Вы здесь

В режиме открытости

В тверских лечебных учреждениях внедрена новая система оплаты труда. Она премирует медицинских работников за конкретные достижения в работе, ее качество. В 2012 г. выплаты стимулирующего характера составили более 20%. При этом введен подушевой способ оплаты медицинской помощи у врачей общей практики с применением коэффициента эффективности. С 2012 г. 73 медицинские организации переведены на одноканаль-ное финансирование с оплатой по полному тарифу. Проводимая территориальным фондом ОМС области тарифная политика позволила резко повысить объемы по амбулаторно-поликлинической помощи и приблизиться к федеральным нормативам. Более того, внедрено 30 стандартов при оказании стационарной помощи, в том числе 22 в рамках программы модернизации.
О том, как работает в новых условиях ТФОМС Тверской области беседа специального корреспондента «МГ» Алексея ПАПЫРИНА с его директором Ириной ЧЕРНОНОШКИНОЙ.

 

– Ирина Петровна, начинать разговор о работе фонда, наверное, надо со сбалансированности по расходам и доходам территориальной программы ОМС. Удается ли снизить ее дефицит? Помогает ли это сделать областная администрация?


– Надо уточнить, что сначала утверждается бюджет территориального фонда ОМС на очередной финансовый год и плановый период, затем принимается территориальная программа ОМС в пределах его расходной части. Это означает, что фонд ОМС отвечает по обязательствам в объеме поступивших средств.

В 2009 г. более чем на 80% возрос размер финансового норматива на одного жителя и единицы объема медицинской помощи для расчета базовой программы ОМС. К сожалению, до настоящего времени сохраняется ее дефицит. Однако наблюдается положительная динамика его сокращения: в 2010 г. – 24%, в 2011 г. – 4,4, в 2012 г. – менее 4%.

Надо отметить, что дефицит программы резко уменьшился в 2011 г. за счет значительного увеличения суммы страховых взносов администрации области в систему ОМС за неработающее население. Они достигли уровня 2453, 9 млн руб. По сравнению с 2010 г. отмечается рост на 537,9 млн руб. При этом в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в РФ» закреплена норма размера страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2011 г. – на уровне 2010 г. Существенные вливания в систему позволили основательно увеличить тарифы ОМС и обеспечить в прошлом году рост заработной платы работников медицинских организаций дважды на 6,5%, а также и других защищенных статей расходов.

В целом система сбалансирована и в рамках базовой программы ОМС – в лечебных учреждениях нет задержек в выплате заработной платы, отсутствует просроченная кредиторская задолженность поставщикам по защищенным статьям расходов. Сократилось количество нарушений, выявляемых при проверках контрольно-ревизионным отделом фонда на предмет целевого и рационального использования средств ОМС.

Знаковым событием для сфе ры ОМС стало принятие Феде-ра льного закона № 354-ФЗ от 30.11.2011 «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения». Его реализация позволит обеспечить финансовое наполнение системы, так как доля страховых взносов на ОМС неработающего населения в доходной части бюджета территориального фонда составляет более 50%. Соответственно платеж правительства Тверской области на 2012 г. равен 2507,9 млн руб. Дополнительно из областного бюджета выделено еще 41,7 млн руб. для поддержания необходимого уровня тарифов ОМС на оплату медицинской помощи в перинатальном центре.

Можно отметить, что во многом это происходит благодаря усилиям заместителя председателя правительства Тверской области, курирующего социальную сферу, председателя правления нашего фонда Светланы Валентиновны Вержбицкой.
 
– В последнее время много говорится о переходе на одно-канальное финансирование и внедрении федеральных стандартов оказания медицинской помощи. Как вы считаете, во сколько раз должны вырасти тарифы ОМС, чтобы стало возможно покрыть большинство расходов лечебных учреждений и работать по стандартам Минздрава России?

– В Тверской области в рамках программы модернизации здравоохранения в 56 медицинских организациях внедряются 22 стандарта оказания медицинской помощи. Они входят в практику постепенно, по мере готовности клиник. Согласно порядкам необходимо наличие хорошей материально-технической базы, медицинского оборудования в соответствии с табелем оснащенности, сертифицированных специалистов и пр. Программа модернизации направлена как раз на решение этих задач. Кроме того, в рамках территориальной программы ОМС внедрены еще 8 стандартов, в том числе 5 по материнству и детству.

Я не раз убеждалась, что введение стандартизации в отрасли не вызывает сомнений у практикующих врачей. Стандарты – это гарантия качества оказываемой медицинской помощи, ведь протоколы лечения заболеваний определены профессиональным сообществом. Для молодых врачей стандарты носят еще и обучающий характер, а для пациента являются гарантией получения качественной медицинской помощи в полном объеме независимо от уровня профессиональных навыков врача.

Самое главное – начинается финансирование качественной медицинской помощи, а не сетевых показателей отрасли.

Этот год стал для муниципальных учреждений здравоохранения Тверской области переломным – все они были переведены в областную собственность, став новыми бюджетными государственными учреждениями, и одновременно вошли в одноканальное финансирование с оплатой медицинской помощи по полному тарифу. Были определенные риски разбалансирования системы ОМС, связанные с наличием избыточных площадей, коек, «раздутых» штатов, высоким уровнем тарифов на оплату хозяйственных и эксплуатационных расходов медицинских организаций. Но решение принято, и сейчас совместно с Министерством здравоохранения области проводятся превентивные меры по компенсации этих рисков и оптимизации расходов медицинских организаций.

Опыт первого года работы в условиях одноканального финансирования показал, что базовые тарифы ОМС (в рамках базовой программы ОМС) необходимо увеличить не менее чем на 40%, чтобы покрыть текущие хозяйственные расходы медицинских организаций и не создавать просроченной кредиторской задолженности поставщикам работ и услуг.

Внедрение же стандартов в условиях стационара и поликлиники (без учета высокотехнологичной помощи) потребует увеличения финансирования как минимум на 60%. В итоге минимальный рост тарифов ОМС, связанный с переходом на оплату медицинской помощи по полному тарифу медицинского стандарта, должен составить не менее 100%, то есть по самым скромным подсчетам – в 2 раза. При этом с учетом уровня заболеваемости и демографической ситуации, показателей заработной платы медицинских работников, степени подконтрольности тарифов энергетических и обслуживающих организаций в конкретном регионе рост тарифов ОМС может стать гораздо значительнее.

– Как известно, территориальные фонды участвуют в финансировании (и соответственно контроле) региональной программы модернизации здравоохранения. На ваш взгляд, удастся ли выполнить ее в срок в Тверской области?

– В этом нет никакого сомнения – я искренне надеюсь на успешное завершение программы модернизации. Масштабы программы модернизации в сфере здравоохранения России, конечно, впечатляют. Оценка ее реализации в нашей территории осуществляется более чем по 85 индикаторам. На момент вхождения в нее наша область уже была готова к выстраиванию трехуровневой системы оказания медицинской помощи – функционировали 9 межрайонных центров, были прописаны зоны ответственности и маршрутизация пациентов. И в рамках Программы модернизации основной акцент сделан на укрепление материально-технической базы межрайонных центров. Активно развивалось ам-булаторно-поликлиническое звено за счет внедрения и расширения общеврачебной практики (в настоящее время функционируют более 240 офисов ВОП) с оплатой медицинской помощи по подушевому нормативу.

Однако в отрасли были очень большие проблемы, связанные с укреплением материально-технической базы, обветшалых зданий и отсутствием необходимого для соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи медицинского оборудования. Тогда был запланирован капитальный ремонт на 44 объектах, а конкурсные процедуры на его проведение и поставку оборудования планируется завершить в августе – сентябре 2012 г. Только бы не подвели поставщики, а конкурсы выиграли добросовестные подрядчики!

– Специалисты территориального фонда регулярно проводят «круглые столы» с врачами сельских и городских больниц и поликлиник. Какие вопросы чаще всего они задают на этих мероприятиях?

– Как правило, мы проводим «круглые столы» с врачами и специалистами бухгалтерских и экономических служб медицинских организаций. Ведь рациональное и эффективное использование средств ОМС обеспечивается в больницах и поликлиниках именно этими специалистами.

 После принятия двух основополагающих Федеральных законов № 326-ФЗ (от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в РФ», № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») Министерством здравоохранения и ТФОМС Тверской области была проведена огромная разъяснительная работа с населением и медиками. Обсуждаемые темы вызывали живой интерес, так как выхода новых законов ждали все – и врачи, и пациенты. По итогам этих встреч ТФОМС Тверской области были подготовлены краткие информационные материалы в виде буклетов, памяток, брошюр. Непосредственно для медицинских работников подготовлен информационный материал в формате «вопрос – ответ». Мы его постоянно дополняем.

Наиболее часто от врачей поступают вопросы следующего характера: реализация населением права выбора медицинской организации и врача; о механизме прикрепления застрахованных лиц к медицинской организации. Врачей более всего волнуют возможные негативные последствия как для медицинской организации, так и для населения. Следующая группа вопросов – внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Для этого требуются серьезные вливания финансовых средств, в том числе и для стимулирования медицинских работников. Конечно, всех интересует и переход на одно-канальное финансирование и его преимущества. Есть и просьбы прокомментировать проблемы возмещения расходов лечебных учреждений на оказание медицинской помощи пациентам, не подлежащим ОМС или не обеспеченным полисами ОМС. С принятием нового закона об ОМС численность данного контингента значительно сократилась, соответственно снизились и риски финансовых потерь, но актуальность темы пока сохраняется.

Среди проблем, которые волнуют медицинское сообщество – заполнение огромного количества медицинской документации, отчетов, справок. По оценкам медицинских работников, потеря чистого рабочего времени на это составляет более 30%.

– В интервью «МГ» в 2009 г. мы с вами уже обсуждали, что нужно сделать, чтобы полис ОМС котировался в лечебных учреждениях не меньше, чем, скажем, полис ДМС. С тех пор многое изменилось. А как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?

– Можно ответить так – конвертируемость полиса многократно повысилась, у пациента появилась возможность реализовать свои права в сфере ОМС. Полис ОМС пополнился финансово за счет увеличения ставки страховых взносов на ОМС работающего населения на 2% с 2011 г. , а также с принятием закона № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

Между тем введение полиса ОМС единого образца в стране, по сути, «обезличило» территорию страхования для медицинских организаций. Здесь превалирующую роль играет принцип «деньгиследуют за пациентом». Дополнительно введенные жесткие сроки оплаты медицинской помощи за так называемых «иногородних» (не более 25 дней) – нивелировал роблемы с отказом в предоставлении медицинской помощи застрахованным лицам с других субъектов РФ. На всей территории нашей страны вводятся стандарты и порядки оказания медицинской помощи. А это – гарантии застрахованных лиц на получение доступной и качественной медицинской омощи. Во главу закона поставлен человек. И за нарушение его законных прав прописаны жесткие финансовые санкции как к страховым медицинским организациям, так и к лечебным учреждениям.
 

– Как выполняется программа информатизации здравоохранения в Тверской области? В чем сложности ее реализации?

– В здравоохранении области из-за ограниченности финансовых ресурсов не было возможности на информатизацию отрасли в целом. Каждая медицинская организация изыскивала средства для оснащения компьютерами и интернет-ресурсами. Локальные сети есть не более чем в 10% медицинских организациях.
В регионе отсутствует современная система учета медицинской помощи, а действующее программное обеспечение, установленное в медицинских организациях, давно морально устарело и не отвечает общим принципам функционирования информационных систем. В лечебных учреждениях в этой сфере очень мало квалифицированных специалистов. Как следствие, были определенные трудности по разработке технических заданий. Поэтому можно сказать, что проблемы чисто внутренние, но объективные.

В этом свете неплохо выглядят медицинские организации, работающие в сфере ОМС. Нам удалось обеспечить их оргтехникой, компьютерами, правда, пока по самому минимуму. Подавляющее число медицинских организаций являются клиентами защищенной информационной сети системы ОМС. Две медицинские организации внедрили информационную систему К-МИС, ряд «запустили» электронную регистратуру. Но это единичные примеры.

Между тем все медицинские организации ждут внедрения информационных систем, так как они позволят оптимизировать их работу, упростят учет и отчетность, откроют новые возможности в диагностике и лечении наших пациентов.

Сегодня завершены мероприятия по обследованию объектов информатизации, подготовлены проекты технических заданий на создание технологической инфраструктуры, необходимой для внедрения единой государственной информационной системы здравоохранения в регионе.

И последнее. Фонд располагает обширными аналитическими материалами, которые вызывают живой интерес у медицинских организаций и позволяют им оценить зоны неэффективности в своей деятельности и в результате принять обоснованные управленческие решения. Все наши достижения стали возможными благодаря слаженной работе коллектива фонда, желанию медицинских работников трудиться в «обновленной» системе ОМС.
Тверь.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru