Вы здесь

Хотели как лучше

Начнем издалека. Жила с незапамятных времен небольшая деревня Чёрное, что стоит на 248-м километре автодороги Москва - Минск. Когда-то здесь мощно и радостно функционировал учхоз от столичной Тимирязевской сельхозакадемии. На всё лето приезжали сюда более 200 студентов. Развивалось племенное животноводство, собирали лен, зерно, учили школьников верховой езде...

Одно было неудобство - деревня ютилась на обочине международной автотрассы. И порешили тогда, в начале 80-х годов, построить в живописной лесной глубинке современный поселок Артёмово: с центральным отоплением, водопроводом, канализацией.

Но случился в советском строе великий слом. С треском, словно упавший на головы ошарашенных людей переспелый арбуз, раскололось всё на свете. В Артёмово успели построить многоэтажные дома и коттеджи, однако не была введена в строй котельная-гигант. Теперь каждый квартиросъемщик отапливает себя как может: вентиляционные каналы приспособили под дымоходы, нагородили дровяных печек и «буржуек». Четырехэтажные жилые дома приобрели карикатурный вид. Исчез пассажирский транспорт, соединяющий Артёмово с деревней Чёрное. Закрылся детский сад, племенные коровы пошли под нож, о льне - «голубом золоте» забыли, куда-то подевались студенты, ученые. Люди, кто не спился окончательно, разъехались в поисках лучшей доли. Рухнул быт, а с ним рухнуло и здоровье, практически все жители указанных населенных пунктов не получают абсолютно никакого медицинского обследования, а нередко - и самого необходимого лечения. Да еще шамкают беззубыми ртами, опустились...

...Этому грустному сюжету мы отдали столько внимания потому, что он доподлинно иллюстрирует вред, который принесли доперестроечные прожекты не только на селе, но и в городе. Взбрело кому-то в голову переселить многих жителей соседнего с деревней Чёрное города Вязьмы в новый строящийся микрорайон с громким амбициозным названием - Московский. На деньги горно-обогатительного комбината и других промышленных предприятий отгрохали некогда роскошный Дворец культуры, большую поликлинику в 4 этажа... Ныне задуманный стильный центр превратился в непристижную далекую окраину. Хотели-то как лучше... Вышло опять вредительство, захватив при этом самую больную и самую уязвимую сегодня сферу - медицинскую. Посчитать загубленные жизни (особенно стариков) в результате этого шага никто не возьмется.
 
Далее мы будем ссылаться на письмо членов Вяземского общества инвалидов (председатель Е.ЗИМИНА). Оно ценно тем, что не только перечисляет беспардонные недостатки в медицинском обслуживании этого города, но и дает дельные предложения по смягчению прессинга на больных людей всех возрастов.

Скажем, как решить проблему нескончаемых многочисленных очередей в Вяземской городской поликлинике? «Для этого не нужны дополнительные средства, - пишут авторы жалобы, - нужно только желание руководителей Вяземской ЦРБ. Необходимо упразднить талоны к врачам и установить «живую» очередь с ведением записи по фактическому обращению пациента в день приема. Кстати сказать, в поликлинике часто теряются медицинские карточки, так как никто не несет никакой ответственности за их сохранность. А ведь при утере этих документов инвалид не может доказать свою инвалидность. А что творится с выписками рецептов на льготные лекарства! Пациент должен самостоятельно выяснять в аптеке сведения о наличии лекарств, объехав за свои кровные весь город, сообщать об этом врачу... В Смоленске поступили по-другому: выписывают те лекарства, которые необходимы больному, а аптеки обязаны сами находить нужные препараты».

...Это всё из области плохой организации деятельности поликлиники, в частности, отвратительного отношения сотрудников к своим должностным обязанностям. Нет элементарного: информации о бесплатных услугах, прейскуранта платных услуг, обычного стенда с указанием адресов и телефонов страховых компаний. Доступная бесплатная стоматология сведена к ничтожному минимуму, а за деньги далеко не каждый пенсионер сядет в стоматологическое кресло.

Почти слово в слово походит на жалобу из Вязьмы письмо жителя города Истра Московской области пенсионера Александра СТРАХОВА: «Начну с того, что в этом учреждении один общий туалет для мужчин и женщин, одна очередь. Разве пристало так быть в медицинском учреждении, куда порою некоторые пациенты добираются с большим трудом? Не отработан прием пациентов. Скажем, очередь за талончиком надо занимать до открытия поликлиники, еще на улице. К примеру, мне понадобился невропатолог, а меня сначала отфутболили к участковому врачу за направлением. А тот, кстати, направления может и не дать, направит сдавать анализы...

К слову сказать, эти анализы тоже порою просто теряются. Или такой факт: приношу паспорт и полис, а врач говорит, что нужна копия полиса - возвращаюсь и снова теряю день. Что касается платных услуг, то «проплаченные» пациенты идут на прием без очереди. С какой стати? Оборудование в поликлинике очень старое, но главное - нет уважения и доверия к врачам. Рецепты на нужные лекарства зачастую выписываются с условием - покупать их только в определенной аптеке. Всем известно, почему. Считаю, что модернизация российского здравоохранения в целом провалилась».

А теперь вновь вернемся к письму вяземских инвалидов-пенсионеров со Смоленщины... Крайне неудобно было выбрано место для новой городской поликлиники в Вязьме - всё в том же микрорайоне Московском. Она оказалась далековато от настоящего старого центра города. Инвалиды пишут: «Пациенты несут большие затраты на транспорт. Если приходится провести курс лечения от 5 до 10 дней, а одна поездка в поликлинику (туда и обратно) обходится в 20 руб., с пересадкой - все 40. Для кармана тяжеловато. Не говоря уже о физических и моральных затратах. На фоне действующей федеральной программы «За активное долголетие» всё это выглядит изощренным издевательством, горькой насмешкой. То есть назрела необходимость создания некоего поликлинического медицинского центра в старом городе, который активно отстраивается, развивается и где проживает основное население 55-тысячного города. И вообще давно назрела необходимость придания Вяземской поликлинике межрайонного статуса».

Любопытный факт: перемещение Вяземской детской поликлиники в микрорайон Московский, к счастью, не произошло по вине начавшейся перестройки. Стоит она, бедная, стянутая стальными балками - чтобы ненароком не развалилась. Власти думают о каких-то грандиозных военных памятниках, строятся скрытые от глаз роскошные виллы и коттеджи, и никто не видит окруженную подпорками детскую поликлинику.

Всем россиянам известно из СМИ, что за последние годы в плавильном горне выковалась новая порода людей - чиновников и управленцев. Странно, но почему-то в разваливающейся Вяземской детской поликлинике не видно детишек помянутой породы людей. Где их лечат и обследуют?

Во многом перекликается с жалобой вяземских инвалидов письмо Петра ИГНАТЬЕВА из Ульяновска. Причем автор сам врач с более чем 40-летним стажем. Вот что он пишет: «Городские поликлиники все переполнены, ругань в бесконечных очередях, злоба пациентов и раздражительность медицинских работников, низкая зарплата и бумажная волокита - вот приметы ульяновской медицины. А в противотуберкулезном диспансере города просто страшно пребывать».

Здесь следует сделать одну важную оговорку... С прибавлением к названию Минздрава фразы «социального развития» стал расти поток читательских писем в редакцию о социальной незащищенности. Скажем, неоправданно завышенные тарифы на коммунальное водоснабжение, заготовка дров на селе, отсутствие в городе социального продуктового магазина и социальной аптеки, присвоение звания «Ветеран труда» (в этой части Россия разделилась на регионы-княжества, где местные власти решают, кому дать это звание и положенные льготы, а кто и так обойдется), наконец, редакция завалена жалобами по поводу продления или назначения инвалидности. Люди впрямую пишут о фактах оголтелого взяточничества, коррупции в этих службах. Такие сигналы поступили (в основном анонимные) из Новосибирской области, Кубани, Крайнего Севера, Приморского края и других.

В прошлом обзоре читательских писем (см. «МГ», № 44 от 16.06.2010) мы немало внимания уделили, скажем так, зуду модернизации, которому подвержены многие руководители провинциальных ЛПУ. Часто эта реструктуризация делается или в угоду главному врачу, или как повод для изменений в кадровой политике, и почти всегда заканчивается сокращениями и увольнениями, ликвидациями доплат разного рода, ростом протекционизма и кумовства. А в итоге страдает лечебный процесс. Вот хотя бы жалоба Н.ПАВЛОВОЙ из Чебоксар. «Много лет я проработала инженером по труду в медицинских учреждениях, так что кое в чем разбираюсь. Приехала я в Нижний Тагил, чтобы помочь дочери после рождения у нее второго ребенка. У 3-месячной крошки поднялась высокая температура, вызвали врача-педиатра из поликлиники № 5. Врач ничего не нашел, предположив, что «что-то с ушками». Обратились к лору, который тоже ничего не нашел, снова вернулись к педиатру. После принятия медикаментов у малышки тело покрылось сыпью. Решила снова вызвать педиатра и еще позвонила главному врачу поликлиники, пообещала жаловаться в горздравотдел. А в ответ услышала грубость: «Можете жаловаться кому угодно! Вы для ребенка никто».

А злую жалобу Татьяны АЛДРО-ВОЙ из города Звенигово Республики Марий Эл даже не хочется комментировать. Услышала она по российскому радио призыв какого-то врача приобрести один чудодейственный медицинский аппарат, выложила 16 500 рублей. Пришла посылка: аппарат был завернут в рваную газету, без кассового чека, гарантийного талона. Звонил и приезжал специалист фирмы, втирал очки, уговаривал и конечно же отказал в возвращении потраченных денег. Как выяснилось, аппарат изготовлен каким-то НИИ восстановительной медицины. У нас возник законный вопрос: неужели в России еще есть столь наивные люди, которые верят подобной рекламе, подобным мошенникам? Да ведь об этом трубят на каждом углу. Жертв обмана жалко и не жалко, ведь они добровольно отдали деньги, поверив в легко достижимые результаты лечения с помощью сомнительных приборов и препаратов, распространяемых сомнительным же образом.

В этом массиве читательской почты оказалась лишь одна благодарность врачу - случай в нашей редакционной практике довольно редкий. Итак, житель Воронежа Альберт УСТИНОВ пишет: «Дважды я попадал к врачу-проктологу, заведующему отделением 3-й городской больницы Воронежа Владимиру Андрейчуку. Сначала, когда он был молодым хирургом, я тогда переволновался. Но операция прошла успешно, и вот прошло чуть ли не четверть века, я снова у Владимира Ивановича, теперь я не боялся, врач стал «настоящим профессором своего дела». Человек я наблюдательный и сразу увидел, как многое изменилось к лучшему в больнице за эти годы. Чувства свои постарался выразить стихами, посвященными Андрейчуку».

Вот таким был июнь для некоторых читателей «Медицинской газеты». Пишите, звоните.

Владимир ХРИСТОФОРОВ,
член редакционной
коллегии «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru