Вы здесь

Электромагнитотерапия: между Сциллой и Харибдой

Ситуация, означенная античной формулой Сциллы и Харибды, изначально присуща медицине, и еще Гиппократом была воплощена в главнейшем биоэтическом принципе «не навреди». Современные высокие медицинские технологии в стадии их разработки, опробования и принятия решения об их тиражировании требуют участия специалистов самого различного профиля, а главное - должны опираться на фундаментально доказанные принципы, законы биологии, биофизики, биохимии и т.п.

Рассмотрим с этих позиций современное состояние электромагнитотерапии, укрупненно подразделяемой на лазеротерапию, магнитотерапию и КВЧ (крайне высокочастотную терапию). Тем более что некоторый восторг ее эффектами, характерный для 80-90-х годов XX века, сейчас несколько поутих. Наряду с достаточным накопленным опытом клинического использования и биологического (биофизического) эксперимента это позволяет достаточно объективно отделить зерна от плевел и сделать выводы о возможностях метода и нереализованных надеждах.

Не тянуть одеяло на себя

В ситуации клинического использования почти что навязываемой - через рекламу и более «материальные» формы сбыта - многообразной аппаратуры электромагнитотерапии, выпуск которой в России хорошо налажен на осколках оставшейся без заказов государства «оборонки», труднее всего именно врачам-клиницистам. Причина очевидна: в медвузах они не изучали биофизику, ибо преподаваемая сейчас на первых курсах «медицинская и биологическая физика» суть усеченный курс обычной общей физики с примерами из биомедицины. К серьезной науке биофизике это не имеет отношения. А пресловутые курсы повышения квалификации организуют отделы сбыта всё тех же производителей аппаратуры, интерес которых понятен и лежит в русле всего тонуса нашей современной жизни: деньги, деньги и еще раз деньги...

Кстати, удивляет и настораживает то, что отечественная медицинская (имеется в виду приборная) промышленность сведена к полному ничтожеству, и медучреждения на 100% оснащаются импортной аппаратурой диагностики и лечения.

Понятно, почему на Западе при их возможностях и мировых рынках сбыта не торопятся тиражировать аппаратуру для электромагнитотерапии, тем более что их ученые стояли у истоков изучения ее эффектов: Эйди, Фрёлих, Грюндлер, Кайзер и другие. Объясняется просто: любой пациент, излечивший с помощью той же КВЧ-терапии пародонтит и, спустя пару лет посетивший кабинет онколога, может подчистую разорить по суду «передовую стоматологическую клинику». Там с этим строго!

Ради бога не подумайте, что я не верю в эффекты той же лазеротерапии; сам 10 лет назад излечил досаждавший плечевой артрит.

Наша научная школа убеждена: в медицине уже первой трети XXI века электромагнитотерапия займет достойное и прочное место. Для этого в ближайшее десятилетие необходимо, чтобы в странах с весомым научным потенциалом (к числу которых пока еще относится и Россия) в плане международного сотрудничества, например под эгидой ВОЗ, проводилось исследование соответствующих фундаментальных основ как позитивных, лечебных, так и негативных, побочных эффектов электромагнитотерапии. Это вполне реальное мероприятие, ибо оно де-факто было начато в 80-е годы инициативными группами и ведущими НИИ в СССР. В настоящее время на постсоветском пространстве в данном направлении активно работает ряд научных школ.

Ho тянуть одеяло (или воз, что правильнее) в разные стороны и только на себя - здесь путь тупиковый, учитывая и сложность вопроса, и определенные соблазны. Последние же связаны с относительной простотой разработки и производства аппаратуры электромагнитотерапии, что, собственно говоря, и определило ее обилие на отечественном рынке медоборудования.

Но главная же сложность заключается, как уже выше говорилось, в нерешенности ряда фундаментальной значимости вопросов, а именно: многозначность в определении медико-биологических, биофизических в своей основе механизмов сано- и патогенного воздействия низкоинтенсивных электромагнитных полей (ЭМП) - воздействующего внешнего агента во всех видах электромагнитотерапии.

Действительно, уже свыше 100 лет ученые, координируя и широко обсуждая свои исследования, разбираются в тонкостях физиологических, биохимических, биофизических процессов жизнедеятельности, никак не ставя точку в отношении многих из них: перекисное окисление липидов, цикл Кребса... перечисление можно долго продолжать. Что уж тут говорить о «сверхтонких» механизмах взаимодействия - в совокупности всех его физиологических, биохимических... иерархий и кластеров - с внешними ЭМП? Хотя бы эти поля, используемые в терапии, и являлись низкоинтенсивными, порой намного ниже предельно допустимых норм, принятых в промышленной экологии. Более того, именно информационный по своей сути, а не энергетический фактор запуска биофизических и биохимических процессов в электромагнитотерапии неимоверно усложняет поиск первоначал.

Не прыгать выше головы

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать только и в общем: все многообразие инициируемых воздействием низкоинтенсивных ЭМП биофизикохимических процессов в организме, при не меньшем разнообразии первичных рецепторов воздействия и путей передачи сигнала к органам и системам, вплоть до клеточного и субклеточного уровней, укрупненно сводится априори к признанию двух фундаментальных закономерностей: во-первых, наличествует доминанта биоинформационного перед биоэнергетическим; во-вторых, конечным результатом является биорезонанс - на различном уровне иерархии организма - внешнего, воздействующего ЭМП с собственными, микромощными полями организма. Например, в лазеротерапии это резонанс внешнего, низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ) с микромощными ЭМП, генерируемыми на биомолекулярном уровне, теми же митогенетическими полями А.Гурвича. А резонанс приводит к перераспределению свободной энергии, ее притоку к очагу патологии, в результате чего последняя ликвидируется.

Но всё, что находится «посредине» между воздействием внешнего ЭМП на первичные рецепторы (кожного покрова чаще всего) и биорезонансом, - это пока есть предмет догадок, умозрительных концепций и полуэмпирических утверждений на базе экспериментов с той или иной степенью повторяемости.

Похвально, что сегодня многие ученые и научные школы в области электромагнитотерапии работают по дифференцированным направлениям, например, уделяют значительное внимание исследованию активации и ингибированию кальцийзависимых процессов, образованию и распространению кальциевых волн при воздействии ЭМП, в частности НИЛИ. Но также следует отчетливо представлять, то кальцийзависимые процессы являются лишь одним звеном в параллельно-последовательном, разветвленном механизме реакции организма на внешнее ЭМП.

Таким образом, планирование и разработка медицинских технологий, использующих электромагнитотерапию, в настоящее и, по всей видимости, в ближайшее время не может опираться на строгие положения биофизики полей и излучений, а потому это в большей степени искусство разработчиков, основанное на многофакторном опыте, носящее полуэмпирический характер. Это следует четко понимать и не стараться «прыгать выше головы».

Еще более серьезным является возможное сопутствующее ЭМ-терапии патогенное воздействие. Данной проблематикой, насколько нам известно из источников открытой публикации, последнее десятилетие занимается только тульская научная школа.

Итак, электромагнитотерапия, включающая в себя лазеротерапию, магнитотерапию и КВЧ-терапию, является весьма полезной в клинике заболеваний различных нозологических групп, особенно в ситуациях востребованности «ударного эффекта». Несомненно, интерес к ней в перспективе будет нарастать. Но в настоящее время наблюдается определенное падение интереса, обусловленное отсутствием стимулирующих дальнейшие исследования и практические разработки фундаментальных оснований в описании процессов взаимодействия внешнего ЭМП с биообъектом. Преодоление реальных трудностей возможно только при отраслевой, межотраслевой и международной координации исследований.

Во второй части сообщения рассмотрим несанкционированное воздействие на человека естественных природных и, особенно, искусственных, техногенных ЭМП. Тем более что, анализируя данную ситуацию, можно многое понять и в части (возможной) негативной составляющей ЭМ-терапии.

Более или менее ясно с природными ЭМП, включающими солнечное излучение, геомагнитное поле, грозовые разряды и излучения дальнего космоса. Поскольку все эти виды ЭМП, частично исключая трансформируемые позднее возникшей атмосферой, сопровождали весь процесс эволюции жизни на Земле, то и сами субъекты жизни, человек в том числе, включают их в число непременных внешних агентов жизнедеятельности. Даже естественный радиоактивный фон Земли (для человека - 0,2 сГр за год) сугубо имманентен нормальной жизнедеятельности, а его (искусственное) исключение, как показали исследования (А.Кузин), приводит к существенной патологии...

Об этом свидетельствуют, как это ни странно на первый взгляд, болезненные реакции людей с той или иной формой - обычно хронической - патологии на отклонение природных ЭМП от эволюционно выработанной нормы. Здесь основной «грех» лежит на всплесках солнечной активности, порождающих возмущение геомагнитного поля: изменение его интенсивности и завихрения. Меньше беспокоят человека процессы в ионосфере (северное сияние, например), грозовые разряды; практически неизменны излучения дальнего космоса.

Худо-бедно, но эти неисправимые вариации естественных ЭМП человек переносит, а человечество в целом толерантно относительно их.

Катастрофа стоит у порога

Электромагнитная же катастрофа, как и большинство катастроф, подготовлена самим человечеством. Обычно термины «техногенный», «антропогенный», характеризующие загрязнение человеком собственной же среды обитания, принято относить к вещественным субстратам. И только в самое последнее время к ним добавились полевые и (внешне нематериальные) информационные. Более того, полевая, или электромагнитная, загрязненность нарастает буквально на глазах даже сегодняшних поколений.

Электромагнитная загрязненность в промышленно развитых странах складывается из двух основных компонент: излучаемые ЭМП промышленных объектов и эфирные ЭМП связи. Нет худа без добра, но коллапс современной российской промышленности высоких технологий - а именно здесь наиболее высокий уровень излучаемых ЭМП - свел к минимуму эти экологически вредные излучения. Зато резко возросла во всем мире электромагнитная нагрузка на человека со стороны эфирных ЭМП, прежде всего из числа наиболее «вредоносных» - сотовая связь и во множестве появившиеся даже в среднеразмерных городах вещательные УКВ-станции, именуемые в масс-медиа обычно «FM-станции»; не следует забывать и видеотерминалы компьютеров. Особую тревогу должна вызывать сотовая связь. Мы не оговорились: именно должна вызывать, поскольку транснациональные компании сотовой связи с многомиллиардными оборотами имеют достаточные средства «сдерживания» для масс-медиа достоверной информации. Ею владеют специалисты в области биологии, биофизики, медицины, но они погоды в общественном мнении не делают...

Понятно, что негативные эффекты не есть происки этих самых компаний и пр. Они и сами не рады, что так получилось. Но - получилось. Не говоря уже о всё возрастающей удельной ЭМП-нагрузке на организм человека с ростом числа базовых станций и - главное - пользователей, главная причина негативных эффектов есть использование в сотовой связи 1 ГГц-диапазона; в частности, в России базовым является стандарт GSM-900, наиболее «точно попадающий» в этот диапазон.

Физико-биологическая первооснова патогенности диапазона 1 ГГц объясняется существованием достоверно установленного физического факта «лэмбовского сдвига» энергетических уровней электронов в атоме. Для водорода эта величина равна 1057,77 МГц, то есть входит в диапазон 1 ГГц, что, в свою очередь, означает: для этого, одного из «жизнеобразующих» элементов, при воздействии ЭМП лэмбовской частоты изменяются параметры базовых биохимических реакций на молекулярном и клеточном уровнях.

Но почему именно такой частотный диапазон был - явно без дурных намерений - выбран в качестве стандартов сотовой связи? Всё дело в том, что сотовая связь на других частотах - выше или ниже 450-1800 ГГц (стандарты NMT, GSM-900, GSM-1800) - нереализуема с точки зрения технико-экономической и эксплуатационной целесообразности. Проще говоря, если использовать более высокие частоты, то уменьшается зона действия базовых станций - число их резко возрастет; если же перейти на более низкие частоты, то возрастут в 2-4 раза размеры сотовых телефонов.

Итак, на фоне надвигающейся на человечество «электромагнитной катастрофы» (уже давно пора опустить кавычки...) электромагнитотерапия, даже в выверенных медико-методологических и технических решениях, может рассматриваться как дополнительная нагрузка на организм человека. Кроме того, такая терапия, особенно КВЧ-терапия, вполне может вызывать негативные (сопутствующие) эффекты в части репродукции. Нам представляется, что электромагнитотерапия, особенно лазеро- и магнитотерапия, чьи поля имманентны живому миру ввиду их присутствия в спектре ЭМП природного происхождения, является действенным клиническим инструментом по многим нозологическом группам заболеваний. Учитывая фактор «электромагнитной катастрофы» и специфику ЭМ-воздействия, электромагнитотерапию, особенно КВЧ-терапию, желательно использовать для лечения пациентов пострепродуктивного возраста, а как экстренное средство - для лиц не моложе 16-18 лет. Наконец, эффективность такой терапии, включая минимизацию патогенных эффектов, может быть существенно увеличена при совершенствовании технико-методологического обеспечения, что зиждется на насущных фундаментальных исследованиях соответствующих биофизических процессов.

Алексей ЯШИН,
профессор Медицинского
института Тульского
государственного
университета.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru