Вы здесь

Детский врач -профессия особая

Они сидят сегодня рядом с теми, кого учили работать, учили любить своих маленьких пациентов и понимать их родителей, - детские врачи прошлого, XX века и новое поколение.

Накануне предстоящего I съезда детских врачей Республики Саха (Якутия), проведение которого планируется в 2010 г., министр здравоохранения Вячеслав Александров уже не раз собирает, как, впрочем, и всегда накануне судьбоносных событий в отрасли, старейшин здравоохранения на совет. Им с их огромным опытом работы, безусловно, есть что сказать министру, есть чему научить нынешнее и будущее поколения детских врачей. И опыт этот бесценен. Сейчас, когда служба охраны материнства и детства переживает бурное развитие, такие встречи поколений особенно нужны. Вячеслав Лаврентьевич говорит коллегам, что министерство планирует и встречи ветеранов со студентами медицинского института Якутского государственного университета и Якутского базового медицинского колледжа. Чтобы не прерывалась связь поколений.

«Я старшая дочь из четверых детей простых служащих. Папа был незаконно репрессирован, умер в тюремном лагере. Мама воспитывала нас с помощью нашей старенькой бабушки. Жили мы под Сталинградом, в годы войны это была прифронтовая зона. Если сказать «был голод», значит, ничего не сказать. 300 г пайка работающего мама делила на 6 человек. Бывало, ели жмых. Бабушка прожаривала старые картофельные очистки, толкла их и делала лепешки, летом ели лебеду и крапиву. Как сейчас помню голодные обмороки, отеки и язвы на ногах. Помню, как школьницей помогала в прифронтовом госпитале: кормила раненых, письма под диктовку писала, переписывала по их просьбе стихи и песни. Кроме того, нас, школьников, использовали на колхозных работах, на заготовке дров. Но, несмотря на все трудности, мы выжили, мама после войны сумела дать всем детям образование, троим - высшее, одному - среднее специальное, благо, оно было тогда бесплатным», - пишет в своих воспоминаниях заслуженный врач Якутской АССР, отличник здравоохранения, наставник нескольких поколений детских врачей Якутии Людмила Михайловна Карпель.

В Якутии она с августа 1953 г. - сразу по окончании педиатрического факультета Саратовского медицинского института.

Добиралась 21 день: с Волги до Иркутска поездом, от Иркутска до Заярска пароходом по Ангаре, от Заярска до Лены в кузове грузовой машины и, наконец, по Лене до места назначения.

На второй день по прибытии пришла на собеседование к министру здравоохранения Павлу Васильевичу Любимову, который передал новоиспеченного детского врача главному педиатру Минздрава Надежде Петровне Афанасьевой. Та чисто по-матерински сразу поинтересовалась, где девушка ночевала, что ела сегодня.

Якутск встретил молодого специалиста деревянными домами, деревянными мостовыми из чурок и деревянными же тротуарами. Впрочем, тротуары были только в центре, а там, где они кончались, начиналась непролазная грязь.

...Я читаю ее быстрые записи (чувствуется по стилю темперамент автора) и очень хорошо представляю себе, как напряженно она, должно быть, работала. Высоки тогда в республике были показатели заболеваемости и смертности. Процветали туберкулез, гельминтоз и трахома. Среди детей, ослабленных анемией, рахитом, нарушением питания, свирепствовали тяжелые осложненные формы инфекций: дифтерия, корь, скарлатина, полиомиелит, туберкулезный менингит, паротит, ветряная оспа, унесшие много жизней. И прививки тогда были не от всех еще инфекций, да и некому в большинстве наслегов их было делать, медицинских работников не хватало. Много позже появились выездные бригады врачей, в работе которых примет активное участие и моя героиня.

Живет Людмила Михайловна Карпель в Якутии уже 56 лет. Без малого 50 из них отдано службе детям. Она искренне удивляется, как незаметно за работой пролетели годы: единственный педиатр в районе, участковый в Якутске, главный педиатр Якутского горздравотдела, заведующая детским отделением Республиканской больницы, главный педиатр Министерства здравоохранения, заведующая школьно-дошкольным отделением 1-го детского объединения. Здесь родились дети, выросли внуки и есть уже две правнучки. Так что с полным правом считает она себя якутянкой.

- Трудности, проблемы, радости, огорчения и успехи развития педиатрической службы за этот период знаю не понаслышке, а изнутри, - продолжает Людмила Михайловна. - Это моя жизнь. Мне довелось побывать во всех 32 районах республики, во многих - по несколько раз, а в проблемных и быстро развивающихся - даже очень часто. К таким относится и Нерюнгринский, где служба начиналась с одного педиатра - Веры Александровны Щетинкиной, с одного маленького кабинетика, где едва вмещались рабочий стол врача и кушетка для осмотра детей. А в ночное время этот кабинет превращался в квартиру врача, всё имущество которого умещалось в чемодане под кушеткой. Теперь там трудится армия детских врачей, выросли прекрасные больницы, а в период бурного строительства БАМа вопрос развития детской службы в районе обсуждался на заседании правления Общества педиатров России в Москве. Мне, председателю Общества педиатров Якутии, довелось тогда держать отчет перед очень солидными столичными организаторами и учеными. Они проявляли большой интерес не только к профессиональным нашим делам и показателям, но и к особенностям жизни: условиям быта, обычаям, культуре, исконным занятиям населения, климату, одежде и многому другому.

Эти воспоминания дороги ей, потому что каждое пережито и выстрадано сердцем.

С открытием Республиканской детской больницы вся работа главного педиатра Минздрава республики в районах планировалась и проводилась совместно с ее коллективом: кураторство, выездные бригадные осмотры детей специалистами, семинары, конференции, всего даже не перечислить. В больнице начала функционировать детская специализированная помощь, открыты хирургическое, оториноларингологическое, нефрологическое отделения, отделение патологии новорожденных. Появились лабораторная, рентгенологическая, физиотерапевтическая помощь, была открыта палата интенсивной терапии. Больница стала учебной базой для студентов и интернов, а впоследствии использовалась и для прохождения первичной специализации врачей.

Работы было невпроворот, жили интересно и одухотворенно, мечтали, любили, верили. Людмила Михайловна с теплотой вспоминает теперь незабываемые эпизоды рабочих будней 40-летней давности и тех, с кем их пришлось пережить.

- В начале 60-х всем медицинским миром от педиатра до хирурга вышли на борьбу с трахомой. Прошли срочный короткий курс у окулиста по выворачиванию века и выдавливанию трахомных зерен и - вперед! Не поверите, мастерски управлялись все. Ее глаза, такие яркие и молодые, светятся, когда она рассказывает о своей работе.

- Срочный вызов в наслег Балыктах. Лечу вертолетом. Мальчик двух лет крайне тяжелый с клиникой панкардита. Оставлять на месте нельзя, поднимать в воздух - опасно для жизни. Выбираю второе. Риск большой, но другого выхода нет. Необходимые процедуры перед полетом. Договариваюсь с пилотом вертолета лететь как можно ниже и машину посадить на пустыре около Республиканской больницы. Ребенка держу на руках, чтобы постоянно наблюдать за состоянием, мама - рядом.

Долетели благополучно, сразу - на консилиум с участием хирурга Б.Альперовича. Он делает пункцию перикарда. Срочно связываюсь с московской клиникой, получаю добро на транспортировку и госпитализацию. До Москвы больного сопровождает врач. Там оперируют, затем следует длительный период выздоровления, мальчика спасли. Этот случай во всех подробностях был освещен в прессе по инициативе московской клиники как пример срочных согласованных действий разных служб во имя жизни ребенка.

Командировка в Кобяй. Цель - комплексная проверка работы по оздоровлению детей и осмотр всего детского населения бригадой специалистов. Работали в медицинских учреждениях, ночевали в поселковом совете. Ночью звонок из участковой больницы, привели мужчину с ножевым ранением живота. Диагноз - множественные ранения кишечника. Всей бригадой из гостиницы бегут в больницу. Детский хирург Полятинский оперирует, эпидемиолог стоит на эфирном наркозе, педиатр (Карпель) - на вене, лор-врач - на пульсе. Операция прошла успешно, больной выжил.

Несколько раз Людмиле Михайловне самой пришлось балансировать между жизнью и смертью.

- На моем счету три сотрясения мозга на командировочных дорогах, - рассказывает она. - А в Батагае однажды пришлось срочно покидать не успевший еще взлететь самолет. У него еще на земле, на взлетной дорожке, загорелся правый мотор. Пилот скомандовал: «Срочно выпрыгивать и быстро бежать от самолета». Всё обошлось. Улетели назавтра другой машиной. Или еще случай: закончилась плановая работа в Покровске. Вечером готова машина на выезд в Якутск, а в это время срочно привозят из наслежных яслей ребенка с анамнезом и клиникой инородного тела дыхательных путей. Договариваюсь по телефону с Республиканской больницей о сборе консилиума с лор-врачом и рентгенологом. Везу ребенка с собой. Уже в пригороде Якутска наступает клиническая смерть. Провожу искусственное дыхание «рот в рот», не думая о предосторожности. Довожу ребенка живым и ночью передаю врачам. А сама через несколько часов вся покрываюсь геморрагической сыпью и теряю сознание на 5 дней. Потом консилиумы, лаборатория на дому около месяца, неврологический стационар, консультация в московской неврологической клинике. В том году не работала целых 7 месяцев, а потом еще получала поддерживающее лечение в Ялтинском научно-исследовательском неврологическом институте. Упорные занятия во врачебно-физкультурном диспансере, лыжи, йога позволили мне избежать инвалидности.

- Преобразования и достижения в детской службе республики, - улыбается Людмила Михайловна, - разительные и очевидные. И всё это произошло благодаря бескорыстному, с полной отдачей знаний, энергии и душевного тепла, труду не одного поколения врачей. И в первом эшелоне были незабываемые Надежда Петровна Афанасьева (первая врач-педиатр в республике), Мария Исаевна Любимова,  Татьяна  Ивановна Крылова (первая педиатр-ученый, профессор), Надежда Ивановна Ковалевская, Клавдия Дмитриевна Быстрова, Татьяна Парфеньевна Дмитриева.

Такие имена! Все первые, все лучшие. Люди, которых знают и любят многие поколения якутян. Каждая - талант, история, легенда здравоохранения Якутии.

- К сожалению, их уже нет с нами, но я со всеми была знакома, работала рядом. Они – мои учителя и добрые наставники. Спасибо им огромное за всё!

Она называет и следующие поколения детских районных врачей: Марию Афанасьевну Зедгинизову, Римму Александровну Спивак, Николая Николаевича Васильева, Сталину Моисеевну Корягину, Веру Федотовну Жевлакову, Галину Ивановну Новикову, Акулину Николаевну Ощепкову, Галину Петровну Туласынову.

- Непременно надо назвать весь коллектив врачей Республиканской детской больницы во главе с Ольгой Викторовной Ериной, они курировали все районы, осуществляя экстренную и плановую помощь в больнице и на местах, повышение квалификации, - продолжает она.

Целая плеяда прекрасных детских врачей, замечательных людей, подвижников и энтузиастов своего дела, людей беспокойных и преданных своей профессии до последних дней.

- Я врач прошлого века, но до сих пор с ревностным интересом слежу за происходящим в детской службе. Горжусь и радуюсь прекрасной базе, современному оборудованию, диагностической и лечебной аппаратуре, интеллекту и профессиональным навыкам врачей. В наше время, - вздыхает она, - в арсенале врача были только, фонендоскоп, краткие анализы и голова. Детский врач – профессия особая. Нам доверяют самое дорогое и главное - жизнь детей. Плохих, даже посредственных детских врачей не должно быть. Кроме грамотности, для нас важны и крайне необходимы и такие качества, как глубокое серьезное призвание, милосердие, сострадание, умение слышать и понимать больного ребенка и его родителей. Целесообразно бы было проводить тестирование на наличие этих качеств у молодых людей, желающих учиться на педиатрическом факультете.

Этим летом моей собеседнице исполнилось 80 лет, но она активна, бодра, и думаю я, что виной тому - ее характер. Энергичная, жизнелюбивая натура ее вся без остатка проявилась в ее работе, на пенсию Людмила Михайловна вышла в 72 года.

«Недавно одна журналистка спросила меня: «Что вы хотели бы пожелать молодым врачам?» - пишет она в своих воспоминаниях. - Когда я ответила коротко: «Удачи», она явно удивилась. А все объясняется очень просто: правильный выбор профессии по глубочайшему призванию - удача, правильный выбор первого места работы - удача, правильно вылеченный первый больной - разве не удача? Первая удача воодушевляет на последующие: удачный коллектив, удачное окружение, удачная семья. В итоге - удачные результаты работы. В этом и заключаются профессиональное счастье и удавшаяся жизнь».
Этот разговор состоялся после встречи у министра, а той журналисткой была я. Я и правда тогда удивилась, потому что ожидала штампа: «Успехов в работе, любви к своим маленьким пациентам», а она ответила «Удачи!»

Что ж, пусть удача не покинет и ее, человека, чьи заслуги в развитии педиатрической службы республики неоспоримы.

Зоя ИГНАТЬЕВА, внешт. корр. «МГ».
Якутск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru