Вы здесь

Живи, «Академик Фёдор Углов»!

Академика Фёдора Углова, старейшего в истории мировой медицины практикующего хирурга, чей показатель творческого долголетия был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, коллеги в залах симпозиумов и конгрессов встречали и провожали овациями. Спустя полтора года после ухода из жизни Фёдора Григорьевича его именем назвали построенный в 2009 г. для Восточно-Сибирской железной дороги передвижной консультативно-диагностический центр.

В один из недавних дней, когда поезд-поликлиника отправился в свою седьмую по счету поездку, среди журналистов, приглашенных по этому случаю на перрон железнодорожного вокзала станции Иркутск-Пассажирский, находился и корреспондент «Медицинской газеты». Он познакомился с работой поезда, осмотрел все вагоны и кабинеты врачей, пообщался с медицинскими работниками. Так составилось мнение о передвижном консультативно-диагностическом центре «Академик Фёдор Углов»...

Всего полгода передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) колесит по стальным «ниткам» ВосточноСибирской железной дороги, однако значительность его роли в деле обеспечения бесплатной и доступной квалифицированной и специализированной медицинской помощи работникам ОАО «Российские железные дороги» и не железнодорожному местному населению уже доказана.

Предстоящей по графику двухнедельной поездкой планировалось охватить северные территории Иркутской области. До этого состоялось 6 рейсов, маршруты которых пролегали от станции Байкальск на востоке до станций Юрты на западе и Усть-Илимск на севере. Специалисты Региональной дирекции медицинского обеспечения на Восточно-Сибирской железной дороге поделились со мной итоговыми цифрами за первые месяцы плановой работы ПКДЦ. Поезд особого назначения побывал на 40 станциях ВСЖД, врачи и медицинские работники среднего звена оказали медицинскую помощь более 10 тыс. пациентов, а число посещений «Академика Фёдора Уг-лова» измерялось к началу лета 25 тыс.

Накануне Дня Победы медицинская бригада потрудилась на обследовании и лечении ветеранов Великой Отечественной войны в количестве 400 человек. Состоялся «внештатный» предпраздничный выезд на линию благодаря инициативе начальника дороги Анатолия Анисимовича Краснощёка.

Напомню, что ПКДЦ «Академик Фёдор Углов» - пятый медицинский поезд в России. Его появление было продиктовано жизненной необходимостью. Главным аргументом в пользу эксплуатации поезда в Прибайкалье послужило та «особинка», что суммарная протяженность рельсовых путей в зоне ответственности ВСЖД достаточно велика, составляет 5 тыс. км. При этом в некоторых из 4 регионов, по территории которых проходит железная дорога, она - единственное связующее звено с республиканскими и областными центрами. Есть отдаленные станции, где лечебно-диагностическую помощь оказывают средние медицинские работники - фельдшеры и медицинские сестры. Вот на этих станциях и начал работать медицинский поезд. На местах специалисты активно выявляют патологию, дают рекомендации по амбулаторному лечению, направляют в случае необходимости для госпитализации в стационар

Транспортная медицина, как известно, ориентирована в первую очередь на обеспечение безопасности перевозок. В круг задач, поставленных перед медиками-железнодорожниками, входят профилактика болезней у работника, упреждение развития патологических процессов в его здоровье и продление тем самым профессиональной пригодности в системе ОАО «РЖД».

Конечно, не только для этого поставлен на рельсы «Академик Фёдор Углов». Вдоль стального полотна проживают не только железнодорожники. Исходя из этого, жители Иркутской области, не имеющие отношения к ведомству, квалифицированной медицинской помощью тоже не обделены. Им достаточно предъявить при входе в медицинский вагон полис обязательного медицинского страхования.

Встречает ПКДЦ обычно чуть ли не всё население пристанционных поселков. Шутка ли, современная медицина стала доступной в сибирской тайге!.. Благодарных звонков, писем и телеграмм поступает потом очень много. Мне показали недавнюю телеграмму от главы Нижнеудинского района. По поручению местных депутатов и общественности он уверяет, что проделанная работа медицинского центра позволит улучшить не только показатели здоровья людей, но и оздоровит демографическую ситуацию (!) в районе.

Идея увековечить имя выдающегося советского и российского хирурга в названии медицинского поезда принадлежит вице-президенту компании «Российские железные дороги», доктору медицинских наук, профессору Олегу Атькову. Восточная Сибирь подарила нашей стране и миру ученого и хирурга недосягаемой величины, и это, как говорится, медицинский факт, который не оспорить. Фёдор Григорьевич Углов родился в деревне Чугуево Киренского уезда, в 30-е годы прошлого века несколько лет возглавлял хирургическое отделение межрайонной больницы в городе Киренске Иркутской области, а потом и саму больницу. Удачным выбором названия для поезда-поликлиники вклад вице-президента ОАО «РДЖ» в иркутский проект не ограничился. Надо иметь в виду, что в 2006 г. работа Олега Атькова и собранной им команды инженеров, конструкторов, врачей и вагоностроителей по созданию передвижного железнодорожного диагностического центра «Хирург Николай Пирогов» была удостоена премии Правительства Российской Федерации.

Успешные переговоры президента ОАО «Российские железные дороги» и губернатора Иркутской области летом 2008 г. включили зеленый свет началу совместного проекта в рамках частно-государственного сотрудничества на ВСЖД. Работы по ремонту и модернизации вагонов для поликлиники на колесах были осуществлены на Воронежском вагоноремонтном заводе. Львиную долю расходов на оснащение поезда лечебно-диагностическим и прочим оборудованием взяло на себя ОАО «РЖД». Треть затрат выделил областной бюджет с тем прицелом, что мобильная поликлиника потрудится на нужды местного населения.

Участие в совместном проекте скрепило и без того хорошие отношения, сложившиеся в Приангарье между железнодорожной медициной и территориальным здравоохранением. Из 11 негосударственных учреждений здравоохранения дороги, что расположены в Иркутской области, все до одного получают муниципальный заказ на прикрепленное население. Включая дорожную клиническую больницу на станции Иркутск-Пассажирский, структурным подразделением которого является уникальный и непревзойденный пока по своей технологической начинке передвижной консультативно-диагностический центр.

Последние накопленные достижения по строительству и эксплуатации медицинских поездов на сети других дорог были использованы при создании ПКДЦ для Восточно-Сибирской железной дороги. Не отказалась Региональная дирекция медицинского обеспечения на ВСЖД и от советов начальников РДМО, в ведении которых находятся поезда «Здоровье», «Терапевт Матвей Мудров», «Доктор Войно-Ясенецкий. Св. Лука», «Хирург Николай Пирогов».

Сейчас в составе ПКДЦ 10 вагонов. Добавив два вагона для отдыха медицинского персонала, иркутяне выиграли в его качестве. Согласитесь, совсем не лишние в каждом купе письменный стол с настольной лампой, телевизор и холодильник, а в конференц-зале - шахматные доски. Помимо того, в поезде «Академик Фёдор Углов» функционирует библиотека, есть душевые кабины, а также вагон-ресторан, вагон-храм.

6 медицинских вагонов с кабинетами врачей и диагностическим комплексом сформированы таким образом, что процесс обследования пациента проходит последовательно от регистрации до выдачи заключения о состоянии здоровья. Кабинеты оснащены современным медицинским и технологическим оборудованием, которое доказало свою работоспособность в достаточно сложных технических условиях, связанных с перепадами температур, электрических полей, постоянной тряской. Малодозовый флюорограф, цифровой маммограф, дентальный аппарат, радиовизиограф, аппараты ультразвуковой диагностики, эндоскопы - вот его далеко не полный перечень.

Ничуть не хуже, так же достойно оборудованы операционная и кабинеты терапевта, хирурга, уролога, педиатра, невролога, офтальмолога, оториноларинголога, кардиолога, стоматолога, акушера-гинеколога, эндокринолога, клинического лаборанта.

Вне всяких сомнений, заслуживает упоминания мобильный телемедицинский комплекс со спутниковыми терминалами. Кстати, первый сеанс видеоконференцсвязи состоялся в день первой отправки поезда, 21 января этого года, когда его посетителями стали руководители ОАО «РЖД», включая президента компании. Тогда состоялось прямое включение с дорожной клинической больницей на станции Иркутск-Пассажирский. Во время него заведующий дорожным центром травматологии и ортопедии профессор Михаил Тайлашев докладывал об уникальных случаях оказания специализированной высокотехнологичной помощи работникам железнодорожного транспорта.

Последняя книга, написанная академиком Угловым, называется «Человеку мало века». Фёдор Григорьевич доказал это суждение, покинув нас на 104-м году жизни. Разделяя мнение своего земляка, медики и жители Приангарья от души желают творческого долголетия поезду «Академик Фёдор Углов».

Владимир КЛЫШНИКОВ, спец. корр. «МГ».
Иркутск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru