Вы здесь

Атомная медицина: совсем рядом и очень далеко

Местом проведения заседаний и обсуждений III Евразийского конгресса по медицинской физике и инженерии «Медицинская физика 2010» стали ведущие научные центры Москвы: МГУ им. М.В.Ломоносова, Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина РАМН и Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф.Владимирского.

В работе конгресса участвовало около тысячи специалистов, в подавляющем большинстве - из России, а также из Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, США и еще 14 стран.

Одного из организаторов конгресса, директора Института медицинской физики и инженерии, президента Ассоциации медицинских физиков России, инспектора МАГАТЭ, доктора физико-математических наук, профессора Валерия КОСТЫЛЁВА мы попросили оценить итоги очередной встречи физиков и медиков.

- Для российских врачей конгресс стал более значимым и интересным из-за того, что возросли вклад и внедрение физико-технических разработок в отечественную медицину. Хотя до идеала еще далеко, но прогресс заметен. Например, в ходе заседаний, проходивших в РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН, интересные доклады сделали физики, которые не столько ведут научно-экспериментальные разработки, сколько напрямую контактируют с врачами и совершенствуют методы диагностики и лечения онко-больных. Интересно, что возросло число молодых ученых - для них в РОНЦ им. Н.Н.Блохина была проведена отдельная конференция, где прозвучали 13 интересных докладов, из которых два были удостоены первой и второй премий всего конгресса. Первую получила Александра Зверева -за применение математических моделей оценки вероятности лучевых осложнений, что важно для повышения качества лучевого лечения. Второй удостоена Татьяна Крылова за доклад «Дозиметрическое обеспечение тотального облучения человека с помощью метода термолюминесцентной дозиметрии», речь шла о реализации нового, очень эффективного метода облучения больных с определенной локализацией и видом заболевания.

К сожалению, если не считать отдельных ярких работ в сфере медицинской физики, россияне в целом похвастать достижениями не могут. В очередной раз мы убедились, что отстали от передовых стран намного. Особенно обидно то, что не из-за бездарности наших специалистов, а потому, что уже примерно 30-40 лет медицинская физика не поддерживается государством. Фактически нет ни финансирования, ни подготовки кадров, ни кафедр в университетах, ни учебных центров в ведущих клиниках - даже в таких, как РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН.

Бессистемно ведется и финансирование отдельных проектов. Нет общей концепции развития медицинской физики, идеологии и государственных программ. И это при том, что все знают, как широко поддерживается эта сфера деятельности на Западе и особенно в США. Такое невнимание привело просто к катастрофическому отставанию.

А ведь в достижениях медицинской физики очень заинтересованы врачи-клиницисты и их многочисленные пациенты. Явное отставание неизбежно приводит к аналогичным ситуациям, например, в медицинской радиологии, лучевом лечении. Пациенты остаются без квалифицированной помощи. Закупать сложнейшее импортное оборудование, что сейчас происходит, - для этого много ума не требуется. А как с его помощью хорошо лечить больных? В этом ключевая задача у тех самых медицинских физиков, которых в России пока почти нет.

-    Выбран самый простой путь - вместо того, чтобы делать свое оборудование, его закупают на Западе.

-    Совершенно верно. Хотя на конгрессе большинство секций было связано с фундаментальными разработками в области медицинской физики и инженерии, которые должны приводить к созданию соответствующего отечественного оборудования. Но эта сфера тоже не поддерживается, и откуда оно у нас возьмется? А ведь хороших идей в нашей стране было много, они и сейчас появляются - конгресс это подтвердил. Многие еще «советские заделы» теперь уже реализованы на Западе, и это дорогостоящее оборудование мы сейчас закупаем. Возьмем медицинские ускорители для лучевого лечения онкологических больных. Всегда считалось, что в СССР ускорители - одни из лучших в мире. А вот медицинские ускорители «выбыли» из сферы государственных интересов, и для того, чтобы нагнать образовавшееся отставание от Запада, нужны огромные усилия. Но их пока нет.

Приходится закупать и диагностическое оборудование - компьютерные, магнитно-резонансные, позитронно-эмиссионные томографы и др. - на это расходуются огромные средства.

-    В чем вы видите возможности для улучшения ситуации в будущем?

-    Мы неоднократно об этом заявляли, хотя пока серьезных сдвигов к лучшему нет. Нужна специальная государственная программа развития атомной медицины и медицинской физики. По масштабам ничуть не меньше, чем программа по нанотехнологиям. В свое время СССР и США соревновались в области производства атомного оружия, прогрессировала и атомная энергетика. Пришло время и для развития атомной медицины. На Западе это уже давно поняли, в эту сферу сегодня вкладывается больше средств, чем в атомное вооружение и энергетику.

Сегодня в России работает всего 100 медицинских ускорителей, в США - около 4 тыс. Для населения нашей страны, по нашим подсчетам, их нужно не менее 3 тыс. Чтобы восполнить пробел, необходимо ежегодно закупать их не менее 30. Россия могла бы стать четвертым (после международных корпораций США, Германии и Великобритании) производителем столь нужной техники. Для отечественных потребителей ее приобретение обошлось бы как минимум в 2 раза дешевле.

Если мы хотим через пару десятков лет догнать передовые страны, то должны бежать вперед быстрее их. Словом, России нужен свой медицинский атомный проект!

*   *   *

Далеко не случайно одним из трех центров, на базе которых проходили заседания III Евразийского конгресса по медицинской физике и инженерии «Медицинская физика 2010», был выбран Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф.Владимирского. Здесь врачи не только успешно лечат больных, но и активно участвуют в фундаментальных научных исследованиях, совместно с физиками, химиками, техниками, биологами и другими учеными Москвы, Московской области и ряда ведущих регионов России.

И сегодня МОНИКИ имеет договоры о научно-техническом сотрудничестве практически со всеми основными профильными предприятиями, занимающимися инновационными разработками в области медицины, созданием новых приборов, материалов, устройств и технологий для медицины.

Вот что сказал по поводу III Евразийского конгресса один из его организаторов, заместитель директора МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского по научной работе, доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ и губернатора Московской области Вячеслав ШУМСКИЙ:

- Фундаментальные исследования должны приводить в конечном счете к созданию более эффективных методик для практического здравоохранения. Как показал опыт проведения всех конгрессов, участники предоставляют массу новых сведений и результатов, касающихся развития физических методов диагностики и лечения самого широкого круга заболеваний, особенно онкологических. Много представляется современных лучевых технологий - рентген, ультразвук, лазеры. Большие и достаточно новые для медицины разделы - нанотехнологии и технологии компьютерной обработки данных - в этом году также были широко представлены.

В связи с большими перспективами использования в практической работе МОНИКИ этих и многих других новых достижений современной науки на стыке медицины и физики, необходимостью технической и инженерно-физической помощи врачам в освоении подобных технологий в 2009 г.
 
была создана специализированная лаборатория медико-физических исследований, которую возглавил доктор технических наук Дмитрий Рогаткин, также ставший активным членом оргкомитета конгресса. Вся его трудовая деятельность связана с тремя сферами - медициной, физикой и техникой. Я с ним согласен в том, что после таких международных форумов значительно расширяется и ускоряется процесс поиска новых путей диагностики и лечения, углубляется понимание этиологии и патогенеза многих заболеваний. Врачи получают возможность взглянуть на проблему глазами физиков, а физики - глазами врачей. В результате рождаются уникальные новые методы и приборы на стыке разных наук как результат совместной деятельности физиков, техников и медиков.

Например, сотрудники ряда предприятий подмосковного наукограда Фрязино занимаются разработкой и внедрением различной новой лазерной аппаратуры, созданием новых лазерных технологий.

Что же касается технологии использования кристаллографии биологической жидкости, разработанной нами совместно со специалистами Научно-клинического центра геронтологии Минздравсоцразвития России, то сегодня эта методика запатентована уже в 40 странах мира.

Три года институт по договору плодотворно сотрудничает с учеными Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород) в сфере совершенно нового вида диагностики - оптической когерентной томографии.

Сотрудники отделения оториноларингологии, которым руководит доктор медицинских наук, профессор Валерий Свистушкин, успешно разрабатывают и применяют новые лазерные технологии. Их используют для лечения верхних отделов дыхательных путей и уха, удаления доброкачественных и злокачественных новообразований полости носа, околоносовых пазух, глотки и т.д. Результаты этой работы впечатляют.

Для закрытия дефектов костных тканей мы уже много лет совместно с сотрудниками лаборатории НИИ автоматики и гидравлики РАН занимаемся поиском новых материалов на основе биокерамики. Это важно и для нейрохирургии, и для травматологии, и для костно-лицевой хирургии. В МОНИКИ уже успешно внедрены некоторые современные технологии на основе этих новых материалов.

-    Как вы оцениваете возможности отечественных производителей новой аппаратуры для медицинских учреждений?

-    Пока известна грустная цифра: российский медицинский рынок на 80-85% заполнен импортной аппаратурой. Она высокотехнологичная, дорогостоящая, у нас практически не производится или выпускается по лицензиям. Речь идет об аппаратах для ультразвуковых исследований, современной лучевой диагностики и лучевой терапии, томографии. Хотя сама идея создания компьютерной томографии и принадлежала советским ученым, за что в свое время они были удостоены Ленинской премии, но все ушло на Запад... Медицинской промышленности и приборостроения как отраслей экономики в нашей стране практически не осталось. Так что прогнозировать возможности сегодняшних разрозненных отечественных производителей очень непросто...

-    Что вы могли бы сказать в целом об итогах III Евразийского конгресса «Медицинская физика 2010»?

-    На встречу собрались заинтересованные специалисты из 20 стран мира. Физики, химики, медики. Из-за того, что такие конгрессы проводятся раз в 5 лет, программа оказалась очень насыщенной. Заранее были опубликованы 4 тома сборника материалов. Сейчас готовится пятый, дополнительный. Было сделано около 700 научных докладов. Рабочими языками были русский и английский.

Поскольку я как член оргкомитета отвечал за медицинский раздел в повестке дня, то и во время подготовки конгресса, и в ходе 5 дней заседаний мне посчастливилось узнать много нового. Тогда в сжатом виде, сейчас более детально. Теперь уже как заместитель директора МОНИКИ по научной работе сегодня я по материалам конгресса выбираю для нас будущих «сотоварищей» по развитию того или иного направления медицинской физики и инженерии на последующие 5 лет.

*   *   *

Как видим, несмотря на серьезное отставание от лидеров, российские физики и медики сотрудничают всё успешнее и намерены осуществить новые проекты на благо отечественного здравоохранения. Вывод хоть и банален, но очевиден: нужна более основательная поддержка государственных органов.

Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru