Вы здесь

Не звони мне, не звони!

В России число мобильных телефонов больше, чем населения. А по их распространенности среди детей, особенно 6-10 лет, мы впереди планеты всей: если в ряде европейских стран только 60% девочек и мальчиков имеют свои личные телефоны, то у нас 90%. Мобильная связь прочно вошла в нашу жизнь. Родители, желая проконтролировать ребенка, звонят ему по 10 раз на дню. Дети по полчаса беспрерывно болтают по сотовому с друзьями, решая задачки. И мало кто задумывается о том, что мобильная связь, как и всякое благо цивилизации, несет риски для здоровья, ведь в ее основе лежит СВЧ-излучение.

О том, как дети пользуются мобильными телефонами, и как это сказывается на их самочувствии, сегодня наш разговор с заведующей отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН кандидатом биологических наук Любовью ТЕКШЕВОЙ.


 
– Любовь Михайловна, я недавно прочитала любопытную информацию: шотландский ученый Уильям Стюарт установил, что под воздействием излучения мобильных телефонов у дождевых червей меняется структура белка, ткани словно поджариваются на манер куска мяса в микроволновой печи.

– Ничего удивительного, ведь это же СВЧ-излучение. А вы никогда не чувствовали, что если долго разговариваете по мобильному телефону, то ухо нагревается? Порог термической чувствительности человека – 10 мкВт/см2, при такой облученности определенный процент людей ощущает нагревание тканей. Что происходит в клетке при этом, можно предположить. Всемирная организация здравоохранения ожидает через некоторое время вспышку онкологических заболеваний мозга, в связи с распространением мобильной связи. Широко ею пользоваться начали примерно с 2000 г. , и отдаленными результатами пока никто не располагает. Трудно сказать, чем это обернется в будущем, ведь дети подвержены негативному воздействию СВЧ-излучения чуть ли не с пеленок. Наше исследование показало, что 90% ребятишек уже с 6 лет имеют свои личные телефоны. Остальные пользуются родительскими аппаратами по мере необходимости. То есть охват – практически стопроцентный. Конечно же, отказаться от мобильных телефонов нереально, но ограничивать их надо. Ведь помимо влияния на мозг, органы слуха, излучение влияет на репродуктивную, эндокринную системы. Причем когда идет настройка, прием сигнала (еще до звонка), оно выше, чем при разговоре.

Мы провели биологические исследования на подвижных одноклеточных организмах – сперме быка. Посмотрели, как меняется подвижность сперматозоидов в зависимости от излучения, которое, кстати, было небольшой мощности – 25 мкВт/см2. Оказалось, что с его продолжительностью (1, 5, 10 минут) подвижность снижается. Еще сильнее сперматозоиды реагируют на воздействие химическими веществами, в частности формальдегидом. А при сочетанной нагрузке (СВЧ-излучение плюс токсическое воздействие формальдегида) они просто все погибли.

Если мы вспомним, что живем в урбанизированной среде, где предостаточно всяких «вредностей» в воздухе, к которым добавляется еще и СВЧ-излучение – своего рода паутина вокруг нас, то есть о чем призадуматься.

– Существует ли норматив предельно допустимого уровня воздействия излучения мобильных телефонов для детей?

– К сожалению, нет. Есть норматив просто для человека. Он равен 100 мкВт/см2. При этом когда производят гигиеническую оценку мобильных телефонов на стенде, то расстояние от источника излучения (т.е. мобильного телефона) до приемника должно быть не менее 30 см. Но никто из пользователей на таком отдалении от уха телефон не держит, на практике он контактирует с поверхностью головы.

Мы решили изучить реальную нагрузку СВЧ-излучения мобильных телефонов на детей. Поэтому прибор для регистрации СВЧ-излучения был модернизирован, и расстояние от приемника до излучающего телефона составляло около 10 см. Меньше не удалось сделать, но все-таки это не 30 см.

Получилось, что практически все телефоны отвечали существующему нормативу, который равен 100 мкВт/см2. Но… если мы заглянем во времена Советского Союза, то тогда норма для профессионалов, работавших непосредственно на мегатро-нах (кстати, получавших молоко для поддержания организма и имевших сокращенный трудовой день), и для населения, проживающего вблизи излучающих станций, была 10 мкВт/см2. Сейчас для мобильных телефонов нормативом считается 100, что в 10 раз больше. И при этом энергия направлена непосредственно на голову. Поэтому у меня как у гигиениста 100 мкВт/ см2 вызывает очень много вопросов.

Наши измерения показали, что большинство телефонов имеют мощность излучения 70-80 мкВт/см2. Только два телефонных аппарата из сотни исследованных (разных фирм и моделей) продемонстрировали очень небольшое излучение –1,5 мкВт/см2.

Однако интенсивность излучения зависит не только от аппарата, но и от других факторов, например, оператора связи, дальности и т.д. В городе больше антенн, поэтому нужна меньшая энергия, чтобы принять сигнал и дать на него ответ. А если разговор ведется из Москвы с Подмосковьем, например с Шатурой, мощность излучения увеличивается в 4-5 раз, достигая 400 мкВт/см2 и более. Сейчас многие дети находятся в оздоровительных лагерях, и мамы подолгу с ними общаются по мобильному телефону, расспрашивая обо всем, вплоть до того, что ребенок ел на первое, второе, третье. Представляете, под каким мощным воздействием находится детская голова? Ведущие ученые, в частности Олег Григорьев, директор центра электромагнитной безопасности Института биофизики, считают, что человеку не стоит непрерывно разговаривать по мобильному телефону больше 3 минут, а суммарная продолжительность разговора в сутки не должна превышать 15 минут.

– Вряд ли рекомендация соблюдается. Сейчас ехала в автобусе, сидевшая рядом со мной дама разговаривала всю дорогу. А как обстоят дела с этим у детей? Что показали ваши исследования?


– Здесь многое зависит от возраста. Средняя продолжительность беспрерывного разговора детей 6-10 лет чуть больше 2 минут, а суммарное время разговора в день 6,5 минуты. А вот у детей пубертатного возраста, которые, как известно, очень чувствительны к различного рода воздействиям, цифры другие. У 14-летних время беспрерывного разговора превышает 3 минуты, суммарная продолжительность достигает 19 минут. У 16-18-летних показатели еще выше. То есть подростки переходят «ватерлинии» в 3 минуты и 15 минут.

– Как это отражается на их самочувствии и здоровье?

– Анализ показал, что самым прямым образом. Изучение влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов проводилось нами по трем показателям: частота головных болей, трудности засыпания и количество заболеваний в год с повышением температуры (что говорит о состоянии иммунной системы). Практически все показатели, особенно в группе детей от 11 до 15 лет, достоверно коррелируют с про-должительностью разговора. То есть чем чаще и дольше ребенок разговаривает по мобильному телефону, тем больше жалоб на плохой сон, головные боли, тем выше частота заболеваний с повышением температуры.

– Оказывает ли влияние на здоровье детей срок пользования телефоном в годах?

– Да. Установлен кумулятивный эффект неблагоприятного воздействия СВЧ-излучения мобильных телефонов в зависимости от стажа пользования. Чем выше стаж пользования мобильной связью, тем чаще встречаются заболевания с повышением температуры (что свидетельствует о снижении резистентности организма под воздействием СВЧ-излучения), больше жалоб.

Выявлено, что девочки всех возрастов в 1,5-2 раза больше говорят по мобильному телефону, чем мальчики. А значит, вредное воздействие на них выше.

Кстати, мощность излучения меняется в зависимости от расположения базовых станций, антенн. Смена оператора позволяет снизить нагрузку в среднем в 2 раза. Например, в здании нашего института оптимальнее всего работать с оператором МТС (самый низкий уровень излучения), затем идет Мегафон, а вот нагрузка Билайна в 3 раза выше, видимо, его антенна находится от нас далековато. Нами сделаны замеры в нескольких школах, и стало понятно, что для каждой из них можно определить оптимального оператора, обеспечивающего минимальное воздействие сотовой связи на учащихся. Мы можем официально дать администрации школы или школьному врачу рекомендации, sim-карты какого оператора желательно использовать в здании образовательного учреждения, чтобы снизить негативное воздействие излучения на детей. Мне вообще это видится как карта школ города Москвы с оптимальной связью.

– Очень важно, чтобы школьный врач, педиатр, беседуя с ребенком, мог сказать, какие риски несет мобильный телефон, как снизить негативное воздействие излучения на организм. Каковы рекомендации в этом плане?

– Безусловно, нужно учить детей грамотно пользоваться мобильной связью. А именно: как можно меньше разговаривать по мобильному телефону, использовать его для передачи краткой, самой необходимой информации. Лучше заменять телефонные разговоры общением с помощью СМС. Следует максимально увеличивать интервал между двумя разговорами (чтобы дать возможность голове отдохнуть), пользоваться громкой связью (разговаривать, уединившись в своей комнате, положив телефон на стол и тем самым быть менее подвергнутым излучению), прибегать к помощи гарнитуры, устройств «свободные руки» (hands free) – всего, что отдаляет телефонный аппарат от головы и снижает нагрузку. При наличии стационарного телефона не стоит пользоваться мобильным. Наше исследование показало, что практически у всех детей дома имеются стационарные телефоны, но о них и не вспоминают.


– Я знаю, что некоторые семьи сейчас даже снимают их за ненадобностью, поскольку у каждого ее члена есть мобильный.

- А я бы на месте родителей сделала дополнительную розетку стационарного телефона в комнату ребенка, чтобы он мог уединиться.

Важно правильное ношение телефона. Его нужно убирать как можно дальше, то есть носить в портфеле. К сожалению, только 17-18% детей в возрасте 11-18 лет держат его в сумке, остальные практически на теле: во внутренних карманах первого-второго слоя одежды, на шнурке на шее.

-    Как выбирать телефон для ребенка? Наверное, подход должен быть иным, чем для взрослого? Ведь детский организм имеет свои особенности, все-таки это растущий организм. У ребенка выше электрическая проводимость тканей головного мозга, тоньше кости черепа.

-    Размер головы у ребенка меньше. И если излучение проникает на 5-7 см, то оно охватывает большую часть мозга, чем у взрослого в силу его размера.

Главное, на что следует обратить внимание, - конечно, излучение. Но дело в том, что у нас принципиально разный подход к нормированию по сравнению с Западом. В России во внимание берется облученность (плотность потока энергии), а за рубежом - поглощаемая доза -SАR, которая связана с проводимостью биологической ткани, напряженностью электрического поля, удельной теплоемкостью. В нашу страну телефоны поступают из-за границы. Человеку сложно сопоставить SАR и облученность. К тому же, как я уже отмечала, телефоны проверяются на стенде на расстоянии 30 см от принимающей головки, следовательно, мы не имеем сведений о реальной нагрузке. Вероятно, нужно провести гигиенические исследования и дать экспертное заключение, какой телефон можно рекомендовать для детей и подростков. Это было бы подспорьем для родителей.

-    А как на Западе ограждают детей от вредного влияния мобильных телефонов?

-    По-разному. Например, во многих странах Евросоюза ученикам младших и средних классов запрещено пользоваться мобильной связью.

В некоторых российских школах заставляют отключать телефоны на уроках, но не все это делают. Кстати, в частных образовательных учреждениях дети больше разговаривают по мобильному телефону, чем в государственных, особенно это проявляется в старшем возрасте.

К сожалению, в последнее время на городских улицах, в СМИ, на телевидении появилось множество рекламных плакатов, роликов, изображающих детей, совсем еще крохотных, с мобильными телефонами в руках. Считаю, что это недопустимо.

Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru