Вы здесь

Коллизии законодательства

Подводя на днях итоги весенней сессии, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Калашников отметил: этой теме были посвящены 23 законопроекта, подготовленных комитетом, из которых приняли каждый второй. Инициативы обсуждались на парламентских слушаниях, конференциях, «круглых столах», в том числе выездном - в Бийске Алтайского края, на экспертных советах. Вот только что в «сухом остатке»?..

-    Полтора года назад было понятно: три основополагающих закона - «Об обращении лекарственных средств», «Об основах охраны здоровья граждан» и «Об обязательном медицинском страховании» требуют существенной переработки, -отмечает С.Калашников. - Не имея национальной модели здравоохранения, что-то латать, что-то корректировать было делом неблагодарным. Так, комитет подготовил более 80 поправок к закону «Об основах охраны здоровья граждан», которые приняли, кстати, в первом чтении... Но поскольку продолжались споры по принципиальнейшим направлениям, к примеру, - отменить платное медицинское обслуживание в государственных лечебных учреждениях или оставить и т.д., то всё тонуло в дебатах.

-    У меня есть майка, на которой написано: «Позитивная трансформация актуальна на любом уровне», - улыбается депутат. - То, что застыло, надо реформировать. Вот только как? Отрывая голову или всё-таки применяя терапию?..

Сегодня у нас уже существуют по крайней мере три национальные модели. Это можно лишь приветствовать. Есть предмет для дискуссии. Законодатель полагает: предстоящая осенняя сессия для Комитета по охране здоровья будет очень жаркой и базовой. Уже сформулированы конкретные вещи, которые требуют однозначного ответа - да или нет. Принимаем или не принимаем. Это не абстрактные призывы - улучшить, углубить, изменить закон. Речь идёт конкретно о том, будет платная государственная медицина или не будет? Отказываемся мы от той модели, которую называем страховой, но которая к страхованию не имеет отношения, или не отказываемся? Вводим мы превентивную медицину или не вводим? А если вводим, то в каком объёме, для кого, за какие деньги?..

Кстати, вопрос о деньгах. В плане бюджета, принятого до 2015 г., идёт существенное снижение финансирования здравоохранения. Сейчас вроде бы намечается немного увеличить финансирование. Но остаётся открытым вопрос - куда эти деньги перенаправить. Количество перинатальных центров растёт, но они становятся всё более и более удалёнными от рожениц, доступность качественной медицинской помощи роженицам по-прежнему недостаточна. Нужна другая система.

-    Многих граждан весьма серьёзно интересует закон «о табаке». Что нового на этот счёт?

-    С 1 июня вступил в силу «Закон об ограничении курения табака», подготовленный комитетом. Ещё в феврале депутаты внесли поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в «Закон о рекламе», которые устанавливали ответственность за несоблюдение нового закона. Все прекрасно понимают: если норма есть, а ответственность отсутствует, то и нормы нет. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести нормы об установлении административной ответственности за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в неустановленных местах, рекламу и спонсорство табака. Согласно документу, подобная ответственность также устанавливается за вовлечение несовершеннолетних в употребление табака, предлагается внести поправки о полном запрете на рекламу табака и табачной продукции.

Около 300 тыс. россиян трудоспособного возраста преждевременно умирают из-за проблем со здоровьем, связанных с курением. Врачи прогнозируют, что уровень заболеваемости сердечно-сосудистыми патологиями в стране начнёт снижаться уже через полгода после полного вступления в силу антитабачного закона, а онкологическими – через 3-5 лет.

Депутаты рассчитывали: в апреле закон будет принят, в течение мая общество начнёт к нему адаптироваться, обсуждать штрафы... Но с 1 июня оба закона заработают.

А что на деле? Первый закон заработал, был подписан. Второй же, который внесли ещё в феврале, был принят во втором чтении лишь на финише весенней сессии. О том, как трудно проходил документ, можно писать детективные новеллы. Но как торпедировали поправки к нему – это целая эпопея! Сработали табачные лоббисты, очень успешные ребята, заблокировав принятие закона в начале первого чтения, затянув его подготовку ко второму чтению. Сейчас он отложен на сентябрь.

Вы же понимаете, что табачное производство – одна из мощных индустрий. Поживём – увидим, появится ли закон в сентябре.

– Кстати, а по какому всё же времени будем жить?

– Болевая тема – законопроект о переходе России на круглогодичное зимнее время. Как известно, переход на зимнее и летнее время в РФ был отменён летом 2011 г. Страна стала жить по летнему времени – по системе исчисления, опережающей астрономическое время на два часа. Россияне неоднозначно восприняли смену привычного режима. Решение вызвало у многих недовольство, люди заговорили о хроническом недосыпании и усталости. Нововведение, есть мнение авторитетных специалистов, плохо отражается на здоровье людей. Теряется качество жизни – появляется слабость, головная боль. К каким-то мгновенным катастрофам это не приводит, но потом природа нас наказывает. Тот вариант, в котором мы живём, плох потому, что мы не видим ни рассвета, ни захода солнца. Наш образ жизни должен соответствовать суточному ритму.

К концу зимы Госдума стала получать огромное количество гневных писем от граждан. Похоже, ситуация снова обострится в октябре-ноябре, поэтому с сентября депутаты планируют ряд действий, включая внесение закона о переходе России на круглогодичное зимнее время.

– Как поддержать здоровье лиц нетрудоспособного возраста?..

– Россия стремительно стареет. Что ни год – 400 тыс. новых пенсионеров. По последним данным статистики, каждый 8-й россиянин – старше 65 лет. Это 13% от общей численности населения. А между тем, согласно международным критериям население числится старым, если доля таких людей превышает 7%.

Проблема помощи старым людям, в том числе и медицинской, приобретает всё более острый характер. Взять хотя бы так называемую проблему долечивания... В той же Германии, сделав оперативно сложную операцию, человеку предложат месяц долечиваться в другом медицинском учреждении – за немалые деньги. Это – составляющая операции. Часть восстановления после хирургического вмешательства...

В России долечивание становится одной из составляющих отечественного здравоохранения. Но провозгласить – не значит сделать. Нет материальной базы. Мы порушили систему, которая худо-бедно выполняла эту задачу. На осенней сессии планируется принять обновлённый закон о санаторно-курортном деле. Казалось бы, чисто медицинская проблема. Но с ней очень тесно соприкасается проблема социальная, затрагивающая едва ли не каждую семью.

...Человек немощен, за собой не может ухаживать. Живёт в небольшой квартире с молодой семьёй, с детьми... Тут как раз и нужны социальные учреждения с усиленным медицинским акцентом, которые бы помогали решать непростую проблему. По идее – во всём мире так! – это дома престарелых, разного типа – для лежачих, ходячих. Однако у наших таких учреждений не самая добрая слава.

Узнав, что кто-то из знакомых «сдал» родителей в дом престарелых, окружающие не скрывают своего осуждения. Понимая: он отдал их не в лучшие условия... А мы должны быть гарантированы: новые условия лучше, чем могут предоставить дома. Колоссальная проблема, где тесно переплетены вопросы и социальной защиты, и здравоохранения.

– Врачи жалуются, что вынуждены больше заниматься писаниной, чем оказанием помощи самим больным...

– Терапевт поликлиники должен на приёме уделить каждому пациенту 15 минут. Иначе он не укладывается в норматив своего рабочего времени, а по количеству принятых больных ему платят зарплату... Из этих спрессованных минут минимум две трети уходит на заполнение бумаг – записи в медкарту, выписки рецепта. На диагностику, рекомендации больному остаётся с гулькин нос. Это не лечение. Это не приём у врача.

Почему так происходит? Ведь с 2004 г. идёт разговор о создании единой информационной системы здравоохранения. Закуплена масса компьютерной техники. Звучат голоса, что врачи быстрее пишут, чем печатают. Но ведь есть программное обеспечение... Врач должен поставить кликом код соответствующего заболевания, код лекарств, которые выписывает. Три-четыре клика! Это и есть электронная медицинская карта. Отсюда база данных, с соответствующей защитой...

Актуальнейшая проблема, о которой спорим до сих пор. А ведь речь идёт о естественном развитии организации современного здравоохранения. Угрохав миллиарды, мы так и не получили системы. Куда пошли деньги? Гд е гарантия, что не потребуются ещё 20 лет, чтобы создать то, что нужно?..

– Ваше отношение к внедрению стандартов медицинской помощи?

– Идея их внедрения принадлежала Зурабову. Помнится, ко мне пришли американцы: «Зачем вы создаёте свои стандарты? Они не годятся. Мы их начали создавать ещё в 40-х годах, и у нас есть всё... Готовы их бесплатно отдать».

К тому времени 550 стандартов уже утвердили. К ним прибавилось ещё 600. Во многих названы лекарства, которые уже сошли со сцены. Стандартам решили отвести роль финансовых ориентиров для организации финансирования. Мировая медицина сейчас отказывается от них. На передний план выходит персонализация лечения... Не вижу здесь глубокого противоречия. Проблема в том, что все знают, что делать, говорят об этом,  но те,  кто должен заниматься делом, им не занимаются.

– Чем объясняются новые правила при выписке рецепта?

– Существует международное название препарата. И при этом лекарства – особенно дженерики – выпускают разные фирмы под своими названиями. Если врач указывает в рецепте фирменное название, то он как бы указывает фирму, у которой надо приобретать лекарство. Вольно или невольно лоббирует продавца. Теперь принят закон: лекарство выписывается по международному патентованному наименованию. Покупатель сам может выбирать препарат по более доступной цене. Такова международная практика.

– Что на подходе в законодательном плане?

– Среди уже анонсированных законов от правительства один из наиболее серьёзных – закон «О донорской ткани и органов». Он, безусловно, вызовет массу эмоций. Мы делаем примерно в 15 раз меньше пересадок, чем в развитых странах. Мириться с эти дальше уже нельзя. Другой документ представляет сильно переделанный закон об обращении лекарственных средств. И здесь надо обратить внимание вот на что. В документах ВТО существует запись: страны, не способные обеспечить своё население дорогими препаратами, имеют право принудительного лицензирования – резко ограничивать в стране цену продаваемого лекарства. Мы предлагаем использовать такой подход при покупке ряда очень дорогих лекарств для орфанных заболеваний.

Мы ждём от правительства закон о страховании ответственности оказания медицинской помощи. Подготовленный вариант пока вызывает колоссальную критику, нуждается в широком обсуждении во врачебном сообществе. На очереди закон о медицинских исследованиях. Есть вариант для обсуждения. Подготовлены серьёзные поправки в закон «Об обязательном медицинском страховании».

Беседу вёл
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru