелил, а тут еще раненого перетащить… Укутал я его в плащ-палатку, сам перебежал, а потом с помощью бойцов веревками раненого перетащил…»



В этом году, в День Победы, вспомнив всех павших в Великой Отечественной войне и уже почивших, он сказал, что хочется, чтобы этот день был праздником, а все остальные дни – памятью о той войне и ее солдатах… Они, действительно, это заслужили.



«Дорогой наш Андрей Иванович! – строки из поздравления коллег. – Мы желаем Вам крепкого сибирского здоровья, оптимизма, силы духа и долго оставаться рядом с нами. Гд е бы Вы ни были – в гостях ли, дома ли, в дороге, и в любой час дня и ночи помните, что у Вас есть мы, а Вы – у нас.



Сменяются поколения, пройдут века, но те добродетели, высокие человеческие качества, что Вы воспитали в нас, будут жить всегда».

Галина ПАПЫРИНА, спец. корр. «МГ».
Краснодарский край.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru