Вы здесь

Вячеслав ШАЛЕВИЧ: Пусть врач всегда будет близок к людям


Вячеслав Шалевич, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, кавалер многих правительственных наград, более полувека на театральной сцене. Сыграл около 100 ролей в кино. Какое творческое богатство!

- Вячеслав Анатольевич, известно, что вы - «мальчик с Арбата». Здесь выросли, окончили Театральное училище им. Б.Щукина, всю жизнь играете на сцене Театра им. Евг. Вахтангова, уже 12 лет являетесь художественным руководителем Театра им. Рубена Симонова. За прошедшие десятилетия какие изменения произошли в ваших родных местах?

- Ну, Арбат - это целая «империя», уголок столицы, который стал сейчас, мягко говоря, казенным. Туристическая тропа, очень много расхаживает чужаков. А все коренные жители оказались в спальных районах. Найти своих знакомых, бывших соседей по двору очень трудно. Везде размещены офисы, магазины. Мне, коренному арбатцу, от этого грустно.

- Никогда не жалели, что выбрали театральное училище, профессию актера?

- Никогда. Счастлив, что по окончании поступил в Театр им. Евг. Вахтангова. А ведь в первоначальном списке выпускников, которые могли «показать себя» перед руководством театра, моей фамилии не было. Я спросил у нашего руководителя Иосифа Матвеевича Рапопорта - не могу ли показать свои отрывки на сцене театра? Получив разрешение, не очень переживая и волнуясь, я сыграл задуманное. Меня приняли.

В этот театр я пришел, когда его называли «второй киностудией страны» - тут играло множество великих артистов, известных по ролям в кинофильмах. Почти со всеми я играл на театральной сцене, общался. Николай Гриценко, Людмила Целиковская, Андрей Абрикосов, сам Рубен Симонов, который тогда руководил театром и играл.

- Я читал, что он особо вас опекал?

- Так получилось, что я застал последние 10 лет его творческой жизни. Он очень любил артистов, многое делал для творческого развития. Для меня он был, по сути, крестным отцом. И если 12 лет назад я согласился возглавить небольшой театр, то только потому, что он носит его имя.

Рубен Симонов был великим режиссером, воспитавшим огромную когорту актеров-вахтанговцев, которые прославили этот театр. М.Ульянов, Ю.Борисова, Ю.Яковлев. Потом «подошли» представители нашего поколения: В.Лановой, Л.Максакова, и все мы были заняты в его спектаклях.

Р.Симонов как мог отстаивал интересы своих артистов. Помню, что, будучи на киносъемках, я как-то, из-за задержки транспорта, опоздал на спектакль. И вместо того, чтобы меня уволить, он взял меня «на поруки». Конечно, это на меня сильно подействовало, я стал дисциплинированнее. А на следующий год, когда распределяли роли в пьесе «Серебряный бор», он сказал на заседании худсовета: «У Шалевича моральное состояние очень тяжелое, давайте дадим ему главную роль». И вместе с Михаилом Ульяновым мы ее играли.

До сих пор одним из моих самых любимых спектаклей в Театре им. Евг. Вахтангова является «Без вины виноватые», поставленный Петром Фоменко, где я играю роль Мурова. А моими партнерами сейчас являются все ведущие актеры старшего поколения: Юля Борисова, Людмила Максакова, а когда-то и Михаил Ульянов и Юрий Яковлев.

- А сами вы, став художественным руководителем Театра им. Рубена Симонова, стараетесь ли повторять его приемы в общении, режиссуре?

- В принципе, я всегда держу его наставления в своем уме, стараюсь, чтобы артист чувствовал себя раскованно. Слышал, что меня считают мягким руководителем. Помня Рубена Николаевича, стараюсь, чтобы артистов не обижали. А они же на меня сердятся из-за того, что я не очень требователен (смеется).

- На деле же они, уверен, выкладываются «на все сто».

- У нас иначе просто нельзя. Сцена очень близка к зрительским рядам. Актерская работа должна быть убедительной и искренней. И то, что мы все рядом, - тоже важный фактор. Нет возможности делать большие декорации, все на виду, и поэтому основной упор - на актерскую труппу.

- В свое время много писали о том, что как художественный руководитель вы, по сути, спасли театр от гибели.

- Кризис в стране затронул и искусство, театры, всё поменялось. Премьеры делать всё труднее и труднее, нужны денежные средства. Нам оказывает финансовую поддержку правительство Москвы, но сегодня и ему нелегко. А на свои средства, доходы от «зрительного зала», где всего 150 мест, сделать премьеру очень непросто. Две премьеры ежегодно, а всего в репертуаре сейчас 17 спектаклей.

- На что вы делаете упор при выборе темы для очередной работы?

- Подходим по-разному. Иногда бывает трудно выбрать драматический материал, где бы смогли ярко проявить себя и артисты нашей труппы, и я сам, тоже часто играющий в своих постановках. Выбрать трудно, и всё зависит от публики - очень бы хотелось, чтобы каждый спектакль она принимала.

- Так ведь у вас одни аншлаги...

- Практически да, на многих спектаклях. Но бывают и неожиданные исключения. В прошлом сезоне сделали постановку в надежде на «раскрытие» материала в спектакле «Мы» по произведению Евгения Замятина. До нас оно не инсценировалось. Был большой ажиотаж перед премьерой, аншлаги... Сейчас число зрителей поубавилось...

Хотя надежды на возвращение интереса к этому спектаклю и сохраняем - ведь произведение в составе школьной программы.

- Для столь серьезных спектаклей хватает ли вам актеров самого театра?

- У нас в труппе 32 актера. Новых набирать сейчас трудно - зажаты тисками штатного расписания. Оклады не очень высокие, но мы, конечно, стараемся поощрять артистов. Они у нас все хорошие и, что важно, молодые тоже. Семеро имеют звание «Заслуженный артист Российской Федерации». С удовольствием назову пятерых из них: Игорь Карташёв, Владислав Демченко, Алла Миронова, Светлана Йозефий, Анатолий Фролов. Все они еще молоды, им творить и творить...

- Из около 100 ролей, сыгранных вами в кино, первый яркий успех, по моему мнению, вам принес образ Дуганова в «Хоккеистах», вышедших на экраны в середине 60-х.

- Многие любители спорта, да и просто «ровесники» того времени, любят смотреть его и сегодня. Мало кто знает, что сценарий фильма был создан известным писателем Юрием Трифоновым. Это история о том, как работали два тренера, один волевой и жесткий, другой - мудрый и тактичный. Прототипами их были, очевидно, известные наставники советских команд Чернышёв и Тарасов. Мой герой спорил с тренером о методах тренировок. Был конфликт на этой почве. Роли тренеров команд играли замечательные актеры: «Тарасова» - Николай Рыбников, а «Чернышёва» - Георгий Жжёнов. По тем временам это была довольно смелая картина, узнаваемые истории были насыщены драматизмом, спортивным азартом.

- Играли роль яркого хоккеиста. А сами-то на коньках катались?

- В детстве - на коньках, нацепленных на валенки, по арбатским переулкам. И вот надел хоккейную форму. Многие настоящие спортсмены даже спорили - научусь ли я кататься. В необходимом ритме я мог продержаться 3-4 минуты.

- Я в то время работал в отделе спорта Всесоюзного радио и знаю, что в игровых сценах сражались ведущие советские хоккеисты...

- Да, моим дублером был сам Вячеслав Старшинов. И вообще фильм-то снимался в ходе чемпионата страны в Лужниках. Зрителям объявляли, что сегодня игроки известных клубов: «Спартака», «Динамо» или ЦСКА выступят в форме команд, снимающихся в кинофильме. И неудивительно, что все игровые эпизоды были отсняты так убедительно.

- Помню, как комментатор Николай Озеров рассказывал нам о ходе съемок, о готовящемся фильме...

- С Николаем Николаевичем мы тесно дружили, часто вместе участвовали в разных зрелищных мероприятиях.

- В вашей киноактерской судьбе знаковой была встреча с режиссером Татьяной Лиозновой.

- Татьяна Михайловна - великий профессионал, каждая ее картина всегда имела огромный успех и резонанс. Замечательный лирик и организатор. Когда я прочел сценарий «Трех тополей на Плющихе», то от предложенной мне роли мужа героини хотел отказаться. Еще один отрицательный персонаж... Сказал об этом и услышал: «Слава, не валяйте дурака. Я видела, что вы делали в кино и театре. Соглашайтесь. Это совсем другое кино». А когда стали вместе работать, то увидел, что это режиссер, тщательно проработавший каждый эпизод, не терпящий фальши. У меня была роль мужика-кулака.

А когда Т.Лиознова снимала «17 мгновений весны» и появилась роль А.Даллеса, сама позвонила и предложила мне попробоваться.

- Итак, за более полвека трудовой деятельности вы стали свидетелем многих перемен...

- Да, за прошедшие десятилетия в жизни страны, искусства многое изменилось. Не хотел бы политизировать. Был период, когда народ не ходил в театры, залы были полупустыми. Сейчас я вижу, люди с большим удовольствием заглядывают к нам, опять появились аншлаги. Хотя, что касается театральной драматургии, то сейчас трудно найти пьесу, которая бы действительно волновала сегодняшнего зрителя. Так, как раньше, к примеру «Иркутская история» Алексея Арбузова. Таких пьес сегодня мало.

Многое зависит от выбора самого коллектива, от его вкуса, отношения к жизни, к зрителю. Признаюсь, иногда мы ошибаемся. Если видим, что зал пустеет - пьесу снимаем с репертуара. А ведь деньги были затрачены и на репетиции, и на декорации... К счастью, таких случаев было ничтожно мало, но были.

- Если можно, немножко о вашей личной жизни. За последние годы, известно, в ней произошли важные перемены.

- Меня окружает медицинская семья. Моя теща, Вера Ивановна, много лет работала заместителем главного врача в московской поликлинике. Супруга, Татьяна Викторовна, в прошлом врач, сейчас стала директором нашего театра. Ее ребенок, мой приемный сын Олег - студент медвуза, хочет стать нейрохирургом.

- Восемь с половиной лет назад у вас родилась дочь.

- Анна перешла в третий класс. По чьим стопам - папы или мамы она пойдет, мы пока не знаем.

- Уверен, что при таком окружении проблемы отечественного здравоохранения вам весьма известны...

- В принципе, да. Я, правда, к врачам никогда не ходил, был здоров и в поликлиниках даже не регистрировался. Сейчас из-за этого страдаю, даже карточки медицинского страхования до последнего месяца не имел.

- А что бы вы сегодня пожелали медикам, коллегам членов вашей семьи?

- Относиться к своим пациентам не легкомысленно. Не бравировать глубиной своих знаний, а проникать в суть проблем здоровья их пациентов. Когда на приеме общение врача и пациента сердечное, то перед специалистом он лучше раскрывается. Это как в искусстве. У врача профессия - истинно всенародная, и пусть они будут душою ближе к людям.

Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru