Вы здесь

Сергей ЗАХАРОВ: Залог долгожительства – это крепкая семья

Имя народного артиста РФ Сергея Захарова сегодня знакомо многим не только у нас, но и за рубежом. Он родился 1 мая 1950 г. в Украине. Пел в ансамбле песни и пляски «Дружба» Дома Советской Армии Среднеазиатского военного округа. Награжден международным орденом «За преумножение добра на земле» и орденом Дружбы. Сегодня он в гостях у «МГ».

– Извините за такой нетрадиционный первый вопрос, но хотелось бы узнать о вашем отношении к самой жизни…


– Я понял главное – смысл жизни заключается в ней самой. В этом мире нет ничего выше простых человеческих радостей. Если от носиться к жизни, как к игре, то проживешь долго и счастливо. А если как к тяжелой ноше, то не дотянешь и до середины дистанции. Это не я так мудро сказал, а один знакомый полярник.

Жить, чтобы работать – совершенно идиотская ситуация. Я ра ботаю для того, чтобы жить. Разница очень существенная. Для меня работа не является смыслом жизни, это как отдых души, главное для меня – се мья, дом, внуки.

– Вы были в состоянии клинической смерти. Что вы чувствовали?

– Да, врачи города Миасса Челябинской области Дмитрий Солодовников и Игорь Яковлев спасли меня. Случился коллапс на фоне полного нервного истощения, связанного с напряженной концертной деятельностью. А смерть... Я понял – умирать совсем не страшно, потому что смерти как полного небытия не существует. Сейчас тебе кажется, что ты уйдешь, и после тебя ничего не будет, ты сгинешь, и ничего не останется. Но когда ты умираешь, то понимаешь, что перед тобой открывается огромное пространство, и ты уходишь в мироздание. Твой кусочек, твой интеллект, всё, что ты впитал от друзей, от публики, от чтения, от своей собственной эволюции, не пропадет зря. Единственная мысль: всё, что ты накопил за свое время, уходит в общую вселенскую базу данных. Ты уходишь с удовольствием, с радостью, ты выполнил свою миссию на этой земле, и дальше тебя ждут много-много жизней в разных ипостасях. Это не темнота, это продолжение... Мы просто переходим в другой мир и в другом качестве. А разве можно бояться того, чего нет? И теперь я живу размеренно и спокойно.

– Что вы любите читать, каковы ваши пристрастия?

– Фантастику люблю с детства и до сих пор считаю, что она освобождает мысль, лишает стереотипов. А теперешнее повальное увлечение детективами не разделяю, на мой взгляд, это лишь потребление, не более того, без работы мысли и души. С удовольствием читаю произведения классической литературы.

– Правда ли то, что ваша певческая карьера началась почти случайно?
 
– Я рано женился, и скоро мне надо было идти в армию. И тут я подумал, а что если пойти попробовать себя в военный ансамбль песни и пляски, вдруг возьмут? На гражданке я часто встречал ребят из армии – солистов ансамбля. Вот, видимо, после разговоров и появилась эта мысль – пойти в ансамбль. И я пошел... «Спой это, спой то», что-то я там проблеял, и меня – взяли! Зачислили вольнонае мным в хор, во вторую линию, баритоном.

– Когда вы начали свою сольную карьеру, на сцене уже вовсю блистал Муслим Магомаев. Каково было ваше отношение к маэстро?

– Мое появление на эстраде многие расценивали как подражание Муслиму Магомаеву. Но я думаю, что это нормальное явление. Вна чале молодой артист неизбежно кому-то подражает, и лучше если мастеру. Так же в литературе, да где угодно. На неудобренной почве ничего не растет. Я начинал, когда звезда Магомаева блистала, когда он был в самом зените славы. Он казался мне недосягаемой вершиной. Мы с ним были похожи еще и потому, что вышли из одной оперно-камерной школы, манера звукоизвлечения была одинаковой. И этого не избежать. Очень важно, чтобы в искусстве был учитель. Муслима Магометовича я считаю одним из моих учителей, прекрасным музыкантом.

– Красивый голос от природы – это ключ к успеху?

– Голос сам по ceбe ничего не значит. Он должен быть подкреплен трудом, трудом и трудом. Зазнайся – сгорел бы ярко и мгновен но. Я выбрал другой путь – гореть долго и ровно, а для этого надо иметь голову на плечах да силу воли. Большая ошибка приписывать успех себе, а не Богу, по воле которого именно в тебе сосредоточи лись и проявились способности твоих предков. Твоя же задача – сохранить их и приумножить.

– Что для вас как исполнителя такое явление, как русский романс?

– Русский романс для меня – инструмент, с помощью которого я изучаю самого себя. Это можно сравнить с огранкой алмаза – я граню романс, как драгоценный камень. Потому каждый раз он звучит совершенно по-новому – возникает другая интонация, другой образ. Романс очень эмоционален и демократичен. Здесь воплощены те мысли и интонации, что витают в народе, то, что понятно каждому. В романсе вся наша славянская душа – увлекающаяся, не прагматичная, бесшабашная. С ней связаны все наши беды и победы. Романсы – отражение духа, сокровенного естества русского человека, у кото рого сердце, чувства на первом месте. Я пытаюсь раскрыть в романсе многогранность человеческой личнос ти, многогранность собственных переживаний. Романс – это опыт переживаний. Настоящий исполнитель романса должен прожить большую жизнь, полную всевозможных перипетий и любви – не только к женщине, но и, с большой буквы, к Родине.

– Творческая жизнь – какая она вообще?

– Творческая жизнь у разных людей складывается по-разному. Одни ярко вспыхивают и сгорают совсем молодыми, как Лермонтов или Есенин. Другие светят ровно и долго, как Верди или Леонардо да Винчи. Мне ближе вторые. Я хотел бы гореть долго. Слишком быстро, по моему мнению, сгорает тот, кто облечен та лантом и жизненным опытом, но потерял сюиминутный успех. От того, что пришел Пастернак, ценность Есенина не уменьшилась. Но когда Есенин умер, он считался немодным. Все, кто видит себя только на вершине пирамиды, не выдерживает «второй роли». Вступает в силу закон саморазрушения. Если бы Есенин и Лермонтов были меньше уверены в своей гениальности, они прожили бы долго и счастливо и оставили бы человечеству еще много чудесных произведений. А они оценивали мир прежде всего с позиции собственного «я», что привело к саморазрушению...

– О вредных привычках?..

– Признаюсь, что какой-то период времени очень серьезно увлекся алкоголем. Жизнь постепенно разрушалась. Еще немного, и я бы просто сгорел. Мои близкие говорили, что когда я выпивал, я становился совершенно непохожим на себя. Плохим или хорошим, они не говорили. Но другим... Весь подсознательный мусор выползал наружу. С этим злом мне пришлось бороться очень долго. Вино, конечно, высвобождает творческую энергию, но в конце концов приводит только к депрессии. За всё надо платить. Понял, что если для одних людей алкоголь – развлечение, то для меня – цианистый калий. Болезнь ведь себя никак не проявляет, пока ты сам ей не позволишь. Надо просто сказать себе «стоп» и ни в коем случае не прикасаться к спиртному. Лет пятнадцать уже мне это удается.

– Каков ваш путь к русской песне?

– Альбом «Выхожу один я на дорогу...» возможно, отражает весь мой путь к русской народной песне. Он был довольно долгим. Сначала я освоил большой пласт романсов, и всё время не решался петь русские песни. Мне не хотелось испол нять эти песни упрощенно, как это делают многие певцы. Я долго думал на эту тему, и началось мое знакомство с песни «Вот на пути село большое». И когда я услышал про «лошадуше», слеза навернулась – я понял, что я глубоко русский че ловек и это очень хорошо чувствую.

– Здоровый образ жизни – что это по-вашему?

– Я, когда приезжаю с гастролей, всё время нахожусь на улице, постоянно работаю на свежем воздухе. Токсины улетучиваются мгновенно. Банька у меня двойная – финская и русская, и я стараюсь по париться в обеих. Один раз – в финской, а второй раз – в русской. Потом – ледяной душ, а зимой – снег. Встаю в 8 часов утра, зарядка, массаж, контрастный душ. Где-то через полчаса я в абсолютной форме. В 10, в пол-одиннадцатого еду в город. После работы обычно звоню, чтобы к такому-то часу баня была готова. Приезжаешь – побросал вещи, и... в здоровый образ жизни!..

– Кто у вас в семье главный?

– Мы с женой Аллой никогда не доказывали друг другу, кто из нас главный в семье. Я ее очень уважаю и ценю, она умная и тонкая женщина, прекрасная хозяйка, замечательно готовит и вяжет. Мы можем за целый день ска зать друг другу всего несколько фраз. Но нам вместе уютно и комфортно. Я не устану повторять, что моя артистическая карьера состоялась только благодаря моей семье. Будь я один – неминуемо бы оказался во власти соблазнов, и ка рьера могла закон читься, едва начавшись. Чтобы человек мог спокойно творить, не пойти, что называется, по кривой и не растрачивать свой дар впустую, нужна, просто необходима семейная ответственность. Всем, кто дума ет, что для эстрадного артиста обычное дело часто менять жен, я отвечаю – нет, это не так. Залог долгожительства, и творческого, и физического, – это крепкая семья. В ситуации выбора между карьерой и семьей я бы, не задумываясь, отдал предпочтение семье. Для меня сохраняет силу старомодное романтическое обещание вечной верности.

Беседу вел Александр КЛИМАЙ,
терапевт,
член Российского союза
профессиональных литераторов.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru