Вы здесь

Академик Владимир СКУЛАЧЁВ: Мы намерены продлить молодость

Директор НИИ физико-химической биологии им. А.Н.Белозерского академик РАН Владимир Скулачёв только что вернулся из Швеции, где состоялась первая международная конференция в рамках проекта «Ионы Скулачёва». В ней приняли участие 40 ученых - россияне и шведы, специалисты из США, Великобритании, Италии. Общий вывод: есть серьезные шансы, что новый класс соединений SkQ способен преобразить процесс старения, отменяя его, казалось бы, неизбежный этап - дряхлость. Фактически речь идет о продлении молодости живых существ.

Наш корреспондент встретился с членом Нью-Йоркской и Европейской академий, лауреатом Государственной премии СССР В.Скулачёвым и попросил рассказать, что сулит обществу новое открытие.


- Владимир Петрович, какова цель амбициозного биомедицинского проекта?

- В древнегреческом мифе богиня утренней зари Эос полюбила смертного - юного красавца Титона. Она выпросила у Зевса бессмертие для него, забыв о малости - вечной юности...

Стремление к активному долголетию роднит человека античности и представителя новейшей истории. И.И.Мечников утверждал: мы призваны жить до 150 лет. Всем памятны великие долгожители Гиппократ, Платон, Софокл, Конфуций, Тициан, Микеланджело, Ньютон, Эдисон, Павлов, Толстой, Верди, Гёте, Шоу, Чаплин...

За два последних столетия средняя продолжительность жизни человека на планете увеличилась вдвое. И всё же... Нас по-прежнему страшит старость и ее спутники - хвори, слабеющие зрение, память.

Можно ли затормозить процесс угасания? Сегодня эта мечта предстает международным научным проектом. Он продолжает эстафету новейших открытий в области ДНК, механизма наследственности, первых шагов генной инженерии.

- Вы собираетесь реализовать вывод Гёте: «Невелико искусство старым стать, искусство - старость побеждать»?

- Что ж, можно сказать и так. Хотя мы намерены лишь внести коррективы в процесс нашего пребывания на земле.

Среди множества гипотез старения, а их более 300, заманчива свободно-радикальная теория американского геронтолога, профессора Медицинского центра Университета штата Небраска Дэнхема Хармана. Согласно ей, угасанию жизненных функций способствует окисление биополимеров активными формами кислорода (АФК). Их вырабатывают миниэлектростанции клетки - митохондрии, причем с возрастом количество АФК заметно растет. Окислительный стресс - причина многих патологий, повреждений клеток, органов и тканей.

Исследования выдающегося российского биохимика Николая Матковича Эмануэля подтвердили: уровень окисленности ДНК, белков и липидов у стариков достоверно возрастает.

Научной сенсацией стало обнаружение «программ клеточной смерти». Выяснилось, что в геноме клетки заложена «мина». В определенный момент она вызывает ее гибель. Эдакий механизм самоликвидации -апоптоз!.. (Апоптозис - по-гречески - опадание листьев, термин, предложенный древнеримским врачом и ученым Галеном, обратившим внимание на то, что осенний листопад, необходимый дереву, чтобы не сломаться под тяжестью снега - активный процесс, ведь листья на сломанной ветке жухнут, но не опадают). В последние годы выяснилось - процесс активной самоликвидации присущ не только клеткам многоклеточных организмов, но и одноклеточным: бактериям и дрожжам. Более того, организмы высших животных и растений также способны к биохимическому самоубийству, которое я назвал феноптозом.

- Каков смысл запрограммированной старости?

- Если теория старения как медленного феноптоза верна, то реален следующий шаг: программу угасания можно перенастроить - замедлить или даже сломать совсем.

АФК выполняют в клетке разные и не всегда вредные функции. Например, они участвуют в борьбе с бактериями и вирусами. Но те же АФК служат «самурайским мечом», убивая клетки организма, а затем и сам организм, когда митохондрии вырабатывают их в избытке. Так, может, это и есть главные «мишени»? Медицина использует для лечения старости антиоксиданты. Но нужен не просто антиоксидант, а антиокси-дант, адресованный точно в митохондрии, причем, чтобы оставаться безопасным, он должен убирать не все АФК, а только их излишек, накапливающийся при старении.

В 1961 г. лауреат Нобелевской премии биохимик Питер Митчелл высказал мысль о существовании разности электрических потенциалов на мембране митохондрий. В 1969 г. мы доказали эту его гипотезу. Недавно мы вернулись к этой проблеме и синтезировали новое биологическое вещество SkQ1, сильнейший растительный антиок-сидант, накапливающийся в митохондриях под действием этого потенциала. Проникающие «ионы Ску-лачёва» выступают в роли «молекул-электровозов», направляющих антиоксидант в митохондрии.

- Что же так порадовало участников встречи в Швеции?

- Группа исследователей во главе с вице-президентом Королевской академии Швеции Барбарой Кэннон провела опыты с мутантами мышей, гибнущих от преждевременного старения. Вывод: SkQ1 преображает картину старения. По существу, в Швеции подтвердился результат, полученный ранее другим участником нашего проекта - президентом Российского общества геронтологов В.Анисимовым о том, что SkQ1 продлевает молодость нормальных мышей.

...Они удивительно по-разному выглядят - старые мыши, которые получали наше вещество, и те, которые его лишены. Первые - живчики, с роскошными усами (настоящие гусары!), без каких-либо признаков седины и облысения. Иную - жалкую картину являют их сородичи, не знакомые с препаратом.

- Расскажите подробнее о самом проекте.

- Мы пытаемся создать инструмент для противостояния одряхлению. Учитываем подсказки природы.

...В Африке, к примеру, обнаружен грызун - голый землекоп. У животного размером с мышь нет программы старения. В диких условиях он живет не 3 года, как его сородичи, а почти 30 лет. У него мощнейший иммунитет против болезней. От чего погибает, неизвестно. Но умирает без признаков дряхлости.

Сейчас идет разработка нового препарата. Реализацией проекта руководит наблюдательный совет МГУ во главе с ректором В.Садов-ничим и совет директоров компании.

В творческий поиск вовлечены 300 ученых - представители биологии, медицины, химии, физики, математики. Среди зарубежных исследователей - Институт Веннер-Грен и биологический факультет Стокгольмского университета (Швеция), Медицинский институт им. Р.В.Джонсона и компания Лонгевика (США) и ряд других. Задача - вывести на рынок набор инновационных лекарственных препаратов.

- Что уже удалось сделать?

- Исследуя биологическую активность SkQ, мы обнаружили его способность защищать клетки в стрессовых условиях. На его основе созданы пленки для заживления ран и ожогов.

В Институте цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск), Московской ветеринарной академии им. К.И.Скрябина удалось поставить заслон слепоте у крыс, кроликов. Новые глазные капли восстановили зрение десяткам собак, кошек, лошадей с врожденной дистрофией сетчатки, ослепших от старческих ретинопатий и увеита. Любопытна история мерина по кличке Машук. 20-летний каскадер ослеп из-за ретинопатии. С помощью капель ему за несколько недель вернули зрение.

К началу нынешнего года накопились свидетельства: наши ионы способны задерживать развитие двух десятков признаков старения.

Мы подали 10 заявок на международные патенты на решения в разных областях медицины и биотехнологии. Уже получили «зонтичный патент» РФ, защищающий технологию создания и действия антиоксидантов типа SkQ. Рассчитываем на национальные патенты США, Евросоюза, Китая и других стран.

- Что определило ваш выбор стать биологом?

- В детстве я был большой фантазер. Впрочем, им и остался. Помню, как пацаном собрал на даче ребят и объявил им, что постиг язык муравьев. По движениям их усиков-антенн могу рассказать, о чем они говорят. Мальчишки были в восторге.

Поступая в МГУ, колебался - идти на филфак или биологический. И всё же стал биохимиком. Родители были архитекторы. Но отец когда-то мечтал о физиологии. Его кумиром был И.П.Павлов. Так что, похоже, сказались отцовские гены.

Академик А.Н.Белозерский пригласил меня, тогда младшего научного сотрудника, возглавить отдел. После его кончины меня, молодого доктора наук, беспартийного сделали директором межфакультетской лаборатории, преобразованной позднее в институт. Приказ подписал ректор МГУ И.Г.Петровский, за день до своей смерти.

Все годы - в МГУ... Шесть лет назад организовал в дополнение к биофаку факультет биоинженерии и биоинформатики.

- В семье кто-то последовал вашему примеру?

- Дочь стала филологом. Сыновья - их четверо - участвуют в реализации моего проекта. Среди них есть и биологи, и программисты.

- Не противоречит ли ваше желание увеличить армию ветеранов отношению общества к старости?


- У старости свои достоинства. Но она страшит тяжелыми испытаниями. Геронтологи заняты тем, что описывают наш путь на погост. Я же, не сочтите за черный юмор, предлагаю, чтобы человек добирался туда своими ногами. Помните светлую концовку сказок: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день...»? Долго и счастливо - значит без немощи, без мучительного угасания.

Да, думаем и о продлении жизни. Вдохновляют современники художник Борис Ефимов, академик-математик С.Никольский. Француженка Жанна Кальман ушла в 122 года...

- В чем вы видите секрет творческого долголетия?

- В США обратились к пенсионерам с анкетой из 200 вопросов, пытаясь выйти на психологические параметры, которые бы жестко коррелировали с долголетием. Оказалось, что их два. Уверенность человека, что он кому-то нужен. И его убежденность: он хозяин своей судьбы. Не случайно же в Америке дольше всех живут члены Верховного суда. Они назначаются пожизненно. Их должность почетна, это огромные деньги. Родственники, окружение молятся на них, сдувают с них пылинки...

Это главное - самоуважение, чувство востребованности.

- Ваши личные взаимоотношения с медициной?

- Пока, к счастью, редко приходиться обращаться к медикам в роли пациента. Впрочем, только что поменял хрусталик. И очень благодарен хирургу Сергею Эдуардовичу Аветисову, директору Института глазных болезней. Благодаря его мастерству я снова четко вижу окружающий мир.

- Остается ли время для каких-то увлечений?

- Люблю поэзию, особенно пушкинскую. У гениальных мастеров всегда найдутся строки, к которым ты вернешься не раз.

- Режим жизни?

- Я живу на территории МГУ. На работу хожу пешком. Зимой вместе с супругой любим лыжные прогулки. Когда есть время, бегаю трусцой. Благо, рядом парк. Не курю. Если переработал и бессонница, таблетки не принимаю: выручают глоток коньяка и горячий чай. Уважаю хорошие вина. Пиво не признаю. Стараюсь избегать жирной и жареной пищи. Исключил из своего рациона сливочное масло, сахар.

- У Вас наивысший среди биологов, работающих в России, индекс цитирования в мире. Ваш любимый афоризм?

- Выступая на нашей конференции в Швеции, нобелевский лауреат биолог Гюнтер Блобель процитировал Микеланджело: «Для человека главная опасность состоит не в том, чтобы не достичь очень высокой цели, а в том, чтобы всё время ставить мелкие цели и тратить жизнь на их достижение». Отлично сказано!

Есть древняя легенда о фонтане молодости. Старые люди, окунувшись в него, снова становились юными. Этот сюжет использовал немецкий живописец Лукас Кранах Старший. Испанец Леон организовал морскую экспедицию, надеясь отыскать чудесный фонтан. Но вместо него он открыл Флориду...

Так что я настроен оптимистично. Может быть, фонтана молодости мы и не откроем. Но, надеюсь, найдем хотя бы свою Флориду.

Беседу вел Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru