Вы здесь

Еще и еще раз только в интересах медиков

- Михаил Михайлович, к концу года правительство избавится от Единой тарифной сетки, на основании которой рассчитывается зарплата бюджетников. Поясните, пожалуйста, достаточная ли, на ваш взгляд, идет подготовка к этому переходу - от ЕТС к новым формам оплаты труда.

- Четыре года назад мы выступили против их введения, потому что в тот момент не всё было продумано до конца, по нашим оценкам, недостаточным было и финансовое обеспечение. Для любого врача, любой санитарки безразлично, какая существует система оплаты. Но каждый на своем месте должен получать заслуженную и достаточную зарплату. Вот отсюда и надо исходить.

Напомним, что в свое время ЕТС сыграла положительную роль, но ее сломали, и дальше она уже не могла действовать эффективно. Вопрос встал о новых формах. Но прежде чем на них перейти, нужна большая подготовительная работа, чем мы сейчас и занимаемся в рамках рабочей комиссии.

Под эту реформу подпадают 3 млн бюджетников, но только федеральных учреждений. На них и будет отработан механизм новой системы. А уже потом распространится на регионы, но прежде он будет как следует отлажен. Новая система оплаты труда, по замыслу чиновников, не будет уравниловкой, как тарифная сетка. Базовая часть оклада должна быть у каждого, а далее за образование, достижения и прочие заслуги будут идти компенсационные и стимулирующие надбавки. При этом руководитель не сможет себе сделать заоблачную зарплату, а сотрудникам платить мало. Его оклад не должен будет превышать 3-5 средних получек по учреждению. Поэтому он вынужден будет создавать условия, а у сотрудников появится стимул трудиться с большей эффективностью.

- А почему провалилась отраслевая система оплаты труда? Помнится, на нее тоже были надежды...

- Да, отраслевая не состоялась, хотя мы предполагали ее внедрить во всех территориях. Законодатели поступили по-иному, передав функции разработки новых систем оплаты труда в регионы. Но за это время никто ничего не придумал нового. Есть, конечно, некоторая новизна в питерской, тюменской и др. А в принципе все базируются на Единой тарифной сетке. Теперь вот задумка - «проиграть» новую систему на федеральных учреждениях.

- И на каком же этапе находится подготовительный процесс?

- Речь идет об обсуждении поправок в известное 605-е правительственное постановление «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Основные пункты системы начисления зарплаты по существу определены. Но согласительная работа продолжается. К 1 сентября мы должны выдать готовый документ для утверждения в правительстве.

- Как известно, профсоюз тоже внес поправки в 605-е постановление. Ваши предложения учтены?
 
- Это четыре существенных момента, на которые мы обратили внимание. Из постановления выпала сама идеология базовых окладов. При обсуждении нам сказали: давайте обойдемся без этого, а сразу перейдем на понятие «минимальный оклад». А к этому вернемся, когда система пройдет апробацию, например через год. Только кто этим будет заниматься? Сегодня мы находимся за одним столом, завтра придут новые люди, которые будут не в курсе того, что мы отложили на «потом». Так и будем работать, хотя в законодательстве прописано понятие «базового оклада».

Следующий вопрос - о типовых нормах, их заменили на примерные. (Справочно: примерное положение - это необязательное к применению, пробное, приблизительное, тогда как типовое положение является образцом, типом, стандартом для ряда случаев с целью придания им единства в пределах, установленных этим положением). Поэтому невозможно сохранить уровень государственных гарантий при установлении примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, а также в случае, если минимальные размеры окладов (должностных окладов) ставок заработной платы будут установлены лишь в качестве рекомендуемых.

Конечно, нас не может не волновать и такая вроде бы техническая недоработка - из постановления ушло участие профсоюза, хотя законодательно прописана его контрольная функция. Естественно, мы не могли пройти мимо этого упущения и внесли предложение изложить в своей редакции: федеральным органам исполнительной власти для подведомственных федеральных бюджетных учреждений и федеральным бюджетным учреждениям, являющимся главными распорядителями средств федерального бюджета, с учетом мнения соответствующих профсоюзов, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить...

Речь идет о перечнях основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений; примерных показателях стимулирования работников федеральных бюджетных учреждений; типовых положениях по оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности и т.д. Очень много и других принципиальных вопросов, которые требуют участия и согласия профсоюзов.

Несколько разъяснений мы дали о рекомендациях по порядку заключения и примерной форме трудового договора между руководителем и работником федерального бюджетного учреждения.

Еще один вопрос, о чем мы должны договориться, - об уровне минимального оклада. Будет он 5 тыс. руб. или больше - всё равно он должен быть определен. Речь идет о конкретной сумме, так как его нельзя устанавливать ниже прожиточного минимума, а с 1 января 2009 г. он будет 4300 руб.

Да, переговорный процесс идет напряженно, работаем практически в ежедневном режиме. Можно сказать, согласовываем действия в интересах медиков. Ассоциация профсоюзов непроизводственной сферы подготовила письмо премьеру Владимиру Путину, в котором просим обратить внимание на эти проблемы.

- Ваш прогноз, Михаил Михайлович: что ожидать медикам от новой системы оплаты труда?

- Никто уже не отрицает, что нужна дифференциация в оплате труда. По новым правилам расширятся возможности руководителя поощрять за качественный труд. В каждой группе, кроме первой («не имеющие профессиональных навыков»), будут применяться повышающие коэффициенты. Они должны отразить сложность выполняемой работы. Так, я считаю, что хирург не может зарабатывать меньше участкового терапевта, а может только больше.

Кроме оклада будут начисляться надбавки: за выслугу лет, за научную степень, риск заразиться опасным заболеванием - всего существует более 1000 видов доплат.

К 1 декабря правительство проиндексирует на 30% зарплату бюджетников. Это, безусловно, шаг вперед в повышении их благосостояния. Другое дело, что 30% не так и много.

- Что еще сегодня волнует председателя отраслевого профсоюза?

- Средства на реформу оплаты труда. Нас уверяют, что они есть. И тем не менее некоторые факты заставляют задуматься о возможных недоработках. Вспомним недавнее (01.02.08) повышение зарплаты на 14%. Вроде бы добились существенного повышения от всех видов заработка. А теперь выясняется, что не всех оно коснулось. Правительственное постановление до сих пор не выполнено в научно-учебных учреждениях. Сотрудникам этих учреждений повысили только должностные оклады, а у них есть еще надбавки за ученую степень, но они оказались не учтены.

Мы провели мониторинг по всем научным учреждениям, получили исчерпывающую информацию, проанализировали и теперь будем добиваться, чтобы повышение произошло и у этой категории специалистов. Сначала рассмотрим вопрос на рабочей комиссии. Если не сумеем решить, обратимся дальше по инстанции.

После отработки всех документов, необходимых для перехода на новую систему оплаты труда, работа профсоюза на этом не завершится. Как только в переговорном процессе будет поставлена точка, дадим своим организациям исчерпывающие разъяснения и план дальнейших действий. А дальше - снова будем добиваться учета интересов людей, занятых в нашей отрасли. Повышение зарплаты, на что и направлена реформа, будет способствовать экономической защищенности медицинских работников. Только при этом условии возможны развитие и совершенствование системы здравоохранения.

Беседу вела Галина ПАПЫРИНА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru